Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Город мастеров»
Срок освоения: 68 дней
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Разработчик:
Афанасьева В.В..
педагог дополнительного
образования
1
I.Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе действующих нормативно-правовых документов.
1.Основные характеристики программы.
Направленность ДОП: техническая
Адресат ДОП: Программа «Город мастеров» предназначена для детей возраста 5 –
6 лет, независимо от их гендерной принадлежности.
Условия набора: без проведения дополнительного отбора.
Актуальность реализации ДОП:
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как
способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки,
совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении
действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и
умениями работы с инструментами (в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека).
Непосредственный контакт ребенка с различными материалами в творчестве позволяют
узнать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают
яркими образами окружающего мира.
Особенность данной программы является
развитие у детей творческого
характера, исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств
разнообразных, необычных материалов, используемых в работе. Художественный труд это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает
инструменты, исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, нитки, листья,
семена ….) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного
продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака - польза и красота в их
гармоничной согласованности.
Уровень освоения: общекультурный
Объем и срок освоения – 68 часа, 68 дней.
Цель программы: – развивать познавательные, конструктивные, творческие и
художественные способности в процессе создания образов, используя различные
материалы и техники.
Задачи:
Образовательные:
- формировать креативное мышление дошкольников с помощью ознакомления с
методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
- обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги,
картона, ткани, ниток, бросового материала;
- формировать знания, умения, навыки для достижения определенных результатов
Развивающие:
- развитие интереса к художественно-конструктивной деятельности;
- развитие творческих способностей у детей, оригинальности подхода к решению задач,
умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов
выполнения
Воспитательные:
- формировать способность последовательно осуществлять свой замысел; -воспитывать
аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
- формировать умение работать вместе, уступать друг другу, договариваться о совместной
работе.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
2
В процессе освоения программы обучающиеся:
- овладеют различными приемами преобразования материалов;
-разовьют познавательные, конструктивные способности
- стремятся к самовыражению впечатлений и эмоций, ответственности за начатое дело,
уважительного отношения к результатам труда.
Метапредметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
-регулятивные: умеют определять план действий, действовать по выбранному плану,
находить рациональные способы работы, описывать желаемый результат, осуществлять
взаимопроверку.
-познавательные: знают основные приемы конструирования, методы использовании в
работе различных инструментов
-коммуникативные: умеют задавать вопросы и отвечать на них, передавать содержание в
сжатом, выборочном или развёрнутом виде, работают в группе, вносят вклад в совместные
действия.
Предметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
- сформированны практические умения и навыки использования на практике приемы
плоскостного, объемного конструирования
- ссформировано умение видеть необычное в обычных предметах
Организационно-педагогические условия реализации ДОП
Язык реализации – государственный язык РФ-русский.
Форма обучения – очная
Особенности реализации – выставки работ
Возможность обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: не имеется.
Условия набора и формирования группы – на обучение принимаются дети от 5 до
6 лет без специального отбора на основе заявления родителей (законных представителей).
Формы организации и проведения занятий:
Формы проведения занятий: занятие, беседа, практическая работа; работа под
руководством педагога, самостоятельная работа.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: групповая
Материально-техническое оснащение:
Технические средства обучения:
- персональный ноутбук
- мультимедийный проектор
Наглядные пособия: демонстрационная доска, дидактический материал в
соответствии с темами занятий
Материалы для обучающихся: раздаточные материалы (цветная бумага, картон,
пластилин, виды круп …)
Учебный план
№
П\п
Наименование раздела,
темы
1
Вводное занятие
2
3-4
5-6
Паучок
Березовая роща
Еж в лесу
Кол-во часов
Всего Теория Практика
1
0
25
2
2
2
10
10
10
3
40
40
40
Форма контроля
Практическое
задание,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
7-8
9-10
11-12
Жар-птица»
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
59-60
61-62
Аист
Пароходы
2
2
10
10
40
40
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
63-64
65-66
67
Бабочки на цветах
Народная кукла
2
2
2
10
10
10
40
40
40
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
1
0
25
Практическое задание,
наблюдение
68
340
1360
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
68
Осенний пейзаж
Зайчик
Котик
Балерина
Осьминожки
Мишутка
Веселые ребята
Царевна- лягушка
Лошадки
Совята
Забавные снеговики
Елочные игрушки
Снежинки
Пингвин на льдине
Сказочные шляпы
Пальчиковый театр
Подвесные игрушки
Закладка для книг
Воздушный транспорт
Цветы для мамы
Автомобили
Сказочный дом
Скворечник
Космические ракеты
Веселый клоун
Силуэтные куклы и их
наряды
Итоговое занятие
Итого:
4
ПРИНЯТ
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕН
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной
программы « Город мастеров» на 2025 – 2026 учебный год
Педагог: Афанасьева В.В.
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала окончания учебных
учебных
учебных
обучения занятий занятий
недель
дней
часов
1 год
01.09.2025 29.05.2026
36
68
5
68
Режим занятий
2 раза в неделю
по 1 часу
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Город мастеров»
Срок освоения: 68 дней
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Разработчик:
Афанасьева В.В.
педагог дополнительного образования
6
Задачи:
Образовательные:
- формировать креативное мышление дошкольников с помощью ознакомления с
методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
- расширить геометрические знания и представления;
- формировать знания, умения, навыки для достижения определенных результатов
Развивающие:
- развитие интереса к художественно-конструктивной деятельности;
- развитие творческих способностей у детей, оригинальности подхода к решению задач,
умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов
выполнения
Воспитательные:
- формировать способность последовательно осуществлять свой замысел; -воспитывать
аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
- формировать умение работать вместе, уступать друг другу, договариваться о совместной
работе.
Раздел, темы
Содержание программы
Теория
Вводное
Паучок
Сочетание различного
материала.
Березовая роща
Прием накручивания узкой
длинной полоски бумаги на
карандаш.
Еж в лесу
Составление композиции
Осенний пейзаж
Работа с природным
материалом (сухие листья)
Зайчик
Навыки работы с мягким
материалом
Планирование хода
выполнения работы.
Создание композиции с
использование крупы (рис,
гречка, пшено). Передавать
индивидуальные черты
Котик
Практика
Знакомство с конструированием
Проведение инструктажа по ТБ
Дидактическая игра «Круг имен»
на знакомство с коллективом
Создание композиции из
природного и бросового
материала (нитки, осенние
листья, грецкий орех)
Подведение итогов, рефлексия
Рассматривание иллюстраций
Игровое упражнение «Кто быстрее
накрутит полоску»
Практическая работа
Подведение итогов, рефлексия
Игровое упражнение «Что такое
композиция»
Дидактическая игра «Собери
композицию»
Практическая работа
Подведение итогов, рефлексия
Дидактическая игра «Что за
листочек»
Создание картины из сухих
осенних листьев.
Подведение итогов, рефлексия
Беседа
Практическая работа
Подведение итогов, рефлексия
Дидактическая игра «Кто, где
спрятался»
Создание композиции с
использование крупы (рис,
7
Контроль
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
опрос
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
Балерина
Осьминожки
Мишутка
Веселые ребята
Царевна- лягушка
Лошадки
героя через использование
различных видов круп.
Создание композиции из
бросового материала
(стружка от цветных
Карандашей)
гречка, пшено).
Подведение итогов, рефлексия
Игровое упражнение « Где
находиться стружка»
Ориентирование на листе бумаги
Практическая работа
Подведение итогов, рефлексия
Создание поделки из
Подготовка материала
бумаги и картона способом
Ориентирование на листе
закручивания бумаги
Практическая работа
при помощи карандаша.
Подведение итогов, рефлексия
Знакомство с новым видом Подготовка материала
ручного труда ( изготовление Игровое упражнение «Интересная
подделки с помощью опилок заварка»
и гранулированного чая)
Практическая работа
Подведение итогов, рефлексия
Создание поделки из
Подготовка материала
бросового материала (яйца
Практическая работа
«киндер»).
Подведение итогов, рефлексия
Работа в технике
Дидактическая игра «Что за цвет»
пластилинографии.
Практическая работа
Использование
Подведение итогов, рефлексия
различных цветов для
передачи сказочного образа
героя.
Создание композиции из
Знакомство с новым материалом
бросового материала
Практическая работа
(спички).
Подведение итогов, рефлексия
Совята
Создание поделки из
природного материала
(шишки).
Знакомство с новым материалом
Практическая работа
Подведение итогов, рефлексия
Забавные
снеговики
Ознакомление со способом
объемного конструирования
снеговиков из бумаги
Практическая работа
Подведение итогов, рефлексия
Елочные игрушки
Моделирование игрушек
Снежинки
Создание поделки с
помощью техники
«вытынанка»;
Знакомство с моделированием
игрушек
Практическая работа
Подведение итогов, рефлексия
История «вытынанка»
Практическая работа
Подведение итогов, рефлексия
Пингвин на
льдине
Моделирование игрушек
Практическая работа
Подведение итогов, рефлексия
Сказочные
шляпы
Ознакомление с техникой
изготовления объемной
игрушки из ниток и клея.
Пальчиковый
театр
Продолжение работы с
техникой изготовления
Беседа; « Что можно получить из
ниток и клея»
Практическая работа
Подведение итогов, рефлексия
Составление плана работы,
заготовок.
Практическая работа
8
воспитанников
Наблюдение,
опрос
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
Подвесные
игрушки
Закладка для
книг
Воздушный
транспорт
Цветы для мамы
Автомобили
Сказочный дом
Скворечник
Космические
ракеты
Веселый клоун
Жар-птица
Аист
объемной игрушки из ниток
и клея
Моделирование игрушек
Подведение итогов, рефлексия
Практическая работа
Подведение итогов, рефлексия
Конструирование из бумаги Игровое упражнение: « Что такое
«Закладка для книги в закладка»
технике оригами»
Практическая работа
Подведение итогов, рефлексия
Ознакомление с
Рассматривание иллюстраций
технологической картой
«Воздушный транспорт»
последовательности
Технологическая карта
изготовления.
последовательности изготовления.
Моделирование транспорта
Практическая работа
Подведение итогов, рефлексия
Складывание бумаги
Рассматривание иллюстраций
различными способами
цветов. Выбор цветка.
Технологическая карта
последовательности изготовления.
Практическая работа
Подведение итогов, рефлексия
Складывание бумаги
Рассматривание иллюстраций.
различными способами
Технологическая карта
последовательности изготовления
Подведение итогов, рефлексия
Применение ранее
Рассматривание иллюстраций.
приобретенных конструктив Выбор сказочного домика и
ных навыков
способа изготовления.
Технологическая карта
последовательности изготовления
Подведение итогов, рефлексия
Складывание бумаги
Рассматривание иллюстраций с
различными способами
изображением перелетных птиц.
Технологическая карта
последовательности изготовления
Подведение итогов, рефлексия
Складывание бумаги
Рассматривание иллюстраций
различными способами
космических ракет.
Технологическая карта
последовательности изготовления
Подведение итогов, рефлексия
Создание игрушки с
Рассматривание иллюстраций
помощью техники
Выбор способа изготовления
изготовления объемной
клона
игрушки из ниток и клея
Технологическая карта
последовательности изготовления
Подведение итогов, рефлексия
Работа в технике
Рассматривание иллюстраций
пластилинографии.
Выбор способа изготовления
Использование различных
клона
цветов для передачи
Технологическая карта
сказочного образа героя.
последовательности изготовления
Подведение итогов, рефлексия
Конструирование из
Рассматривание иллюстраций
бросового материала
Выбор материала для
изготовления подделки
9
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
Пароходы
Бабочки на цветах
Народная кукла
Силуэтные куклы
и их наряды
Итоговое
Технологическая карта
последовательности изготовления
Подведение итогов, рефлексия
Складывание бумаги
Рассматривание иллюстраций
различными способами
Выбор способа изготовления
клона
Технологическая карта
последовательности изготовления
Подведение итогов, рефлексия
Изготовление композиции
Игровое упражнение «Угадай кто
бабочек в технике оригами
я»
Последовательность работы
Подведение итогов, рефлексия
Изготовление
куклы
с Знакомство с традиционными
помощью
приемов народными куклами
складывания,
Подбор нужного материала
сворачивания, скручивания, Изготовление текстильной куклы
Подведение итогов, рефлексия
обматывания, завязывания.
Изготовление кукол
Знакомство с силуэтными куклами
знакомыми способами
Технологическая карта
последовательности изготовления
Подведение итогов, рефлексия
Практическая работа - выставка
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Календарно - тематический план
Тема занятия.
Краткое содержание
Вводное
Паучок
Березовая роща
Еж в лесу
Осенний пейзаж
Зайчик
Котик
Балерина
Осьминожки
Мишутка
Веселые ребята
Царевна- лягушка
Лошадки
Совята
Забавные снеговики
Елочные игрушки
Снежинки
Пингвин на льдине
Сказочные шляпы
Пальчиковый театр
Количество
часов
очно
план
факт
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
10
Дата
планируемая
02.09.2025
04.09.2025
09.09.2025-11.09.2025
16.09.2025-18.09.2025
23.09.2025-25.09.2025
02.10.2025-07.10.2025
09.10.2025-14.10.2025
16.10.2025-21.10.2025
23.10.2025-28.10.2025
06.11.2025-11.11.2025
13.11.2025-18.11.2025
20.11.2025-25.11.2025
27.11.2025-02.12.2025
04.12.2025-09.12.2025
11.12.2025-16.12.2025
18.12.2025-23.12.2025
13.01.2026-15.01.2026
20.01.2026-22.01.2026
27.01.2026-29.01.2026
03.02.2026-05.02.2026
Дата
фактическая
Подвесные игрушки
Закладка для книг
Воздушный транспорт
Цветы для мамы
Автомобили
Сказочный дом
Скворечник
Космические ракеты
Веселый клоун
Жар-птица»
Аист
Пароходы
Бабочки на цветах
Народная кукла
Силуэтные куклы и их наряды
Иоговое
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
10.02.2026-12.02.2026
17.02.2026-19.02.2026
24.02.2026-26.02.2026
03.03.2026-05.03.2026
10.03.2026-12.03.2026
17.03.2026-19.03.2026
24.03.2026-26.03.2026
07.04.2026-04.04.2026
14.04.2026-16.04.2026
21.04.2026-23.04.2026
28.04.2026-30.04.2026
05.05.2026-07.05.2026
12.05.2026-14.05.2026
19.04.2026-21.05.2026
26.05.2026
28.05.2026
Методические и оценочные материалы
Учебно-методический комплекс:
-Тематические подборки наглядных материалов; технологические карты, образцы моделей,
плакаты, фото и видеоматериалы;
Для реализации задач здоровьесбережения имеется подборка профилактических,
развивающих упражнений (для глаз, для рук, для снятия напряжения и профилактики
утомления и т.п.);
Интернет источники:
https://detstvo-press.ru/upload/iblock/772/77230b3830c9d324db2d859b59cc05c6.pdf
https://ped-kopilka.ru/
Технологии и методы, используемые при проведении занятий
Методы, используемые при проведении занятий
Методы, в основе которых лежит уровень активизации деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный: предъявление информации различными способами
(объяснение, рассказ, беседа, демонстрация и др.);
- Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск еѐ решения детьми;
- Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: беседа, и др.);
Высокая результативность работы по программе достигается при использовании
различных педагогических технологий:
- Технология личностно-ориентированного обучения (обучение каждого ребенка в группе,
исходя из его возможностей, способностей, перспективы);
-Игровые технологии: дидактические игры, викторины, упражнения;
Перечень дидактических средств, ЭОР
Тематическая подборка иллюстративного материала
Источники
Список литературы для педагогов:
1. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010.
2.Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий
2003», 2007 г.
3.ДавыдоваГ. Н. «Пластилинография-Детский дизайн 3». javascript:addImage('message')
4. Короткова Е. А. «Рисование, аппликация, конструирование в детском саду», Ярославль,
Академия развития.
11
5. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», Москва, 2006.
6. Малышева А. Н. ; Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду».
7. Нагибина М. И. «Чудеса для детей из ненужных вещей». – Ярославль: Академи
яразвития.
8. Новикова И. В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия
развития, 2011 г.
9. Селезнева Е. В. «Цветы и игрушки из скрученной бумаги», Литера, Санкт- Петербург,
2012.
Оценочные материалы
Контроль проводится с целью выявления первоначального уровня знаний и умений,
возможностей детей и определения природных физических качеств.
Формы: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога.
Виды и формы контроля
▪ Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования,
беседы, игры, педагогического наблюдения.
▪ Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме
педагогического наблюдения, устного и письменного опроса, анализа выполнения
творческих работ, тестирования.
▪ Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре-месяце. Формы
проведения: тест, практическое задание, деловая /ролевая игра.
▪ Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и
умений, тестирования, выполнения практического задания, выставки.
12