ДОП "Волшебная мастерская" (4-5 лет)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1

УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________

Дополнительная общеразвивающая программа
«Волшебная мастерская»

Срок освоения: 68 дней
Возраст обучающихся: 4-5 лет

Разработчик:
Афанасьева В.В.
педагог дополнительного образования
1

I.Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе действующих нормативно-правовых документов.
1.Основные характеристики программы.
Направленность ДОП: художественная
Адресат ДОП: Программа «Волшебная мастерская» предназначена для детей
возраста 4 – 5 лет, независимо от их гендерной принадлежности.
Условия набора: без проведения дополнительного отбора.
Актуальность реализации ДОП:
В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с
использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для
творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в
настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом
отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на
первых этапах её становления. Углубленное знакомство с региональными особенностями и
умением отображать их в своих работах.
Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка
искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться
различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и
т.п. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе
практического интереса в развивающей деятельности.
Особенность данной программы
Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству
посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой,
рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг,
кляксография монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому
воображению и фантазированию.
Уровень освоения: общекультурный
Объем и срок освоения – 68 часов, 68 дней.
Цель программы формирование у ребенка художественной позиции в процессе изучения
и отображения окружающей действительности, через нетрадиционные техники
изобразительной деятельности.
Задачи:
Обучающие
- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой,
скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- развивать умение видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте
природы, произведений классического искусства;
- учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным
материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
- совершенствовать умение оценивать созданные изображения;
- учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
Развивающие
-развитие художественного вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию,
наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и
приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и
обобщение);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование
практических умений;
Воспитательные
2

- воспитать интерес к творчеству, желание творить самостоятельно;
- воспитать чувство ответственности за результаты своей деятельности;
- развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на
интересующую ребенка тему.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
- совершенствуются первичные ценности представлений (самоуважение, уверенность в
своих силах и возможностях, позитивное отношение к окружающим;
- сформируется творческий подход (готовность к созданию нового, способность
реализовывать себя в изобразительной деятельности), ответственности за начатое дело,
уважительного отношения к результатам труда.
Метапредметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
- развитие когнитивных способностей (любознательность, развитое воображение,
наблюдательность);
- развитие у детей чувственно-эмоциональные проявления, художественный вкус,
творческое воображение, пространственного мышления;
-владеют различными формами познавательной деятельности: логического и
ассоциативного мышления, воображения, памяти;
- способность разрешать конфликты, договариваться, сопереживать, учитывать интересы и
чувства других людей, адекватно проявлять свои чувства, верить в себя.
Предметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
- знают первоначальные основы в изучаемой предметной области; - виды графических и
живописных материалов;
- знают основы цветоведения, графические техники, композиционные основы;
- умеют ориентироваться в формате листа (изображать предметы крупно, полностью
используя бумагу);
- знают теплые и холодные цвета, темные и светлые тона;
- умеют получать дополнительные оттенки путем смешения основных цветов;
Организационно-педагогические условия реализации ДОП
Язык реализации – государственный язык РФ-русский.
Форма обучения – очная
Особенности реализации – выставки работ
Возможность обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: не имеется.
Условия набора и формирования группы –на обучение принимаются дети от 4 до
5 лет без специального отбора на основе заявления родителей (законных представителей).
Формы организации и проведения занятий:
Формы проведения занятий: занятие, беседа, практическая работа; работа под
руководством педагога, самостоятельная работа.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: групповая
Материально-техническое оснащение:
Технические средства обучения:
- персональный ноутбук
Наглядные пособия: дидактический материал в соответствии с темами занятий
Информационное обеспечение:
Материалы для обучающихся: раздаточные материалы (акварельные краски, гуашь,
восковые и масляные мелки, свеча…)
3

Учебный план
Наименование раздела, темы

2

«Дождик»

3

«Озеро с лебедями»

4

«Осенний листок»

5

«Яблочно- грушевый компот»

6

«Ночное небо»

7

«Мухомор»

8

«Золотая осень»

9

«Красивый букет»

10

«Разноцветные бабочки»

11

«Осенние листочки»

12

«Путешествие Кисточки»

13

24
25
26
27
28
29

Плюшевый
медвежонок»
(рисование
поролоном)
«Разноцветные зонтики» (смешивание
цветов)
«Живописный луг» (оттиск скомканной
бумагой)
«Скатерть- самобранка» (натюрморт)
«Колючая сказка»(рисование штрихом)
«Верблюд в пустыне»
«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь
отправляли»
«Синие узоры на белоснежном поле»
«Пейзаж у озера» (монотипия)
«Радуга-дуга, не давай дождя!»
«Превращения камешков» (рисование на
камнях)
«Волшебница-зима» (пейзаж)
«Снежная семья».
«Воздушные шары для феи»
«Ёлочка пушистая, нарядная».
«Морозные узоры» (рисование свечой)
«Первый снег» (граттаж)

30
31
32
33

«Снегири»
«Ночное небо» (набрызг)
«Узоры на окнах».
«Первый снег». Рисование пальчиками

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Форма контроля

Кол-во часов

№
П\п
1

Всего

«Овощи»

4

Теория

Практика

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1
1
1

5
5
5

15
15
15

1

5

15

1
1
1

5
5
5

15
15
15

1

5

15

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5
5
5
5
5
5
5
5
5
5

15
15
15
15
15
15
15
15
15
15

Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

«Снежный лес» (по мятой бумаге)
«Зимняя Сказка» (рисование пальцами,
печать по трафарету
«Зимние напевы (набрызги)»
«Волшебница-зима» (пейзаж)
«Бабочка-красавица» (монотипия)
«Картина настроения» (рисование
мыльными пузырями)
«Мое любимое дерево».
«Елочка нарядная». (Оттиск поролоном,
рисование пальчиками)
«На что похоже?»
«Подарок папе».
«Несуществующее животное» (раздувание
краски)
«Профессии, которые мне нравятся»
(Цветной граттаж)
«Моя любимая чашка на столе» (печать по
трафарету, оттиск печатками)
«Зоопарк» (шаблонография)
«Букет для мамы».
Ежик
(пластиковая вилка)
«Ранняя весна».
«Ветка с первыми листьями» (Жесткая
кисть)
«Веточка мимозы» (тычок ватной
палочкой)
«Цыплёнок» (тычок жесткой кистью)
«Моё море» (рисование на мокром листе)
«Мои любимые рыбки» (оттиск печатками)
«Звездное небо».
Весеннее Солнце.(коллективная
работа)Рисунки ладошками
«Расцвели одуванчики».
«Хмурый день».
«Желтый одуванчик» (тычок жесткой
кистью).
«Петушок, золотой гребешок».
«Космический пейзаж» рисование по
краске заостренной палочкой
««Как я люблю одуванчики» (обрывание,
тычкование)
Подводный мир – осминожки
(коллективная работа)
«Капитошка» (рисование мыльными
пузырями)
«Праздничный салют над городом» (тычки
жесткой полусухой кистью)
«Мишка косолапый» (Тычок жесткой
кистью)
Итоговое
Итого

5

1

5

15

1

5

15

1
1
1

5
5
5

15
15
15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1
1

5
5

15
15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1
1

5
5

15
15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1
1
1
1

5
5
5
5

15
15
15
15

1

5

15

1
1

5
5

15
15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

0

20

68

340

1000

Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение

ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1

УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________

Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной
программы « Город мастеров» на 2025 – 2026 учебный год
Педагог: Афанасьева В.В.
Год

Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала окончания учебных
учебных
учебных
обучения занятий занятий
недель
дней
часов
1 год

01.09.2025 29.05.2026

36

68

6

68

Режим занятий

2 раза в неделю
по 1 часу

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1

УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________

Дополнительная общеразвивающая программа
«Волшебная мастерская»
Срок освоения: 68 дней
Возраст обучающихся: 4-5 лет

Разработчик:
Афанасьева В.В.
педагог дополнительного образования
7

Задачи:
Обучающие
- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой,
скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- развивать умение видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте
природы, произведений классического искусства;
- учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным
материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
- совершенствовать умение оценивать созданные изображения;
- учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
Развивающие
-развитие художественного вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию,
наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и
приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и
обобщение);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование
практических умений;
Воспитательные
- воспитать интерес к творчеству, желание творить самостоятельно;
- воспитать чувство ответственности за результаты своей деятельности;
- развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на
интересующую ребенка тему.

Раздел, темы
«Овощи»

«Дождик»

«Озеро с
лебедями»

«Осенний листок»

Содержание программы
Теория
Рисование при помощи
ватных палочек и гуаши.
Знакомить детей с новым
видом творчества.
Воспитывать усидчивость,
аккуратность в работе.
Развивать творческое
воображение.
Рисование пальчиком;
учить рисовать из тучек
дождик, передавая его
характер (мелкий,
капельками); использовать
точку как средство
выразительности; правильно
располагать элементы
рисунка на листе;
Рисование ладошками.
Создать условия для
наиболее свободного
раскрытия творческих
способностей детей среднего
возраста.
Рисование осенних листьев в
нетрадиционной технике
«пуантилизм». Передавать в

Практика

Контроль

Художественное слово. Беседа.
Наблюдение,
Физкультминутка. Практическая изучение
работа Выставка работ.
деятельности
воспитанников

Художественное слово. Беседа. Наблюдение,
Физкультминутка. Практическая изучение
работа Выставка работ.
деятельности
воспитанников

Перелетные
птицы.
Художественное слово. Беседа.
Физкультминутка. Практическая
работа Выставка работ.
Художественное слово. Беседа.
Физкультминутка. Практическая
работа Выставка работ.

8

«Разноцветные
бабочки»

рисунке характерную
фактурностьвнешнего вида с
помощью нетрадиционного
способа рисования
«пуантилизм»
Рисование с помощью
отпечатки половиной
яблока.
Дать детям знания о способе
нанесения краски на срез
яблока, прижимать половину
яблока к бумаге, создавая
оттиск.
Создавать композицию,
используя разные средства
выразительности: цвет, сила
оттиска, правильное
расположение на листке;
обогащать образ, создавая
дополнительные детали.
Рисование с использованием
трафаретов и губки. и;
Воспитывать стремление
выполнять свою работу
аккуратно
Рисование пальчиками.
Наносить ритмично точки в
заданный контур.
Воспитывать интерес к
природе.
Помочь детям освоить
новый способ изображения –
рисование пластилином.
Смешивать цвета, получая
нужные оттенки
Продолжать знакомить
детей со способом
изображения
"кляксография", показать ее
выразительные
возможности, продолжать
учить дорисовывать детали
объектов, развивать
воображение и фантазию.
Смешивать цвета, получая
нужные оттенки.

«Осенние
листочки»

Смешивать цвета, получая
нужные оттенки.

«Путешествие
Кисточки»

Познакомить со свойствами
различных худ материалов;
вызвать у детей интерес к
изобразит искусству;

«Яблочногрушевый
компот»

«Ночное небо»

«Мухомор»

«Золотая осень»

«Красивый букет»

Художественное слово.
Беседа.
Физкультминутка.
Практическая работа
Выставка
работ.

Художественное слово. Беседа.
Физкультминутка. Практическая
работа Выставка работ.
Художественное слово. Беседа.
Физкультминутка. Практическая
работа Выставка работ.
Художественное слово. Беседа.
Физкультминутка. Практическая
работа Выставка работ.
Беседа.
Слушание
музыки.
Рассматривание готовых примеров.
Артикуляционная
гимнастика.
Самостоятельная
деятельность
детей. Выставка работ.

Вступительное слово.
Художественное слово.
Беседа.
Физкультминутка.
Практическая работа.
Вступительное слово.
Художественное слово.
Беседа.
Физкультминутка.
Практическая работа..
Вступительное слово.
Художественное слово. Беседа.
Физкультминутка. Практическая
работа

9

Плюшевый
медвежонок»
(рисование
поролоном)

«Разноцветные
зонтики»
(смешивание
цветов)

«Живописный
луг» (оттиск
скомканной
бумагой)

научить отдельным приемам
работы кистью и
карандашом.
Помочь детям освоить
новый способ изображения –
рисование поролоновой
губкой. Побуждать
передавать образ знакомой
игрушки, закреплять умение
изображать форму частей, их
величину, расположение,
цвет.
Закреплять представления о
цветовом многообразии.
Расширять знания цветовой
гаммы. Осваивать способ
получения новых оттенков.
Учить составлять
гармоничную цветовую
композицию.
Закреплять знания детей о
пейзаже как о виде
живописи, знакомить с
техникой рисования
скомканной бумагой.

«Скатертьсамобранка»
(натюрморт)

Дать представление о
натюрморте

«Колючая
сказка»(рисование
штрихом)

Наносить длинные и
короткие штрихи в одном и
разных направлениях, учить
накладывать штрихи в
одном направлении, без
просветов. Отработка
легкости движения и
свободного перемещения
руки по всему листу.
Показать выразительные
возможности простого
карандаша.
Расширять представления о
пустыне, развивать умение
передавать свои впечатления
в рисунке. Знакомить с
новым приёмом рисования –
«расчесывание» краски.
Освоение нового
графического знака –
волнистая линия, отработка

«Верблюд в
пустыне»

Загадки об игрушках. Чтение
стихотворения
Л.Герасимова
«Сбежали
игрушки».
Физкультминутка.
Рассматривание. Самостоятельная
деятельность детей.

Чтение стихотворения Е.Благинина
«Радуга».
Загадка. Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная
деятельность
детей. Подвижная игра Выставка
работ.
Рассматривание
картин
с
изображением
луга
Загадка.
Пальчиковая
гимнастика.
Самостоятельная
деятельность
детей. Подвижная игра..
Отгадывание загадок. Знакомство с
понятием
натюрморт.
Рассматривание
картин
с
изображением
натюрморта
Пальчиковая
гимнастика
Составление своего натюрморта.
Самостоятельная
деятельность
детей..
Загадка. Чтение сказки В.Росин
«Зачем ёжику колючки?» Беседа.
Физкультминутка.
Показ
рисования.
Самостоятельная
деятельность детей.

Чтение стихотворения «Колючка
на ужин» М.Пляцковского. Беседа.
Рассматривание
иллюстраций.
Физкультминутка.
Уточнение
способов
изображения.
Самостоятельная
деятельность
детей..

10

«По небу тучи
бежали, птиц в
дальний путь
отправляли»

«Синие узоры на
белоснежном
поле»

«Пейзаж у озера»
(монотипия)

плавного, непрерывного
движения руки.
Представления о пейзаже,
показать изобразительные
особенности техники
изображения – монотипии.
Закрепить понятия о
симметрии. Подвести к
тому, что пейзаж можно
придумывать по замыслу.
Сздавать декоративную
роспись, составлять
растительный узор с
простым чередованием
элементов в круге.

Рассматривание
иллюстраций
Вступительная
беседа.
Физкультминутка Художественное
слово. Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная работа детей.

Вступительная
беседа.
Физкультминутка Художественное
слово. Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная работа детей.

Представления о пейзаже,
показать изобразительные
особенности техники
изображения – монотипии.
Закрепить понятия о
симметрии. Подвести к
тому, что пейзаж можно
придумывать по замыслу.
Самостоятельное и
творческое отражение
представлений о красивых
природных явлениях
разными изобразительновыразительными
средствами. Создание
интереса к изображению радуги..
Создание художественных
образов на основе
природных форм
(камешков). Освоение
разных приёмов рисования
на камешках различной
формы.
Учить эстетическому
восприятию природы,
средствам передачи
выразительности пейзажа
проявлять творчество,
фантазию.

Вступительная беседа.
Физкультминутка Чтение
стихотворения «Улыбка». Показ
приемов рисования. Пальчиковая
гимнастика . Самостоятельная
работа детей.

«Снежная семья».

Эстетическое восприятия
природы, проявлять
творчество, фантазию.

«Воздушные
шары для феи»

Развивать эстетические
познания о цветах,
познакомить с графическими
умениями и навыками в

Вступительная
беседа,
Физкультминутка Художественное
слово. Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная работа детей.
Показ
приемов
рисования.
Физкультминутка Самостоятельная
деятельность детей.

«Радуга-дуга, не
давай дождя!»

«Превращения
камешков»
(рисование на
камнях)

«Волшебницазима» (пейзаж)

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Вступительная беседа. Чтение Наблюдение,
стихотворения. Показ картинки, опрос
рассматривание. Физкультминутка
Самостоятельная
деятельность
детей.

Вступительная
беседа.
Показ Наблюдение,
техники рисования гуашью на опрос
камнях.
Физкультминутка,
Самостоятельная
деятельность
детей.
Чтение отрывков из стихов. Наблюдение
Описание
детьми
леса.
Физкультминутка Показ рисунка,
приемов
рисования.
Самостоятельная
деятельность
детей..

11

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
опрос

передаче круглой формы
предметов.
«Ёлочка
Техника обрывания бумаги;
пушистая,
закрепить представление о
нарядная».
свойствах бумаги;
познакомить с техникой
рисования фломастером.
«Морозные
Вызывать интерес у детей к
узоры» (рисование зимним явлениям природы,
свечой)
развивать зрительную
наблюдательность,
способность замечать
необычное, помочь освоить
новый способ рисования свечой.
«Первый
снег» Уточнять и расширять
(граттаж)
представления детей о зиме,
отображать состояние
погоды, используя технику
граттаж.
«Снегири»
Рисование птиц, мазками
изображать перья;
воспитывать любовь и
заботу о зимующих птицах;
радовать полученному
результату.
«Ночное
(набрызг)

небо» Представления детей о
времени суток, рисование
звездного неба, используя
приемы набрызга,
совершенствовать умение
обследовать предметы,.

«Узоры на окнах».

«Первый снег».
Рисование
пальчиками
«Снежный лес»
(по мятой бумаге)

«Зимняя Сказка»
(рисование
пальцами, печать
по трафарету

Развивать творчество,
эстетическое восприятие
явлений природы, учить
видеть красоту природных
явлений. Рисование в
холодных тонах, создавая
оттенки.
Эстетическое восприятие
природы средствам передачи
выразительности пейзажа,
проявлять творчество,
фантазию.
Формировать умение
рисовать дерево безлистьев,
снег изображать
пальчиками, развивать
инициативу.
Составление композиции.
Упражняться в печати по
трафарету. Закреплять
умение рисовать

Чтение стихотворения. Показ
приемов рисования.
Физкультминутка.
Самостоятельная
деятельность
детей.
Вступительная
беседа.
Физкультминутка Художественное
слово. Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная работа детей.

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Чтение стихотворения. Показ
приемов рисования.
Физкультминутка.
Самостоятельная
деятельность
детей.
Загадывание загадки.
Рассматривание птицы. Показ
приемов рисования.
Физкультминутка
Самостоятельная деятельность
детей. Стихотворение «Мы
кормушку мастерили».
Вступительная беседа.
Физкультминутка , Чтение сказки
С.
Козлова
"Как
ежик
с
медвежонком протирали звезды".
Показ
приема
набрызг.
Пальчиковая
гимнастика
Самостоятельная работа детей.
Чтение стихотворения. Показ
приемов рисования.
Физкультминутка.
Самостоятельная
деятельность
детей

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Вступительная беседа. Худ. слово. Наблюдение
Физкультминутка
Самостоятельная
деятельность
детей
Беседа, Ознакомление с готовой
работой. Подготовка рабочего
листа. Физкультминутка,
Самостоятельная

Наблюдение

деятельность детей.
Загадывание загадки Показ
приемов, Рисования
Самостоятельная
деятельность
детей.

12

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

пальчиками. Составление
композиции.
«Зимние напевы
(набрызги)»

Вызвать эмоциональный
отклик на художественный
образ зимнего пейзажа,
ассоциации с собственным
опытом восприятия зимней
природы посредством
музыки, живописи, поэзии.
Познакомить с новым
способом изображения снега
– «набрызги».
Учить эстетическому
восприятию природы,
средствам передачи
выразительности пейзажа
проявлять творчество,
фантазию.

Чтение стихотворения А.Пушкина Наблюдение
«Волшебница-зима».
Беседа.
Физкультминутка.
Объяснение.
Пальчиковая
гимнастика
Самостоятельная
деятельность
детей.

Чтение отрывков из стихов.
Описание детьми леса.
Показ рисунка. Уточнение
приемов и способов рисования.
Самостоятельная
деятельность
детей.

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

«Бабочкакрасавица»
(монотипия)

Представления об
особенностях внешнего вида
бабочек. Получение оттиска
в зеркальном отображении.
Рисование бабочки,
используя приём монотипии.

Наблюдение

«Картина
настроения»
(рисование
мыльными
пузырями)

Способность различать и
сравнивать эмоциональные
ощущения.
Рисование мыльными
пузырями.

«Мое любимое
дерево».

Познакомиться с элементами
росписи «Гжель».
Составлять узор в круге..
Совершенствовать умения в
техниках.

Чтение рассказа Н.Сладкова
«Бабочка и солнце»,
стихотворения А.Фета «Бабочка».
Беседа. Физкультминутка.
Объяснение. Пальчиковая
гимнастика. Самостоятельная
деятельность детей.
Чтение стихотворения А.Барто
«Гнев». Беседа.
Дыхательная гимнастика.
Самостоятельная деятельность
детей.
Игра «Паутинка»
Показ изделий народного
промысла. Объяснение способов и
приемов рисования
Физкультминутка
Самостоятельная деятельность
детей.
Чтение стихотворения, Показ
приемов рисования.
Самостоятельная деятельность
детей. Пальчиковая гимнастика
«Елочка»

Придумывание
фантастических образов,
самостоятельно выбирать
материал для рисования

Показ приемов рисования.
Самостоятельная деятельность
детей. Пальчиковая гимнастика.

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Вызвать у детей чувство
любви к своему папе
посредством изготовления
подарка своими руками,

Показ приемов рисования.
Самостоятельная деятельность
детей. Пальчиковая гимнастика

Наблюдение

«Волшебницазима» (пейзаж)

1)

1)
«Елочка
нарядная».
(Оттиск
поролоном,
рисование
пальчиками)
«На что похоже?»

«Подарок папе».

Рисование ели, изображение
елочных игрушек с
помощью печаток.

13

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение

Наблюдение

«Несуществующе
е животное»
(раздувание
краски)

«Профессии,
которые мне
нравятся»
(Цветной граттаж)

используя нетрадиционную
технику рисования
Знакомить детей с новым
способом рисования раздуванием краски,
дорисовывать детали
объектов.
Отражать в рисунке
выразительность внешнего
вида людей различных
профессий, отбирать разные
техники, соответствующие
изображаемому образу.

«Моя любимая
чашка на столе»
(печать по
трафарету, оттиск
печатками)

Развивать эстетическое
восприятие обычных
предметов, умение рисовать
их, комбинировать
различные техники;
формировать чувство
композиции и ритма.
«Зоопарк»
Расширять представления
(шаблонография)
детей о мире животных,
учить изображать животных
способом обведения готовых
шаблонов различных геом.
фигур,
«Букет для мамы». Формировать эстетический
вкус к составлению букетов
и их изображениям.
Ежик
(пластиковая
вилка)

Познакомить с новым
методом – рисование
вилкой.

«Ранняя весна».

Рисование состояние
погоды, совершенствовать
цветовосприятие отбором
оттенков. Научить
складывать лист пополам, на
одной стороне рисовать
пейзаж, на другой получать
его отражение в озере.
Рисование с натуры,
передавать форму вазы и
ветки, учить рисовать
листья.

«Ветка с первыми
листьями»
(Жесткая кисть)
«Веточка
мимозы» (тычок
ватной палочкой)

Рисование кисточкой
веточку мимозы. Рисование
цветов ватной палочкой..

Рассматривание иллюстраций
Беседа. Физкультминутка Чтение
сказки В.Сутеева "Это что за
птица?"
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная деятельность
детей
Рассматривание иллюстраций
,Чтение «Кем быть?» В.В.
Маяковского Театр на ладошке.
Показ приемов работы.
Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная деятельность
детей
Игровая ситуация, Беседа.
Физкультминутка . Объяснение и
показ способа изображения.
Самостоятельная деятельность
детей..

Наблюдение

Повторение основных геом.
фигурХуд. слово.
Показ рисования с помощью
шаблонов. Физкультминутка
Самостоятельное рисование детей.

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Беседа. Рассматривание картинок,
Физкультминутка
Показ приемов работы.
Самостоятельная деятельность
детей
Загадывание загадки. Чтение
рассказа Е. Чарушина «Еж».
Самостоятельная деятельность
детей. Пальчиковая гимнастика.
Загадывание загадок.
Рассматривание картин. Беседа.
Самостоятельная деятельность
детей.

Наблюдение

Показ модели ветки. Чтение
стихотворения. Физкультминутка
Показ методов и приемов
рисования. Самостоятельная
деятельность детей.
Чтение стихотворения Е.Авдиенко
«Мимоза».
Рассматривание веточки мимозы.
Уточнение способа изображения.
Физкультминутка.

Наблюдение

14

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение

«Цыплёнок»
(тычок жесткой
кистью)

«Моё море»
(рисование на
мокром листе)

Рисование методом «тычка»
жесткой кистью, во время
рисования держать кисть
вертикально, не поднимать
её высоко, действуя мягкими
движениями. В первую
очередь обрисовывать
контур, а затем середину
цыплёнка, дорисовывать
мелкие части мягкой кистью.
Развивать чувство цвета,
воображение.
Расширять представления о
возможностях водного
пространства. Рисование с
техникой рисования по
мокрой бумаге.

«Мои любимые
рыбки» (оттиск
печатками)

Знакомить с
художественными
техниками, развивать
чувство композиции и цвета.

«Звездное небо».

Знакомить с
художественными
техниками, развивать
чувство композиции и цвета.

Весеннее
Солнце.(коллекти
вная
работа)Рисунки
ладошками

Вызвать положительные
эмоции у детей от
собственного вклада и от
общей коллективной работы.

«Расцвели
одуванчики».

Передавать образ цветка, его
строение и форму используя
метод тычка жесткой
кистью. Изображать головку
цветка жесткой кистью, не
оставляя промежутка между
тычками.

«Хмурый день».

Передавать в рисунке
хмурый день конца осени
через цвет листа бумаги и
цвет красок, упражнять в
рисовании концом кисти,
закреплять умение
размещать на листе бумаги

Самостоятельная деятельность
детей.
Рассказ про курочку. Пальчиковая
гимнастика. Показ способа
рисования. Физкультминутка.
Самостоятельная деятельность
детей.

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Чтение стихотворения В.Орлова
«Для чего морю наряды?»
Физкультминутка. Рассматривание
репродукций И. Айвазовского
Беседа. Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная деятельность
детей. Подвижная игра Выставка
работ
Рассматривание рыбок.
Физкультминутка. Загадка.
Чтение стихотворения
И.Токмаковой «Где спит рыбка».
Объяснение и показ приемов
рисования Самостоятельная
деятельность детей.
Рассматривание иллюстраций.
Физкультминутка.
Загадка. Слушание музыки.
Объяснение и показ приемов
рисования Самостоятельная
деятельность детей. ка работ
Рассматривание иллюстраций.
Чтение стихотворения про солнце.
Пальчиковая гимнастика,
Самостоятельная деятельность
детей. Игра «Вышло солнце из-за
речки»
Беседа. Физкультминутка. Чтение
стихотворения О.Высотской
«Одуванчик». Беседа. Показ
приемов рисования.
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная деятельность
детей.

Наблюдение

Беседа. Физкультминутка. Чтение
стихотворения Г. Новицкая
«Осень». Беседа. Показ приемов
рисования. Пальчиковая
гимнастика Самостоятельная
деятельность детей.

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

15

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение

однородные предметы рядом
друг с другом на узкой
полосе земли.

«Желтый
одуванчик»
(тычок жесткой
кистью).

«Петушок,
золотой
гребешок».
«Космический
пейзаж»
рисование по
краске
заостренной
палочкой

«Как я люблю
одуванчики»
(обрывание,
тычкование)

Подводный мир –
осминожки
(коллективная
работа)
«Капитошка»
(рисование
мыльными
пузырями)

«Праздничный
салют над
городом» (тычки
жесткой
полусухой
кистью)

Передавать образ цветка, его
строение и форму используя
метод тычка жесткой
кистью. Изображать головку
цветка жесткой кистью, не
оставляя промежутка между
тычками.
Познакомить с народными
традициями изображения
птиц, формировать умения и
навыки в рисовании
сложной формы.
Способ получения
изображения – граттаж.
Побуждать передавать в
рисунке картину
космического пейзажа,
используя впечатления
полученные при
рассматривании
репродукций, чтения
литературы о космосе.
Обрывания и тычкования;
развивать чувство
композиции и колорита в
процессе использования
различных материалов для
создания выразительного
образа одуванчика в
пейзаже.
Формировать умение
обводить ладони и пальцы
простым карандашом,
дорисовывать детали.

Беседа. Физкультминутка. Чтение
стихотворения О.Высотской
«Одуванчик». Беседа. Показ
приемов рисования.
Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная деятельность
детей.
Беседа. Физкультминутка. Чтение
стихов. Показ приемов рисования.
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная деятельность
детей.
Беседа. Физкультминутка. Чтение
стихов. Показ приемов рисования.
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная деятельность
детей.. Игра «Космос»

Наблюдение

Беседа. Физкультминутка. Чтение
стихов. Показ приемов рисования.
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная деятельность
детей.

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Загадывание загадок. Беседа.
Физкультминутка
Самостоятельная деятельность
детей. Пальчиковая гимнастика

Наблюдение

Рисовать, используя
нетрадиционные приемы
изображения: мыльными
пузырями и спиралью,
дорисовывать детали
объекта, для придания ему
законченности и сходства с
реальным образом
Продолжать учить детей
приему рисования "тычок
жесткой полусухой кистью",
закреплять умение рисовать
концом кисти тонкие линии,
развивать чувство
композиции.

Загадывание загадок.
Физкультминутка Рассматривание
картин. Беседа. Самостоятельная
деятельность детей. Игра с
мыльными пузырями

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Беседа. Физкультминутка. Чтение
рассказа В.Осеевой "Синие листья"
Показ приемов рисования.
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная деятельность
детей.

Наблюдение

16

Наблюдение

Наблюдение

«Мишка
косолапый»
(Тычок жесткой
кистью)

Рисование медведя по
контуру тычками; прививать
интерес.

Показ картинки. Физкультминутка.
Рассматривание. Описание
игрушки. Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная деятельность
детей. Игра
Практическая работа - выставка

Итоговое

Наблюдение

Календарно - тематический план
Тема занятия.
Краткое содержание
«Овощи»
«Дождик»
«Озеро с лебедями»
«Осенний листок»
«Яблочно- грушевый компот»
«Ночное небо»
«Мухомор»
«Золотая осень»
«Красивый букет»
«Разноцветные бабочки»
«Осенние листочки»
«Путешествие Кисточки»
Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном)
«Разноцветные зонтики» (смешивание цветов)
«Живописный луг» (оттиск скомканной бумагой)
«Скатерть- самобранка» (натюрморт)
«Колючая сказка»(рисование штрихом)
«Верблюд в пустыне»
«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь
отправляли»
«Синие узоры на белоснежном поле»
«Пейзаж у озера» (монотипия)
«Радуга-дуга, не давай дождя!»
«Превращения камешков» (рисование на камнях)
«Волшебница-зима» (пейзаж)
«Снежная семья».
«Воздушные шары для феи»
«Ёлочка пушистая, нарядная».
«Морозные узоры» (рисование свечой)
«Первый снег» (граттаж)
«Снегири»
«Ночное небо» (набрызг)
«Узоры на окнах».
«Первый снег». Рисование пальчиками
«Снежный лес» (по мятой бумаге)
«Зимняя Сказка» (рисование пальцами, печать по
трафарету

17

Количество
часов
очно
план факт
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
планируемая
02.09.2025
04.09.2025
09.09.2025
11.09.2025
16.09.2025
18.09.2025
23.09.2025
25.09.2025
02.10.2025
07.10.2025
09.10.2025
14.10.2025
16.10.2025
21.10.2025
23.10.2025
28.10.2025
06.11.2025
11.11.2025
13.11.2025
18.11.2025
20.11.2025
25.11.2025
27.11.2025
02.12.2025
04.12.2025
09.12.2025
11.12.2025
16.12.2025
18.12.2025
23.12.2025
13.01.2026
15.01.2026
20.01.2026
22.01.2026
27.01.2026

Дата
фактическая

«Зимние напевы (набрызги)»
«Волшебница-зима» (пейзаж)
«Бабочка-красавица» (монотипия)
«Картина настроения» (рисование мыльными
пузырями)
«Мое любимое дерево».
«Елочка нарядная». (Оттиск поролоном, рисование
пальчиками)
«На что похоже?»
«Подарок папе».
«Несуществующее животное» (раздувание краски)
«Профессии, которые мне нравятся» (Цветной
граттаж)
«Моя любимая чашка на столе» (печать по
трафарету, оттиск печатками)
«Зоопарк» (шаблонография)
«Букет для мамы».
Ежик
(пластиковая вилка)
«Ранняя весна».
«Ветка с первыми листьями» (Жесткая кисть)
«Веточка мимозы» (тычок ватной палочкой)
«Цыплёнок» (тычок жесткой кистью)
«Моё море» (рисование на мокром листе)
«Мои любимые рыбки» (оттиск печатками)
«Звездное небо».
Весеннее Солнце.(коллективная работа)Рисунки
ладошками
«Расцвели одуванчики».
«Хмурый день».
«Желтый одуванчик» (тычок жесткой кистью).
«Петушок, золотой гребешок».
«Космический пейзаж» рисование по краске
заостренной палочкой
«Как я люблю одуванчики» (обрывание,
тычкование)
Подводный мир – осминожки (коллективная работа)
«Капитошка» (рисование мыльными пузырями)
«Праздничный салют над городом» (тычки жесткой
полусухой кистью)
«Мишка косолапый» (Тычок жесткой кистью)
Итоговое

1
1
1
1

29.01.2026
03.02.2026
05.02.2026
10.02.2026

1
1

12.02.2026
17.02.2026

1
1
1
1

19.02.2026
24.02.2026
26.02.2026
03.03.2026

1

05.03.2026

1
1
1

10.03.2026
12.03.2026
17.03.2026

1
1
1
1
1
1
1
1

19.03.2026
24.03.2026
26.03.2026
07.04.2026
09.04.2026
14.04.2026
16.04.2026
21.04.2026

1
1
1
1
1

23.04.2026
28.04.2026
30.04.2026
05.05.2026
07.05.2026

1

12.05.2026

1
1
1

14.05.2026
19.05.2026
21.05.2026

1
1

26.05.2026
28.05.2026

Методические и оценочные материалы
Учебно-методический комплекс:

-Тематические подборки наглядных материалов; подборка художественного материала;
- подборка заданий развивающего характера по темам; разработки теоретических и
практических занятий.
Для реализации задач здоровьесбережения имеется подборка профилактических,
развивающих упражнений (для глаз, для рук, для снятия напряжения и профилактики
утомления и т.п.);
18

Интернет источники:
Технологии и методы, используемые при проведении занятий
Методы, используемые при проведении занятий
Методы, в основе которых лежит уровень активизации деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный: предъявление информации различными способами
(объяснение, рассказ, беседа, демонстрация и др.);
- Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск еѐ решения детьми;
- Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: беседа, и др.);
Высокая результативность работы по программе достигается при использовании
различных педагогических технологий:
- Технология личностно-ориентированного обучения (обучение каждого ребенка в группе,
исходя из его возможностей, способностей, перспективы);
-Игровые технологии: дидактические игры, викторины, упражнения;
Перечень дидактических средств, ЭОР
Тематическая подборка иллюстративного материала
- Дидактические пособия: «Подводный мир – осминожки», «Космический пейзаж»,
«Морозные узоры»

Информационные источники
Список литературы для педагогов:
1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. –
256с.
4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
6. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
8. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри»,
2005. – 256с.
9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
10. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных
учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
11. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112
с.
12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Оценочные материалы
Контроль проводится с целью выявления первоначального уровня знаний и умений,
возможностей детей и определения природных физических качеств.
Формы: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога.
Диагностический материал (И.А.Лыкова, Т.Г.Казакова)
Методика проведения.
19

Педагогическая диагностика проводится с детьми в естественных условиях. На столе
свободно размещаются разные нетрадиционные художественные материалы и
инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента.
В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при
этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать,
чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы
для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на
ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности,
комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана
система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений
экспериментаторов.
Обследование проводится по следующим направлениям:
Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
Рисование предметное с помощью знакомых нетрадиционных техник: ребёнок
изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного
закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
Рисование сюжетное с помощью знакомых нетрадиционных техник: ребёнок
передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя
знакомые нетрадиционные техники
Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых
нетрадиционных техник
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием
нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
- ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
- узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
- основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
- ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
- не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
- у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
- он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки
эмоциональных состояний
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений
- правильно пользуется материалами и инструментами
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых нетрадиционных техник
- проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
- ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его
оттенки
- быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
- передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных
техниках
20

- умеет создать яркий нарядный узор
- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь
нетрадиционными техниками
- может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного
возраста)
Таблица результатов
№
п/п

ФИ
ребенка

Цветовое
восприяти
е
ребёнок
видит
яркость и
нарядность
цвета и его
оттенков

нг

кг

Предметное
ребёнок
изображает
предметы
путём создания
отчётливых
форм, подбора
цвета,
аккуратного
закрашивания,
использования
знакомых
материалов и
инструментов

нг

кг

Рисование
Сюжетное
Декоративно
е
ребёнок
ребёнок
передаёт
украшает
несложный
силуэт
сюжет,
игрушек с
объединяя в
помощью
рисунке
знакомых
несколько
нетрадиционн
предметов,
ых техник
используя
знакомые
нетрадиционн
ые техники

нг

21

кг

нг

кг

Итоговый
показатель
по каждому
ребёнку

нг

кг


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».