Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Калейдоскоп»
Срок освоения: 70 дней
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Разработчик:
Болдакова Ю.В.
педагог дополнительного
образования
1
I.Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе действующих нормативно-правовых документов.
1.Основные характеристики программы.
Направленность ДОП: социально-гуманитарная
Адресат ДОП: Программа «Калейдоскоп» предназначена для детей возраста 5-6 лет,
независимо от их гендерной принадлежности.
Условия набора: без проведения дополнительного отбора.
Актуальность реализации ДОП:
Развитие мелкой моторики является необходимой частью развития соответствующих
отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти,
развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных
способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти
упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное
взаимодействие, которое является основой интеллекта.
Кинезиологические упражнения в условиях дошкольного образовательного
учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие упражнения не только
сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют
активизировать познавательные интересы.
Особенность данной программы заключается в том, что на каждом занятии проводятся
кинезиологические упражнения, которые способствуют развитию обоих полушарий мозга.
Уровень освоения: общекультурный
Объем и срок освоения – 70 часов, 70 дней.
Цель программы: развитие логического мышления, межполушарных связей и
психических процессов, речь и смекалку у детей, умения мыслить самостоятельно,
аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять
кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие
- активизировать познавательный интерес;
- формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, аналогия);
- формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои
действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять
результат своих действий и т.д.);
- формировать индивидуальные творческие способности личности.
Развивающие
- развивать логическое мышление ребёнка.
- развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической гимнастики,
построенной на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных
игр;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие познавательных способностей и мыслительных операций у дошкольников;
- развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной координации.
Воспитательные
- формировать умение работы в коллективе;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и
самоконтроля.
2
Планируемые результаты
Личностные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
✓ совершенствуются первичные ценности представлений (самоуважение, уверенность в
своих силах и возможностях, позитивное отношение к окружающим;
✓ совершенствуется умение контролировать свои движения и управлять ими.
✓ формируется способность к волевым усилиям в разных видах деятельности,
преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Метапредметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
✓ развитие когнитивных способностей (любознательность, развитое воображение,
наблюдательность);
✓ развитие у детей чувственно-эмоциональные проявления, творческое воображение,
пространственного мышления;
✓ владеют различными формами познавательной деятельности: логического и
ассоциативного мышления, воображения, памяти;
✓ способность разрешать конфликты, договариваться, сопереживать, учитывать
интересы и чувства других людей, адекватно проявлять свои чувства, верить в себя.
Предметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
✓ знают и выполняют кинезиологические упражнения;
Организационно-педагогические условия реализации ДОП
Язык реализации – государственный язык РФ-русский.
Форма обучения – очная
Особенности реализации – выставки работ
Возможность обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: не имеется.
Условия набора и формирования группы –на обучение принимаются дети от 5 до 6 лет
без специального отбора на основе заявления родителей (законных представителей).
Формы организации и проведения занятий:
Формы проведения занятий: занятие, беседа, практическая работа; работа под
руководством педагога, самостоятельная работа.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: групповая
Материально-техническое оснащение:
Технические средства обучения:
- персональный ноутбук
Наглядные пособия: дидактический материал в соответствии с темами занятий
Информационное обеспечение:
Материалы для обучающихся: раздаточные материалы (карточки, схемы, рабочие листы)
Учебный план
№
п/п
Разделы программы
(темы)
Количество учебных часов
Всего,
часов
Теория,
мин
Практик
а, мин
1
Пальчиковые игры.
Диагностика
1
5
20
2
Котята
1
10
15
3
Формы контроля
Входной контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
3
Друзья Ёжики
1
7
18
4
Угощение для зайчишек
1
6
19
5
Братишки Поросята
1
5
20
6
Лягушки - квакушки
1
10
15
7
«Украсим тарелочки».
(Поделка из семян тыквы,
арбуза и подсолнуха)
1
5
20
8
Щеночки-дружочки
1
7
18
9
В гостях у панд
1
5
20
10
Полосатые зверюшки
1
6
19
11
Крошки-еноты
1
7
20
12
Забияки петухи
1
9
16
13
Овечки
1
5
20
14
Пингвины
1
7
18
15
На лугу
1
5
20
16
Ночь в лесу
1
6
19
17
«Герб России»
(аппликация мятой
бумагой)
1
5
20
18
Про медведя
1
5
20
19
Курочка
1
7
18
20
Учимся прыгать
1
9
16
21
Мышонок строит дом
1
7
18
22
Открытка для мамы.
(Аппликация)
1
5
20
23
Кошка Мурка
1
8
17
24
Вспомним лето
1
7
18
25
Про кляксу
1
5
20
26
Уточка с утятами
1
6
19
4
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
27
28
Слоненок
Еж
1
6
19
1
5
20
29
Бабочки
1
8
17
30
Снежинки
1
6
19
31
Красивые
фонарики» игрушки на ёлку»
1
5
20
32
Мяч
1
7
18
33
В лесу
1
6
19
34
Мышки спешат домой
1
7
18
35
Ветер и тучи
1
5
20
36
Необычная рыбалка
1
8
17
37
«Блокада Ленинграда» (аппликация)
1
5
20
38
Дятел
1
6
19
39
В еловом лесу
1
7
18
40
Скоро весна
1
5
20
41
Домик
1
7
18
42
Запасы на зиму
1
8
17
43
«Быстрокрылые
самолёты»
(конструирование из
бумаги и аппликация)
1
6
19
44
Паучки Ваня и Ганя
1
7
18
45
В цирке
1
6
19
46
«Цветы для мамы»
(аппликация)
1
5
20
47
Бусы
1
7
18
48
Листочки
1
6
19
49
Любопытная рыбка
1
7
18
5
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
50
В гостях
1
7
18
51
Путь домой
1
8
17
52
Забор
1
6
19
1
7
18
53
Окна в доме
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
54
Мухомор
1
6
19
55
Я ищу
1
5
20
56
Координаты
1
7
18
57
«Космос» (рельефная
лепка)
1
6
19
58
В комнате
1
7
18
59
Лесные тропки
1
5
20
60
Маршрут автобуса
1
8
17
61
Попугаи
1
5
20
62
Во дворе
1
6
19
63
Братцы Кролики
1
7
18
64
Саженцы
1
5
20
65
Зашумленные картинки
1
7
18
66
Кого увидел котенок?
1
8
17
67
Морские обитатели
1
6
19
68
Паутинка
1
7
18
69
Петропавловская
крепость» (рисование+
конструирование
1
5
20
Текущий контроль
Наблюдение
70
Итоговое
1
6
19
Текущий контроль
Наблюдение
70 ч
446 мин=
7,43 ч
1304мин=
21,74ч
Всего часов
6
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной
программы «Калейдоскоп» на 2025 – 2026 учебный год
Педагог: Болдакова Ю.В.
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала окончания учебных
учебных
учебных
обучения занятий занятий
недель
дней
часов
1 год
01.09.2025 29.05.2026
36
70
7
70
Режим занятий
2 раза в неделю
по 1 часу
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Калейдоскоп»
Срок освоения: 70 дней
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Разработчик:
Болдакова Ю.В.
педагог дополнительного образования
8
Задачи:
Обучающие
- активизировать познавательный интерес;
- формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, аналогия);
- формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои
действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять
результат своих действий и т.д.);
- формировать индивидуальные творческие способности личности.
Развивающие
- развивать логическое мышление ребёнка.
- развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической гимнастики,
построенной на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных
игр;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие познавательных способностей и мыслительных операций у дошкольников;
- развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной координации.
Воспитательные
- формировать умение работы в коллективе;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и
самоконтроля.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
✓ совершенствуются первичные ценности представлений (самоуважение, уверенность в
своих силах и возможностях, позитивное отношение к окружающим;
✓ совершенствуется умение контролировать свои движения и управлять ими.
✓ формируется способность к волевым усилиям в разных видах деятельности,
преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Метапредметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
✓ развитие когнитивных способностей (любознательность, развитое воображение,
наблюдательность);
✓ развитие у детей чувственно-эмоциональные проявления, творческое воображение,
пространственного мышления;
✓ владеют различными формами познавательной деятельности: логического и
ассоциативного мышления, воображения, памяти;
✓ способность разрешать конфликты, договариваться, сопереживать, учитывать
интересы и чувства других людей, адекватно проявлять свои чувства, верить в себя.
Предметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
✓ знают и выполняют кинезиологические упражнения;
Организационно-педагогические условия реализации ДОП
Язык реализации – государственный язык РФ-русский.
Форма обучения – очная
Особенности реализации – выставки работ
Возможность обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: не имеется.
9
Условия набора и формирования группы –на обучение принимаются дети от 5 до 6 лет
без специального отбора на основе заявления родителей (законных представителей).
Формы организации и проведения занятий:
Формы проведения занятий: занятие, беседа, практическая работа; работа под
руководством педагога, самостоятельная работа.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: групповая
Материально-техническое оснащение:
Технические средства обучения:
- персональный ноутбук
Наглядные пособия: дидактический материал в соответствии с темами занятий
Информационное обеспечение:
Материалы для обучающихся: раздаточные материалы (карточки, схемы, рабочие листы)
Содержание программы
Раздел, темы
Пальчиковые
игры.
Диагностика
Теория
Проведение
диагностики у детей,
посещающих кружок выявить ведущую
руку.
Знакомство с группой,
правила поведения на
занятиях.
Практика
Массажный, колючий мяч –
раскатываем в ладошках,
сжимаем, расслабляем,
обкатываем по столу.
Д/игра «Хваталки»
Физминутка «Вот мы в лес
пошли…»
Пальчиковая игры: «Пальчики
здороваются», «1.2.3.4.5, будем
пальчики считать…».
Д/игра «Бирюльки», разрезные
картинки. Раскраски.
Котята
Дыхательное
Самомассаж «Растирание
упражнение «Осенние ладоней»
листики»,
Упражнение на слуховое
Глазодвигательное
внимание и память «Запомни
упражнение «Осенний слова и назови»
лес»
Кинезиологическое упражнение
«Колечко»
Рабочий лист «Котята»
Друзья Ёжики Дыхательное
Развитие мелкой моторики «Веер»
упражнение «Свеча»
Упражнение на воображение
Самомассаж
«Составление геом. фигур из
«Растирание ладоней» счетных палочек»
Глазодвигательное
Упражнение на внимание «Найди
упражнение
отличия»
«Фрукты»
Повторение и проработка КУ
«Кулак - ребро – ладонь»,
Рабочий лист «Друзья ежики»
Угощение для Дыхательное
Массаж пальчиков и ладоней
зайчишек
упражнение «Осенние шишками.
листики».
Пальчиковая игра «Кулак, ребро,
Правила выполнения
ладонь»
массажа пальчиков и
Рабочий лист «Угощение для
ладоней шишками.
зайчишек»
10
Контроль
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Братишки
Поросята
Рассматривание
иллюстраций грибов.
Беседа о грибах:
«Съедобные и
несъедобные».
Лягушки квакушки
Пальчиковая
гимнастика.
Беседа-игра «Угадай,
кто это?»
Беседа «Правила и
техника составление
узоров на круге из
семян»
Пальчиковая игра
«Мальчик - пальчик»
Определение
последовательности
выполнения работы.
Наблюдение за
показом способа
выполнения.
Беседа о красоте
осеннего леса. Речь с
движением «Ветер»,
«Вот мы в лес
осенний пришли...»
Изучение КУ «Ухо –
нос»
Дыхательное
упражнение «Вдохвыдох»
«Украсим
тарелочки».
(Поделка из
семян тыквы,
арбуза и
семечек
подсолнуха)
Щеночкидружочки
В гостях у
панд
Полосатые
зверюшки
Знакомить с КУ
«Змейка»,
разучивать
глазодвигательное
упражнение «Чайник»
Крошкиеноты
Закрепление правила
выполнения
кинезиологических
упражнений.
Развитие умения
чётко следовать
Пальчиковая гимнастика «Вот мы
в лес пошли…»
Д/игра «Собери грибочки в
корзинки».
Рабочий лист «Братишки
поросята»
Д/и «С какого дерева листок?».
Пальчиковая игра «Шаги»
Рабочий лист «Лягущкиквакушки»
Рассматривание отдельных
материалов, узоров. Пальчиковая
гимнастика «Вот мы в лес
пошли…» Рассматривание
образца.
Наблюдение за показом способа
выполнения.
Самостоятельное выполнение
работы.
Наблюдение
Кинезиологическое упр. «Собери
листочки двумя руками»
Рабочий лист «Щеночкидружочки»
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Упражнение на развитие мелкой
моторики «Лезгинка»
Выполнение Дидактического
упражнения «Продолжи ряд»
Глазодвигательное упражнение
«Стол»
Самомассаж «Цветы»
Рабочий лист «В гостях у панд»
Повторить дыхательное
упражнение «Шагают ножки»
Дидактическое упражнение на
память и внимание «Запомни и
повтори несложный ритм»
Самомассаж «Растирание
ладоней»
Рабочий лист «Полосатые
зверюшки»
Пальчиковая игра «Переверни
ладошки».
Выполнение кинезиологических
упражнений
Игра «Угадай на ощупь».
Рабочий лист «Крошки-еноты»
Наблюдение
11
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Забияки
петухи
Овечки
инструкциям
воспитателя.
Совершенствование
мелкой моторики
пальцев рук.
Пальчиковая игра
«Кулак, ребро,
ладонь»
Знакомство с
дыхательным
упражнением «Ветер
дует»
Самомассаж
«Мышка»
Пингвины
Знакомство с
Глазодвигательным
упражнением
«Мастерица»
Дыхательное
упражнение «Свеча»
На лугу
Повторение
КУ«Кулак-ладоньребро»
Разучивание
упражнение на
релаксацию
«Тряпичная кукла и
солдат»
Ночь в лесу
«Герб России»
(мозаичная
аппликация
мятой
бумагой)
Пальчиковая
гимнастика «Мы
делили апельсин…»
Беседа «Главные
символы России».
Знакомство с Гербом
России. Техника
работы с мятой
бумагой. Соблюдение
Т,Б. при сминании
Массаж пальчиков и ладоней
шишками.
Рабочий лист «Забияки петухи»
Наблюдение
Глазодвигательное упражнение
«Ботинки»
Упражнение «Веер»
Упражнение на внимание «Найди
предмет»
Игра на тактильное восприятие
«Чудесный мешочек»
Упражнение на развитие мелкой
моторики «Ухо-нос»
Рабочий лист «Овечки»
Упражнение на развитие мелкой
моторики «Симметричные
рисунки»
Дидактическое упражнение на
развитие памяти и внимания
«Повтори»
Самомассаж «Рукавицы»
Упражнение на развитие внимания
«Найди предмет»
Рабочий лист «Пингвины»
Дыхательное упражнение
«Снежинки»
Глазодвигательное упражнение
«Снежок»
Игра на память и внимание
«Дорисуй значки в фигурах»
Самомассаж головы «Мытье
головы»
Упражнение на развитие мелкой
моторики «Симметричные
рисунки»
Рабочий лист «На лугу»
Д/игра «Что лишнее? Почему?»,
«Чего не стало?»Рабочий лист
«Ночь в лесу»
Рассматривание готового образца.
Анализ последовательности
действий.
Самостоятельная деятельность:
скатывание шариков из бумаги,
приклеивание шариков.
Наблюдение
12
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Про медведя
Курочка
Учимся
прыгать
Мышонок
строит дом
бумаги, нанесения
краски.
Пальчиковая
гимнастика:
«Лисичка-сестричка»
«Фигурки из
пальчиков: «Лиса»,
«Зайчик», «Медведь».
Пальчиковая
гимнастика «Зайчик»,
«Ёжик»
КУ «Лягушка хочет в
пруд»
Знакомство
дыхательным
упражнением
«Одуванчик»
Открытка для Беседа о дне матери,
мамы.
желании радовать
(Аппликация) маму чаще. Анализ
образца. Выбор
материалов.
Т.Б. при работе с
ножницами, клеем.
Развитие зрительного
внимания и мелкой
моторики пальцев
рук.
Кошка Мурка Кинезиологическая
сказка «Два котенка»
Кинезиологические
упр. для пальчиков.
Вспомним
лето
Про кляксу
Кинезиологические
упр. для пальчиков.
Разрезные картинки
«Узнай птичку»
Кинезиологическая
сказка «В гости
Бабушка позвала...»
Кинезиологические упр. для
пальчиков.
Рабочий лист «Про медведя»
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Д/и «Собери жёлуди, шишки
двумя руками»
Д/игра «Кто живёт в лесу?».
Рабочий лист «Курочка»
Пальчиковая гимнастика «Едет,
едет грузовик…».
Дыхательное упражнение
«Болото»
Рабочий лист «Учимся прыгать»
Выполнение Глазодвигательного
упражнения «Синички»
Игра на развитие памяти и
внимания «Делай, как я»
Упражнение на развитие мелкой
моторики «Зеркальное рисование»
Самомассаж «Гуси»
Рабочий лист «Мышонок строит
дом»
Кинезиологические упр. для
пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Рассматривание готового образца.
Анализ последовательности
действий.
Самостоятельное выполнение
работы.
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Пальчиковая гимнастика «Оденем
куклу на прогулку».
Физ. минутка «Игры с маленьким
мячом» (подбрасываем, катаем
между ладошками)
Игра с прищепками «Стирка»
Рабочий лист «Кошка Мурка»
Пальчиковая гимнастика
«Птички»
Физ. минутка «Воробьи, вороны»
Рабочий лист «Лето»
Пальчиковая гимнастика «Дом»
КУ по выбору детей
Рабочий лист «Про кляксук»
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
13
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Уточка с
утятами
Слоненок
Еж
Бабочки
Снежинки
Красивые
фонарики» игрушки на
ёлку»
Упражнение на
развитие внимания
«Найди предмет»
Упражнение на
развитие мышления
«Что бывает такого
цвета?»
КУ «В Африке»
Дидактическое
упражнение «4ый
лишний»
Беседа по картине
«Как зимуют звери в
лесу».
Упражнение на
развитие мелкой
моторики «Ожерелье»
Разучивание
самомассажа
«Неболей-ка»
Загадка о снежинке.
Пальчиковая
гимнастика «Белый
снег пушистый…»
Последовательность и
техника выполнения
фонариков для
украшения ёлки.
Кинезиологические
упр. для пальчиков.
Мяч
Кинезиологические
упр. для пальчиков.
В лесу
Беседа о зимовке
бурых медведей
Кинезиологические
упр. для пальчиков
Кинезиологическое упражнение
«Кулак - ребро-ладонь»
Упражнение на развитие мелкой
моторики «У кого мельче шар?»
Самомассаж «Нос, умойся!»
Рабочий лист «Уточка с утятами»
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Самомассаж «Я мячом круги
катаю»
Упражнение на развитие мелкой
моторики «Зеркальное рисование»
Упражнение «Повтори цепочку
слов»
Рабочий лист «Слоненок»
Кинезиологические упр.:
выкладывание дерева двумя
руками из счётных палочек.
Рабочий лист «Еж»
Дыхательное упражнение
«Повороты»
Глазодвигательное упражнение
«Солнечный свет»
Игра на развитие речи и памяти
«Расскажи сказку по картинкам»
Рабочий лист «Бабочки»
Упражнение на растяжку «Сорви
яблоки»
Кинезиологические упр. «Рисуем в
воздухе круги/снежинки/метель
пальцами обеих рук
одновременно».
Рабочий лист «Снежинки»
Пальчиковая гимнастика.
«Фонарики цветные».
Конструирование фонариков по
образцу.
Физ. минутка «На ёлку».
Украшение игрушек по выбору
детей.
Чтение стиха + пальчиковая
гимнастика «Мой веселый звонкий
мяч»
Знакомство с дыхательным
упражнением «Зайка скачет»
Рабочий лист «Мяч»
Дидактическое упражнение
«Зачеркни одинаковые предметы»
Самомассаж «Точилка»
Игра на память и внимание
«Слушай-хлопай»
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
14
Наблюдение,
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
Наблюдение,
Наблюдение
Мышки
спешат домой
Ветер и тучи
Необычная
рыбалка
«Блокада
Ленинграда» (аппликация)
Дятел
В еловом лесу
Совершенствование КУ «Кулак ребро – ладонь»
Рабочий лист «В лесу»
«КУ «Дом-ёжикСамомассаж еловыми шишками –
замок»
раскатываем в ладошках,
сжимаем, расслабляем,
обкатываем по столу.
Глазодвигательные упражнения
«Лабииринт»
Рабочий лист «Мышки спешат
домой»
Упражнение на
Дыхательное упражнение
развитие внимания
«Дышим носом»
«Найди предмет»
Самомассаж лица Хмурилка
Повторение КУ «Ухо Упражнение «Договори словечко»
– нос»
Упражнение на развитие мелкой
моторики «Пальчики
здороваются»
Упражнение на растяжку
«Снеговик»
Рабочий лист «Ветер и тучи»
Изучение КУ
Повторение ГУ «Машины»
«Змейка»
Упражнение на развитие
Дыхательное
воображения «Дорисуй»
упражнение «Дышим Самомассаж «Рукавицы»
носом»
Упражнение на развитие внимания
и памяти «Что исчезло?»
Рабочий лист «Необычная
рыбалка»
Беседа о блокаде
Подбор деталей по размеру.
Ленинграда.
Оформление работы Пальчиковая
Рассматривание фото гимнастика «Кольцо», «Танки»
памятника
Рассматривание образца.
«Разорванное
Приклеивание симметричных
кольцо». Анализ
деталей. Сборка.
образца. Техника
Пальчиковая гимнастика
выполнения поделки
«Пальчики идут в гости,
из нескольких
здороваются». Украшение
симметричных частей. поделки.
Закрепление умения
рисовать ладошками и
пальчиками, развивать
кинезиологические
навыки Картинки из
частей.
Кинезиологические
упр.
КУ «Ухо – нос»,
«Лезгинка»
«Лесная сказка»
Пальчиковая гимнастика
«Птички»
Игра «Корм для птиц» раскладывание семечек и гороха
двумя руками одновременно.
Рисование снегиря. Разрезные
картинки «собери птичку»
Рабочий лист «Дятел»
Самомассаж еловыми шишками –
раскатываем в ладошках,
15
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
сжимаем, расслабляем,
обкатываем по столу
Рабочий лист «В еловом лесу»
Скоро весна Кинезиологические
«Кулак-ребро-ладонь».
упражнения.
Дыхательное упражнение «Дуем
ветер-ветерок…» Рабочий лист
«Весна»
Домик
Беседа о правилах
Рассматривание картинок,
безопасного
иллюстраций на тему. Сбор
поведения в дома, в
картинок из частей. Пальчиковая
д/саду, в спальне и т.д. гимнастика «Мастер шкафчик
Закрепление знаний в мастерил»,
д/играх: «Это верно
Рабочий лист «Домик»
или нет?», «Как
правильно?»
Запасы на
Беседа о временах
Кинезиологическая сказка «12
зиму
года
месяцев в лесу»
Рабочий лист «Запасы на зиму»
«Быстрокрыл Учить доставлять
Массаж для пальчиков.
ые самолёты» радость близким
Чтение стиха «Мы играем с
(конструирова подарками,
братом» Г. Лагздынь.
ние из бумаги сделанными своими
Физ. Минутка «Помощники»
и аппликация) руками. Анализ
Рассматривание образца.
поделки
Выполнение работы по
«Быстрокрылые
выбранному образцу.
самолёты». Т.Б. при
работе с бумагой,
ножницами, клеем.
Паучки Ваня Дыхательное
Совершенствование КУ «Змейка»
и Ганя
упражнение «Погрей
Упражнение «Составь фигуру из
ладошки»
пуговиц»
Глазодвигательное
Упражнение на развитие памяти
упражнение «В лесу» «Повтори»
Самомассаж лица
Рабочий лист «Паучки Ваня и
Хмурилка,
Ганя»
В цирке
Координация речи с
Пальчиковая гимнастика «Клоун»
движение: «Клоун».
Физ. минутка «Солнышко
Игра: «Разрезные
лучистое»
картинки»,
Рисование двумя руками
одновременно «Арена цирка»
Самостоятельная деятельность:
«Разрезные картинки», «Сложи
узор».
Рабочий лист «В цирке»
«Цветы для
Обучение приёмам
Пальчиковая гимнастика
мамы»
скатывания комочков «Мамочка».
(аппликация) ваты (салфеток).
«Подарок для мамы» Учить раскрашивать
выкладыванию узора из спичек
мимозу по
двумя руками.
собственному выбору. Физ. минутка «Киска ниточки
Д/игра «Назови
мотала»
16
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение
Бусы
Листочки
Любопытная
рыбка
В гостях
цветы». Соотнесение
предметов со
словесным
обозначением.
Приём выкладывания
узора из спичек двумя
руками.
Пальчиковая
гимнастика
«Цветочек»
Беседа о весне,
Знакомство со
способом
складывания бумаги
«гармошкой»
Изучение
глазодвигательного
упражнения «Мамин
день»
Упражнение на
развитие внимания и
памяти «Чего не
стало?»
Пальчиковая
гимнастика. "Как у
бабушки Федоры...".
Путь домой
Пальчиковая игра
"Подснежники",
"Чудесный мешочек"
Глазодвигательное
упражнение
«Совенок»
Забор
Совершенствование
КУ «Змейка»
Глазодвигательное
упражнение «Моя
семья»
Окна в доме
Дыхательное
упражнение «Ребята
заблудились»
Мухомор
Рассматривание
иллюстраций грибов.
Беседа о грибах:
Рассматривание образца поделки.
Самостоятельная деятельность:
изготовление и раскрашивание
мимозы. Украшение работы по
собственному выбору.
Подвижная игра «Подарок маме»
Рабочий лист «Бусы»
Наблюдение
Пальчиковая гимнастика
«Листочки»
Выполнение работы по образцу
Рабочий лист «Листопад».
Наблюдение
Пальчиковая гимнастика: «Рыбка
весело плескалась...»
Повторение дыхательного
упражнения «Свеча»
Самомассаж «Рукавицы»
Упражнение «Дорисуй»
Рабочий лист «Любопытная
рыбка»
"Что у кого?" (разглаживание
скомканных шариков листов
бумаги с изображениями посуды).
Физ. Минутка «Самовар»
Рабочий лист «Медвежонок в
гостях»
Дыхательное упражнение
«Ныряльщик»
Упражнение «Повтори цепочку
слов»
Самомассаж лица Хмурилка
Упражнение «Повтори рисунок»
Рабочий лист «Путь домой»
Дыхательное упражнение «Погрей
ладошки»
Упражнение «Обведи свою руку»
Самомассаж «Точилка»
Упражнение на развитие памяти и
внимания «Пары слов»
Рабочий лист «Забор»
Пальчиковая игра "Подснежники",
"Чудесный мешочек".
Игры: «Рисуем 2-мя руками».
Рабочий лист «Окна в доме»
Отгадывание загадок про грибы.
Пальчиковая гимнастика «Вот мы
в лес пошли…»
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
17
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
«Съедобные и
несъедобные».
Я ищу
Координаты
«Космос»
(рельефная
лепка)
В комнате
Лесные
тропки
Маршрут
автобуса
Познакомить и
разучить
глазодвигательное
упражнение
«Насекомые»
Беседа о космосе.
Дать понятие о
простейших
координатах и о
способе их прочтения
Совершенствовать
приёмы рельефной
лепки, развивать
воображение. Вызвать
интерес к созданию
рельефных
космических
изображений.
Инициировать поиск
собственных средств
и приёмов
изображения. Техника
работы с палочками,
пластилином.
Пальчиковая
гимнастика «В доме
моем…»
Совершенствование
знаний о диких
животных нашего
края.
Приёмы работы с
мелкими предметами:
горохом, фасолью.
Техника
выкладывания
контура транспорта
горохом и фасолью 2мя руками.
Д/игра «Собери грибочки в
корзинки».
Рабочий лист «Мухомор»
Дыхательное упражнение «Буква
Наблюдение
«О»
Упражнение на развитие внимания
и памяти «Чего не стало?»
Упражнение на развитие мелкой
моторики «Лезгинка»
Упражнение «Что перепутал
художник?»
Самомассаж лица Хмурилка
Рабочий лист «Я ищу…»
(комбинацию)
Рабочий лист «Закрась клеточки
Наблюдение
по координатам»
Пальчиковая гимнастика
«Космонавты идут к ракете»
«Собери ракету» (из палочек).
«Ракеты, звёзды и кометы»
(рельефная лепка)
"Пролетает самолет" (развитие
общей моторики)
Самостоятельная деятельность:
Размещение вылепленных изделий
на рисунке «Космос», созданного
на прошлом занятии.
Наблюдение
Рассматривание иллюстраций
комнат квартиры.
КУ «Кулак-ребро-ладонь»
Рабочий лист «Дорисуй на
картинке…»
Упражнение на развитие мелкой
моторики «Симметричные
дорожки»
Самомассаж «Точилка»
Рабочий лист «Дорожка ежика»
Пальчиковая гимнастика
"автомобили"
Выкладываем из гороха и фасоли
выбранное
изображениетранспорта по
контуру. Рабочий лист «маршрут
автобуса»
Наблюдение
18
Наблюдение
Наблюдение
Попугаи
Во дворе
Братцы
Кролики
Саженцы
Зашумленные
картинки
Кого увидел
котенок?
Морские
обитатели
Паутинка
Петропавловс
кая крепость»
(рисование+
Повторить животных
жарких стран,
особенности их
обитания
Упражнение на
развитие мелкой
моторики «Лезгинка»
Пальчиковая
гимнастика «Заиньказайка!»,
Рассматривание
иллюстраций,
фотографий цветущих
яблоневых веток.
Беседа.
Упражнение на
развитие мелкой
моторики «Ожерелье»
Разучивание
самомассажа
«Неболей-ка»
Дид игра «Затейники»
Д/игра «Чей голос?»
Рабочий лист «Попугаи»
Наблюдение
Дыхательное упражнение
Наблюдение
«Петушок кричит»
Глазодвигательное упражнение
«Солнечный свет»
Упражнение «Кто тебя позвал?
Самомассаж «Рукавицы»
Упражнение «Дорисуй»
Рабочий лист «Во дворе»
«Играем на пианино 2-мя руками». Наблюдение
Рабочий лист «Братцы кролики»
Пальчиковая гимнастика «Эти
нежные цветы…»
Рабочий лист «Саженцы»
Дыхательное упражнение
«Повороты»
Глазодвигательное упражнение
«Солнечный свет»
Игра на развитие речи и памяти
«Расскажи сказку по картинкам»
Рабочий лист «Зашумленные
картинки»
Упражнение на растяжку «Сорви
яблоки»
Пальчиковая
Массаж рук с помощью колючего
гимнастика «Два
мяча.
котенка».
Рисование двумя руками
одновременно по образцу.
Рабочий лист «Кого увидел
котенок?»
Пальчиковая
Фигурки из палочек «Качели»,
гимнастика «Дружба», «Игрушки»
«В гости к пальчику
Массаж пальчиков колючим
большому».
мячиком
Кинезиологические упр. с
пальчиками по желанию детей.
Рабочий лист «Морские
обитатели»
Кинезиологическая
Дыхательная гимнастика
сказка «МухаРабочий лист «Паутинка»
цокотуха и ее гости»
Знакомство с
Речь с движением «Люблю по
Петропавловской
городу гулять...»
Крепостью. Обучение Беседа о городе. Д/игра «Узнай
вырезыванию
достопримечательность»
19
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение
конструирова
ние
Итоговое
крепости по контуру,
Рассматривание образца.
с последующим
Изготовление поделки.
приклеиванием. Учить
создавать
композицию с
Крепостью,
дорисовывая пейзаж.
Развивать
самостоятельность,
внимание,
координацию рук.
Дыхательное упражнение
«Паровоз гудит»
Упражнение «Кулак-реброладонь»
Глазодвигательное упражнение
«Солнечный свет»
Упражнение на развитие мелкой
моторики «Симметричные
рисунки»
Самомассаж головы «Мытье
головы»
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Календарно - тематический план
Тема занятия.
Краткое содержание
Пальчиковые игры. Диагностика
Котята
Друзья Ёжики
Угощение для зайчишек
Братишки Поросята
Лягушки - квакушки
Украсим тарелочки.
Щеночки-дружочки
В гостях у панд
Полосатые зверюшки
Крошки-еноты
Забияки петухи
Овечки
Пингвины
На лугу
Ночь в лесу
Герб России
Про медведя
Курочка
Учимся прыгать
Количество
часов
очно
план факт
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
Дата
планируемая
02.09.2025
04.09.2025
09.09.2025
11.09.2025
16.09.2025
18.09.2025
23.09.2025
25.09.2025
02.10.2025
07.10.2025
09.10.2025
14.10.2025
16.10.2025
21.10.2025
23.10.2025
28.10.2025
06.11.2025
11.11.2025
13.11.2025
18.11.2025
Дата
фактическая
Мышонок строит дом
Открытка для мамы.
Кошка Мурка
Вспомним лето
Про кляксу
Уточка с утятами
Слоненок
Еж
Бабочки
Снежинки
Красивые фонарики
Мяч
В лесу
Мышки спешат домой
Ветер и тучи
Необычная рыбалка
Блокада Ленинграда
Дятел
В еловом лесу
Скоро весна
Домик
Запасы на зиму
Быстрокрылые самолёты
Паучки Ваня и Ганя
В цирке
Цветы для мамы
Бусы
Листочки
Любопытная рыбка
В гостях
Путь домой
Забор
Окна в доме
Мухомор
Я ищу
Координаты
Космос
В комнате
Лесные тропки
Маршрут автобуса
Попугаи
Во дворе
Братцы Кролики
Саженцы
Зашумленные картинки
Кого увидел котенок?
Морские обитатели
Паутинка
Петропавловская крепость
Итоговое
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20.11.2025
21.11.2025
25.11.2025
27.11.2025
02.12.2025
04.12.2025
09.12.2025
11.12.2025
16.12.2025
18.12.2025
23.12.2025
25.12.2025
13.01.2026
15.01.2026
20.01.2026
22.01.2026
27.01.2026
29.01.2026
03.02.2026
05.02.2026
10.02.2026
12.02.2026
17.02.2026
19.02.2026
24.02.2026
26.02.2026
03.03.2026
05.03.2026
10.03.2026
12.03.2026
17.03.2026
19.03.2026
24.03.2026
26.03.2026
02.04.2026
07.04.2026
09.04.2026
14.04.2026
16.04.2026
21.04.2026
23.04.2026
28.04.2026
05.05.2026
07.05.2026
12.05.2026
14.05.2026
19.05.2026
21.05.2026
26.05.2026
28.05.2026
21
Методические и оценочные материалы
Учебно-методический комплекс:
-Тематические подборки наглядных материалов; подборка художественного материала;
- подборка заданий развивающего характера по темам; разработки теоретических и
практических занятий.
Интернет источники:
- https://www.art-talant.org/publikacii/45478-sbornik-kineziolgicheskih-upraghneniy-i-skazokdlya-detey-doshkolynogo-vozrasta
https://infourok.ru/sbornik-kineziologicheskih-uprazhnenij-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta6959248.html
Технологии и методы, используемые при проведении занятий
Методы, используемые при проведении занятий
Методы, в основе которых лежит уровень активизации деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный: предъявление информации различными способами
(объяснение, рассказ, беседа, демонстрация и др.);
- Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск еѐ решения детьми;
- Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: беседа, и
др.);
Высокая результативность работы по программе достигается при использовании
различных педагогических технологий:
- Технология личностно-ориентированного обучения (обучение каждого ребенка в
группе, исходя из его возможностей, способностей, перспективы);
-Игровые технологии: дидактические игры, викторины, упражнения;
Перечень дидактических средств, ЭОР
Тематическая подборка иллюстративного материала
- Дидактические пособия: панно с готовыми изображениями
- Картинки, иллюстрации к кинезиологическим упражнениям
- Таблицы с образцами штриховки, рисования по точкам, образцами из геометрических
фигур
-Рабочие карточки и листы
Информационные источники
Список литературы для педагогов:
1.Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
2.Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
3.Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”,
1991. 93 с.
4.Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль:
“Академия Холдинг”, 2002. 200с.
5.Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.
6.Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
7.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.
Оценочные материалы
Для оценки уровня развития детей мы использовали следующие критерии:
✓ Умственная работоспособность: межполушарное взаимодействие; ориентировка.
✓ Моторные возможности: премоторная зона; артикуляционные возможности.
Каждым критерием определялся уровень развития детей:
22
низкий — 1-2 балла;
средний - 3-5 баллов;
высокий -— 6-7 баллов.
Для определения уровня развития межполушарного взаимодействия используктся
эффективный метод, предложенный Н. И. Озерецким «Кулак—ребро— ладонь».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих
друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола,
распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом,
затем по памяти в течение 8 — 10 повторений моторной программы.
Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
Критерии оценки:
3 балла — выполнено без ошибок;
2 балла —выполнено с ошибками;
1 балл — не может выполнить, постоянно ошибается.
Простая ориентировка.
Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый
глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет —
прекращают.
Сложная ориентировка.
Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой
рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Критерии оценки:
З балла — выполнены оба задания;
2 балла — выполнена только простая ориентировка;
1 балл — не выполнено ни одного задания.
Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и
у детей.
Степень сохранности премоторной зоны.
Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках
одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала
движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к
указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев
и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний).
Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.
Критерии оценки:
5 баллов — правильно и быстро;
4 балла — правильно, но медленно;
3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;
2 балла — персеверации (повторение) на истощении;
1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).
Исследование артикуляционных возможностей ребенка.
По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:
1)улыбнуться;
2) надуть щеки;
3) сделать губы трубочкой (как при звуке «у»);
4) сделать губы как при звуке «о»;
5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка);
6) высунуть язык лопаткой (широко);
7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу;
23
8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу;
9) поместить кончик языка в правый угол рта;
10) то же — в левый угол рта;
11) высунуть язык и сделать кончик узким.
Оцениваются точность движений и способность к переключению.
Критерии оценки:
0 баллов -— не может выполнить упражнение.
1 балл – неточно выполненное движение (сопутствующих движений губами, челюстью)
2 балла — выполнено без ошибок
Контроль проводится с целью выявления первоначального уровня знаний и умений,
возможностей детей и определения природных физических качеств.
Формы: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога.
№ ФИ
п/ ребенка
п
межполушарное
взаимодействие
нг
кг
Таблица результатов
ориентировка премоторная
зона
нг
кг
1
2
3
24
нг
кг
артикуляцион
ные
возможности
нг
кг
Итоговый
показатель по
каждому
ребёнку
нг
кг