Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Игралочка»
Срок освоения: 70 дней
Возраст обучающихся: 3-4 года
Разработчик:
Иванова О.М
педагог дополнительного
образования
I.Поясните
II.льная записка.
Данная программа составлена на основе действующих нормативно-правовых документов.
1.Основные характеристики программы.
Направленность ДОП: социально-гуманитарная
Адресат ДОП: Программа «Считалочка» предназначена для детей возраста 3-4
лет, независимо от их гендерной принадлежности.
Условия набора: без проведения дополнительного отбора.
Актуальность реализации ДОП:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет
математическое развитие. Математика предоставляет уникальные возможности для
развития ребенка: она оттачивает его ум, тренирует внимание, память, учит логике,
формирует жизненно важные личностные качества: аккуратность, трудолюбие
любознательность умение работать по правилу и образцу, планировать свои действия,
развивать алгоритмические навыки и творческие способности и др..
Особенностью данной программы - знакомство детей с новым материалом
осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом
виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления
существенных признаков.
Уровень освоения: общекультурный
Объем и срок освоения – 70 часов, 70 дней.
Цель программы: способствовать развитию познавательной активности,
логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению,
развитию умственных способностей детей посредством логикоматематических игр.
Задачи:
Обучающие:
-формирование элементарных математических представлений и понятий о количестве,
величине, счете, числе, геометрических фигурах, умения ориентироваться в пространстве и
времени;
-формировать умения вычленять из множества нужную объект, находить его по заданным
свойствам, или наоборот, обобщать предметы по существенному признаку;
-формирование
умения
понимать
правила
игры
и
следовать
им
Развивающие:
-развивать у ребёнка познавательный интерес, желание и потребности узнать новое;
-развивать вариативное мышление, фантазии, воображение, творческие способностей;
-формировать общеучебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои
действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять
результат своих действий и т.д.)
Воспитательные:
- формировать умение работы в коллективе;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и
самоконтроля.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
В процессе освоения программы у обучающихся:
- совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре;
- реализуются возможности в самостоятельной познавательной и экспериментальноисследовательской деятельности;
- развивается нестандартное мышление;
- развиваются способности к личному самоопределению и социальной адаптации;
Метапредметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
- умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и
совокупностей;
- умеют понимать поставленную задачу и решать её в соответствии с заданными правилами;
- стараются выстраивать логические рассуждения, делать с помощью взрослых выводы и
аргументировать свою точку зрения;
- учатся разрешать конфликты, договариваться, сопереживать, учитывать интересы и
чувства других людей.
Предметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
- устанавливают равенство и неравенство групп предметов;
- называют числительные по порядку в пределах «5», относить последнее числительное ко
всей перечисленной группе предметов;
- различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
- видят геометрические фигуры в окружающих предметах;
- знают и называют геометрические тела (шар, куб);
- сравнивают предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине,
ширине, толщине
Организационно-педагогические условия реализации ДОП
Язык реализации – государственный язык РФ-русский.
Форма обучения – очная
Особенности реализации – использование игровой формы обучения
Возможность обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: не имеется.
Условия набора и формирования группы – на обучение принимаются дети
от 3 до 4 лет без специального отбора на основе заявления родителей (законных
представителей).
Формы организации и проведения занятий:
Формы проведения занятий: учебное занятие, беседа, интеллектуальные игры,
практическая работа; работа под руководством педагога, самостоятельная работа.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: групповая
Материально-техническое оснащение:
Технические средства обучения:
- персональный ноутбук
- мультимедийный проектор
Учебно-методическое обеспечение: иллюстрации, мозаика (кнопочная, шариковая,
геометрическая), конструктор, набор геометрических фигур, палочки Кьюизенера , блоки
Дьенеша
Учебный план
№
п/п
Разделы программы (темы)
1
Знакомство с математикой. Определение
уровня интеллектуального, сенсорного
развития (дидактические игры)
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
3 мин
12 мин
Формы контроля
Наблюдение
2
Выявление математических
представлений детей-количество,
величина (дидактические игры)
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
3
Знакомство с цветом (синий, красный,
желтый, зеленый,
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
4
Сериация предметов по цвету
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
5
Размер:большой и маленький
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
6
Сериация предметов по цвету,величине.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
7
Знакомство с понятиями «один» «много». Представление о числе1.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
8
Сравнение
групп
предметов
по
количеству на основе составления пар.
Сохранения количества
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
9
Образование числа 2. Знакомство с
цифрой 1 и 2.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
10
Пространственные отношения: длиннее
— короче.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
11
Представления о круге, квадрате,
треугольнике, их распознавание.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
12
Сериация геометрических фигур по
форме и размеру
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
13
Образование числа 3. Счет до трех.
Знакомство с цифрой 3. Представления о
треугольниках, их распознавание.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
14
Пространственные отношения: на — над
— под. Счет до трех.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
15
Пространственные отношения: выше —
ниже. Счет до трех. Цифра 3.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
16
Пространственные отношения: слева —
справа — посередине.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
17
Сериация предметов в заданном порядке.
Счет-количество.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
18
Развивать зрительное внимание, мелкую
моторику- разрезные картинками
Координация речи с движением
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
19
Сравнение предметов по форме и
размеру
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
20
Геометрические фигуры, составление из
них предметных форм
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
21
Ориентация в пространстве (на,
подслева, справа, между). Различать и
называть геометрические фигуры,
составлять из них предметные формы
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
22
Различение предметов по размеру (ширеуже), сравнивание их, нахождение связи
между предметами по размеру,
употребление слова «такой же, как», «не
такой»; Пространственные отношения
(слева, справа, между, посередине)
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
23
Пространственные представления
(справа, перед, за).
Число и цифра 3. Группировка
предметов по 3.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
24
Сравнивание предметов, пользуясь
приёмом наложения и приложения.
Собирать пары одинаковых по длине
предметов.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
25
Составление геометрических фигур
заданного цвета; выражение в речи
способа выполнения действия; выбор
определённые фигуры из множества
других
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
26
Сравнение предметов, различных по
размеру (большой, маленький, низкий,
высокий). Конструирование по образцу
соответствующего размера;
расположение предметов в пространстве
(один выше другого или один над
другим);
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
27
Сравнение предметов, нахождение связи
между предметами по размеру, слова
«такой же, как», «не такой»;
пространственные отношения (слева,
справа, между, посередине)
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
28
Пространственные отношения (слева,
справа, между, посередине); соотнесение
предметов со словесным обозначением
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
29
Соотнесение предметов со словесным
обозначением; цветом, геометрические
формы, размера
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
30
Цифры. Количественный счёт
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
31
Цвет.
Зрительное внимание, мелкая моторика.
Координация речи с движением
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
32
Цвет, форма.
Символическое изображение предметов,
систематизация и классификация
геометрических фигур по цвету и форме
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
33
Грани кубика нужного цвета,
составление узора по карточке и по
представлению.
Счет, цифры
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
34
Узор из кубиков по карточке и
представлению;
Цвет и форма.
Соотношение предметов со словесным
обозначением
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
35
Различение, название, систематизация
блоков по цвету, величине, форме.
Соотношение предметов со словесным
обозначением. Домики для птиц по
образцу и по картинке.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
36
Узор по карточке, располагая кубики так,
чтобы получилось изображение коврика.
Счет, цифры.
Составление картинки из частей
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
37
Геометрические фигуры.
Выделение нужного блока из множества,
выкладывая алгоритм по цепочке.
Сравнение блоков по размеру
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
38
Цвет, форма и размер.
Соотнесение предметов со словесным
обозначением
Снежинки из палочек по образцу.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
39
Классификация фигуры по цвету
Кодирование геометрических фигур
через отрицание (Блоки Дьенеша)
Проговаривать слова и словосочетания.
Обследование предметов на ощупь
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
40
Цвет, форма, при составлении узора по
образцу, показу. Счет, цифры.
Собирание изображения из частей
1
12
Текущий контроль
Наблюдение
41
Названный цвет на гранях кубиков,
выкладывание узора по карточке
1
12
Текущий контроль
Наблюдение
3
Выкладывание изображения предметов
из мелких деталей
42
Быстрый поиск геометрических фигур
определенного цвета, формы, размера.
Сбор изображения предметов из мелких
деталей
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
43
Цепочка из блоков одинакового размера
так, чтобы не повторялся цвет
Развивать общую моторику.
Соотнесение предметов со словесным
обозначением.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
44
Выкладывание фигур по образцу и
карточке, закрепление цвета, формы.
Счет, цифры.
Развитие внимания, памяти,
воображения, общей и мелкой моторики.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
45
Подбор соответствующих образцу
геометрических фигур, фигур разных
конфигураций
Развитие речи, памяти, логического
мышление
Соотнесение предмета со словесным
обозначением
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
46
Узор из кубиков по образцу, по карточке
Различение, называние, систематизация
блоков по цвету, величине, форме.
Умение договаривать слова и
словосочетания
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
47
Цвет (желтый, синий, красный, зеленый,
белый) кубиков. Определенный порядок
выкладывания кубиков в виде
цветочков,котенка из геометрических
фигур. Выразительное чтение
стихотворения
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
48
Цвет (желтый, синий, красный, зеленый,
белый) кубиков. Выкладывание кубиков
в определенном порядке в виде ковриков.
Развитие эмоциональной сферы ребенка,
координацию движений.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
49
Комбинирование предметов.
Классификация по форме, размеру.
Развитие координации движений.
Собирание изображения из частей
1
12
Текущий контроль
Наблюдение
Счет, цифры. Группировка по 1, 2.3
предметам.Найти нужную цыфру.
1
12
Текущий контроль
Наблюдение
50
3
3
50
Различение предметов по размеру (ширеуже),сравнивание их, нахождение связи
между предметами по размеру,
употребление слов «такой же, как», «не
такой»
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
51
Пространственные отношения (слева,
справа, между, посередине)
Произношение текста сказки в
соответствии с ролью
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
52
Классификация и абстрагирование фигур
по размеру.
Количественный счет. Итог счета
Нахождение лишнего предмета,
объяснение своего выбора
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
53
Возрастание и убывание размеров
фигуры. Сериация.
Прослушивание литературного
произведения, анализ.
Совершенствование речи, координация
движения и речи, развитие зрительного
внимания и моторики
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
54
Деление множества на подмножества,
опираясь на определенный признак
предмета.
Нахождение заданных блоков.
Выкладывание изображения из палочек
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
55
Нахождение заданных блоков.
Выкладывание по образцу, звуковым
сигналам.
Выкладывание изображения из палочек
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
56
Знакомство с овалом. Нахождение этой
формы в знакомых предметах
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
57
Нахождение геометрических фигур
определенного цвета, формы, размера.
Развивать зрительное внимание и
моторику.
Координация речи с движением,
согласование рук и ног.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
58
Выделять из группы геометрических
фигур нужную.
Сериация палочек по убыванию, по
возрастанию
Мозаики
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
59
Классификация блоков по двум
признакам: цвету и форме.
Учить различать блоки по знакам.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
Формирование умения отвечать на
вопросы сложноподчиненными
предложениями
60
Выкладывание узора по карточке
Формирование умения видоизменять
узор
Выполнение условий в играх с блоками
Дьенеша.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
61
Развитие сенсорных способности
(восприятие цвета, формы, величины).
Количественный счет. Итог счета.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
56
Число, цифра 3.Соотнескние количества
и цифры. Группировка предметов по
количеству, размеру
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
57
Число, цифра 3. Соотнескние количества
и цифры. Группировка предметов по
количеству, цвету, форме
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
58
Сериация палочек по убыванию,
возрастанию, цвету. Конструирование из
палочек геометрических фигур.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
59
Формирование задатков аналитического
мышления-находить лишние предметы,
фигуры
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
60
Создание из заданных геометрических
фигур определенные конструкции
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
61
Закрепление навыков решения обратных
задач на отрицание (Не….)
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
62
Развивать навык сопоставления величин
на основе сказки «Три медведя»
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
63
Закреплять умение сопоставлять формы
предметов с геометрическими
образцами.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
64
Познакомить детей с новыми формами:
овалом, прямоугольником, давая их в
паре с уже знакомыми: квадраттреугольник, квадрат-прямоугольник,
круг-овал.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
65
Формировать представление о частях
суток, научить правильно употреблять
слова «утро», «день», «вечер», «ночь»
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
66
Учить ориентироваться в пространстве
помещения, последовательно
осматривать его; развивать внимание и
запоминание; учить выделять из
окружающего предметы, находящиеся в
поле зрения.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
67
Развивать навык классифицирования;
помочь изучить порядок вещей.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
68
Развивать внимание, поисковые навыки,
аналоговое мышление.
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
69
Повторение. Обобщение
Цвет, форма, величина. Количественный
счет. Цифры, соответствующие
количеству
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
70
Итоговое
1
3
12
Текущий контроль
Наблюдение
70 ч
210мин
840мин
Всего часов
ПРИНЯТ
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕН
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной
программы «Калейдоскоп» на 2025 – 2026 учебный год
Педагог: Иванова О.М.
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала окончания учебных
учебных
учебных
обучения занятий занятий
недель
дней
часов
1 год
01.09.2025 29.05.2025
36
70
70
Режим занятий
2 раза в неделю
по 1 часу
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Игралочка»
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок освоения: 70 дней
Разработчик:
Иванова О.М
педагог дополнительного образования
Задачи:
Обучающие:
-формирование элементарных математических представлений и понятий о количестве,
величине, счете, числе, геометрических фигурах, умения ориентироваться в пространстве и
времени;
-формировать умения вычленять из множества нужную объект, находить его по заданным
свойствам, или наоборот, обобщать предметы по существенному признаку;
-формирование
умения
понимать
правила
игры
и
следовать
им
Развивающие:
-развивать у ребёнка познавательный интерес, желание и потребности узнать новое;
-развивать вариативное мышление, фантазии, воображение, творческие способностей;
-формировать общеучебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои
действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять
результат своих действий и т.д.)
Воспитательные:
- формировать умение работы в коллективе;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и
самоконтроля.
Содержание программы
Раздел
Знакомство с
математикой.
Определить
уровень
интеллектуально
го, сенсорного
развития
Определение
уровня
интеллектуально
го, сенсорного
развития
Основные цвета
(желтый, синий,
красный,зеленый
)
Определение
цвета на
объемной фигуре
Цвет,
геометрическая
фигура квадрат,
знакомство с
карточками.
Теория
Уточнить представления о
четырех цветах- красном,
желтом, зеленом, синем, и
их названия; определение
величин
Практика
Организационная игра
«Познакомимся»
Знакомство с группой, правила
поведения на занятиях
Массаж пальчиков и ладоней
«Полянка»
Контроль
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Введение в игровую
ситуацию: мотивировать
детей на включение в
игровую деятельность;
познакомить со способом
выкладывания дорожки из
кубиков определенного
цвета сформировать
умение определять и
называть цвет предметов
(красный, желтый,
зеленый, синий).
Учить детей находить
грани квадрата нужного
цвета, выкладывать
квадрат из 4-х кубиков
определенного цвета
Закрепить умение
находить грань нужного
цвета, выкладывание
квадрата по образцу.
Рассматривание
образца(карточек),индивид
уальная работа
Организационная игра
«Познакомимся»
Знакомство с группой, правила
поведения на занятиях.
Физминутка «Вот мы в лес
пошли…»
Раз/игра: «Разноцветные
дорожки»
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Р/и: «Цветные квадраты»
Физкультминутка «Мы
листочки»
Кубики Никитина.
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Раз/игра: «Цветные квадраты»
Шнуровка «Собираем в корзину
овощи»- пришнуровывем к
корзине картонные овощи
(овощи растущие в нашем
регионе)
Кубики Никитина
Наблюдение
Цвет на
объемных
фигурах.
Один-много.
Цвет, величина,
пространство
Цвет, форма,
пространство
Развитие мелкой
моторики
Учить находить грани
кубика определенного
цвета, выкладывать, по
образцу, создавая
заборчик. Формировать
умение из множества
отделять один и много
предметов
Развивать восприятие
цвета с помощью цветной
бумаги, цветных
карандашей.
Учить анализировать
расположение предметов в
пространстве.
Развивать восприятие
цвета и формы. Учить
определять место
предметов в пространстве
вокруг себя
Цвет, форма,
величина.
Овощи фрукты.
Рамки
Монтессори
Развивать восприятие
цвета и формы. Учить
анализировать
расположение предметов в
пространстве.
Вызвать интерес к
заполнению рамок
Монтессори
Цвет, форма.
Комбинаторика.
Блоки Дьенеша.
Закреплять умение
находить грани кубиков
определенного цвета,
выкладывать в виде
ступенек.
Формировать алгоритм
выкладывания по образцу.
Знакомство с блоками
Дьенеша
Обучать соотнесению
предмета со словами.
Развивать
наблюдательность,
зрительное внимание,
память
Развивать мелкую
моторику, координацию
движений.
Воспитывать умение
собирать предметы
парами из множества.
Знакомство с основами
конструирования: название
Парочки.
Комбинаторика.
Основы
конструирования
Пальчиковая
гимнастика«1,2,3,4,5…»
Р/и: «Заборчик»
Физминутка «Прятки»
Д/и «Зверушки за
заборчиком»(обыгрывание
своей постройки»
Наблюдение
Р/и: «Найди фигуру
определенного цвета»
.Пальчиковая гимнастика
«Сидит белка на тележке…»
Д/игра «Найди орехи для
белочки»
Наблюдение
Р/и: «Найди фигуру
определенного цвета»
Пальчиковая гимнастика
«Семья»
Р/и: «Одень девочку (мальчика)
Совместная деятельность:
«Поможем сыну (дочери)
застегнуть пуговицы на
рубашке»
Р/и: «Найди фигуру
определенного цвета» .
Р/и «Закрой окошки»(овощи,
фрукты)
Игра «Посмотри, что
спряталось»- разглаживаем
скатанные в шарики листы
бумаги с изображением
фруктов, овощей. Заполнение
рамок Монтессори
Р/ и: «Ступеньки к домику»
Физ. минутка «Ёжик», массаж.
Кубики Никитина.
Совместная деятельность Блоки
Дьенеша «Построим дорожку
для зверушек»
Наблюдение
Совместная деятельность
«Человечек из геометрических
фигур по показу».
Р/и: «Сложи квадрат»
Кубики
Никитина.
Физ. минутка. «Зверобика».
Аверина стр. 103 под
музыку.
Игра с рамками вкладышами
«Рассели жильцов»- животных
расселить, кто где живёт.
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение
Один-много.
Цифра 1
Квадрат, круг,
цифра 1.
Один-много
деталей, их конфигурация,
способы установки в
постройке
Учить выкладывать узоры
из кубиков с двойной
раскраской , закрепить
цвета, граней кубиков.
Учить рассматривать и
проговаривать
изображение на
карточках«Елочка»
Учить соотносить
предметы со словесным
обозначением.Знакомство
с цифрой 1
Прививать умение
различать цвета и формы,
количество
геометрических фигур.
Развивать общую
моторику, координацию
движений.
Соотносить предметы со
словесным обозначением.
Создание
множеств по
одному признаку
(форма).Домашн
ие животные, их
детеныши
Развивать умение
различать цвета и формы
геометрических фигур.
Развивать мелкую
моторику, координацию
движений.
Учить соотносить
предметы со словесным
обозначением
Создание
множеств по
двум признакам
(цвет и форма)
Учить выкладывать узоры
из кубиков с двойной
раскраской , закрепить
цвета, граней кубиков.
Закрепить навык работы с
разрезными картинками
Работать над
координацией речи с
движением
Развивать зрительное
внимание мелкую
моторику.
Закрепить навык работы с
мелким конструктором
Геометрические
фигуры (квадрат,
круг,
треугольник)
Р/и: «Елочка».-игровая
ситуация с зайкой и елочкой
Д/и «Чудесный мешочек»,
Физ.минутка «Заяц под елкой».
Д\и «Найди цифру 1»
Совместная деятельность: в
течении недели: шнуровка
одежды для куклы, делаем
бусы, нанизываем пуговицы на
нитку.
Наблюдение.
Опрос.
Р/и: «Найди свой домик»игровой момент «Лесная
полянка»
Блоки Дьенеша.
Д/и «Волшебный мешочекнайди и назови фигуру»
Физминутка «Сороконожка»картотека
Д/и «Разложи по полкам»
( посуда для зверей) по цвету.
Самостоятельная деятельность
детей:
«Посмотри кто спрятался в
комочке»- разглаживание
скомканных листов бумаги с
изображением зверей.
Мозаика
Выкладываем из палочек по
показу квадрат, треугольник
Физ.минутка «Муха строит
дом»- картотека физ минуток.
Д/и «Что лишнее»-детеныши
животных
Совместная деятельность:
классифицируем
геометрические фигуры по
форме, по цвету
Соберём картинку из двух
частей. Физ. Минутка «Игры с
маленьким мячом»
(подбрасываем,перебираем
пальчиками, катаем между
ладошками)
Игра с прищепками «Ежики»
Блоки Дьенеша
Наблюдение
Игра с мелким конструктором
«Строим дом»
Физминутка: «Моя семья»
Совместная или
самостоятельная деятельность:
«Собери картинку»
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Число 2.
Цифра 2.
Соотнесение
числа и цифры
Алгоритмы
действий
Сравнение
предметов по
размеру
Работать над
координацией речи с
движение
Развивать зрительное
внимание мелкую
моторику.
Закрепить навык работы с
разрезными картинками
Работать над
координацией речи с
движением
Развивать умение
последовательно
выполнять действия,
придерживаясь заданного
алгоритма; сортировать
предметы в условном
порядке;
Развивать зрительное
внимание, мелкую
моторику.
Развивать умения
сравнивать предметы по
размеру;
Совместно придумывать и
складывать силуэты из
частей, Соотносить
реальные изображения со
схематическими.
Геометрические
фигуры.
Создание
предметных
форм. Число и
цифра 3.
Различать и называть
геометрические фигуры,
составлять из них
предметные формы.
Учить создавать
множества из 3-х
предметов
Сравнение
предметов по
ширине
(наложение,
приложение).
Число, цифра 3
Развитие умений различать
предметы по размеру
(шире-уже),сравнивать их,
находить связи между
предметами по размеру,
употреблять слова «такой
же, как», «не такой»;
Продолжать работать над
координацией речи с
движением.
Развивать
пространственные
представлений (справа,
Пространственн
ые отношения
(слева, справа,
Р/и «Путешествие на
геометрическом поезде».
Р/и: «Сколько домиков в
лесу?»».
Пальчиковая гимнастика
«Оденем куклу на прогулку»
Физ. Минутка «Игры с
маленьким мячом»
(подбрасываем, катаем между
ладошками)
Соберём картинку из двух
частей.
Игра с прищепками «Зайчики»
Логико-математическая игра
«Как мы путешествовали»
2«Фонарики»
Физ.минутка «Зверобика»
Р/игра «Чудо – крестики»
Совместная деятельность: игра
с блоками Дьенеша,
Логико – математическая игра
«Как друзья собирали ягоды»
Кинезиологическая гра «Кто
спрятался в фасоли?»- дети
ищут в фасоли спрятанную
мелкую игрушку, правильно ее
называют
Физ. минутка «Зверобика»
Совместная деятельность:
собираем картинку из 4х частей
— геометрические фигуры
Театрализация сказки
«Колобок» Совместная
деятельность
Игра «Чудесный мешочек»ищем на ощупь резиновые
игрушки.
Р/и:«Конура для щенка»
Наблюдение.
Наблюдение
Наблюдение,
Наблюдение
Р\и: «Лепестки»
Игра «Что мы потеряли»- ищем
спрятанные игрушки в сухом
бассейне.
Физ.минутка «Сосчитай-ка»
Выкладываем мозаикой ёлочку.
Игра «Волшебный мешочек»ищем на ощупь пластмассовые
игрушки
Наблюдение
Р/и: «Как лисёнок и
медвежонок собирались в
гости»
Наблюдение
между,
посередине).
Сравнение
геометрических
фигур
перед, за),умений
сравнивать предметы,
пользуясь приёмом
наложения и приложения;
Учить договаривать слова
и словосочетания.
Геометрические
фигуры.
Счет до 3-х
Создание
множеств из 3-х
предметов по
одному признаку
Развивать умение
самостоятельно составлять
геометрические фигуры
заданного цвета; выражать
в речи способ выполнения
действия; выбирать
определённые фигуры из
множества других;
Развивать умение
различать предметы по
размеру (большой,
маленький, низкий,
высокий).,
располагать предметы в
пространстве (один выше
другого или один над
другим); Развивать
зрительное внимание
мелкую моторику.
Развивать умение
различать предметы по
размеру (ширеуже),сравнивать их,
находить связи между
предметами по размеру,
употреблять слова «такой
же, как», «не такой»;
понимать
пространственные
отношения (слева, справа,
между, посередине);
Закрепить навыки работы
с разрезными картинками
Развивать умение
различать предметы по
размеру (большой,
маленький, низкий,
высокий); конструировать
предметы по показу;
располагать предметы в
пространстве (один выше
другого или один над
другим, ориентироваться в
количестве предметов
сравнивать их, понимать
пространственные
отношения (слева, справа,
между, посередине).
Сравнение по
величине,
сериация по
возрастанию,
убыванию
Ориентация в
пространстве.
Счет,цифра
(1,2,3)
Сравнение
количества
предметов в
пределах 3-х
Физ. минутка «Снежинки»
Совместная деятельность:
игра «Чудесный мешочек»ищем на ощупь бумажные
игрушки,
выкладываем из палочек
снежинки по показу.
Д/и: Соберем корзину снежки»
Р/И «Ехала машина»
Физ. минутка «Снежинки»
Р/и «Найди только красные…»
Кубики Никитина
Наблюдение.
.Р/и: «Чудо – крестики»
Д/и: «Кораблик Плюх-Плюх»
Р/и: "Елка из лесу пришла"
(выкладывание из счетных
палочек контура елки по
картинке, предложенной
ребенку),
"Зайка "(развитие общей
моторики).
Наблюдение
Логико – математическая игра
«Как друзья встречали Новый
год "Санки" (выкладывание из
фасоли) Физ. минутка
«Снежный колобок»
Блоки
Дьенеша
Самостоятельная деятельность:
«Собери картинку»
Д/и: «Кто, где, сколько»
Наблюдение
Р/игра «Как мы встречали
гостей в детском саду»
Физ. минутка «Снег кружится»
Игра с блоками Дьенеша
«Снеговик»
Палочки Кюизенера.
Наблюдение
Создание
множеств по
двум признакам
(цвет, размер)
Учить выкладывать
палочки в порядке
возрастания.
Учить соотнесению
предметов со словесным
обозначением
Число, цифры.
Знакомство с
порядковым
счетом
Развивать зрительное
внимание, мелкую
моторику.
Учить узнавать, правильно
называть цифры. Освоение
количественного счёта
Работать над
координацией речи с
движением, над
координацией рук и ног.
Воспитывать любовь к
друзьям.
Закреплять знания
порядкового счета.
Развивать зрительное
внимание мелкую
моторику.
Работать над
координацией речи с
движением
Порядковый счет
Цвет, форма
Закреплять умение
различать цвет, форму,
правильно называть
Систематизация и
классификация
геометрических фигур по
цвету и форме, размеру.
Создание
множеств по 2-м
признакам
(форма, цвет) по
заданному
количеству
Закрепление умения
находить грань кубика
нужного цвета, составлять
узор по карточке и по
представлению,
выкладывать узор по
образцу, по карточке.
Учить выбирать нужные
предметы и считать их
Сравнение по
величине,
количеству
Закрепление умения
выкладывать узор из
кубиков по карточке и
представлению;
Закреплять знания цветов
цветов и форм. Развивать
Игра с палочками Кюизенера
Физ. минутка «Белый снег
пушистый»
Игра с блоками Дьенеша
«Снеговики», «Автомобили»
Самостоятельная деятельность:
шнуровка плоскостных
ботинок,
разрезные картинки.
.Р/игра «Цифроцирк»
«Шнур-малыш»
Физ. минутка «Снежный
колобок»
Игры с предметами:
"Украшаем одежду"
(захватывание мелких
предметов и выкладывание их
на трафарет),
"Застегни одежду" – на
пуговицы, липучки, молнии.
Наблюдение
Р/ и:«Фонарики»
«Башмачки Фифы»
Упражнение «Крокодил» –
перебирая пальцами вбираем
бумажную салфетку в ладонь.
Физ. минутка. «Маша варежку
надела»
Совместная деятельность:
закручиваем и откручиваем
пробки, рассказывая сказку
«Репка»
.Р/игра: «Найди свой домик»
Д/и «Прогулка по лесу»,
Р/и «Чудесный мешочек»,
4. Пальчиковая гимнастика под
музыку
«ква-ква», «дождик»,
«автобус».
6.Блоки Дьенеша
Раз/игра: «Свет в окошке».
Кубики Никитина
"Вытягиваем ленточку"
(предложить сначала двумя,
потом тремя пальчиками
вытянуть ленточку
определенного цвета).
"Шнуровки" (продевание
шнурка в отверстие по
подражанию)
Наблюдениею
Р/и: «Собачка»-рассматривание
игрушек, рассматривание
карточек, составление узора.
Кубики Никитина.
Физминутка «Прогулка»
"Выложи дом большой и дом
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Систематизация
блоков Дьенеша
по по цвету,
величине, форме
Повторяемость
узора. Счет,
число, цифра
Геометрические
фигуры.
Выделение
заданного
предмета из
множества по
заданным
признакам.
Цвет, форма,
размер.
Число,цифра 4.
Комбинаторика
мышление, воображение,
память.
Развивать мелкую
моторику, координацию
движений.
Учить соотносить
предметы со словесным
обозначением
Развивать у детей
воображение, логику..
Учить соотносить
предметы со словесным
обозначением.
Учить выкладывать
домики для птиц по
показу,образцу и по
картинке.
Закреплять умение
выкладывать узор по
карточке, располагая
кубики так, чтобы
получилось изображение
коврика.
Развивать мелкую
моторику, координацию
движений.
Учить соотносить
предметы со словесным
обозначением
Учить составлять
картинки из частей
Закреплять представление
о геометрических фигурах,
учить выделять нужный
блок из множества,
выкладывать алгоритм по
цепочке.
Развивать мелкую
моторику, координацию
движений.
Учить соотносить
предметы со словесным
обозначением
Учить сравнивать блоки по
размеру, форме
Закреплять знания цветов,
форм и размеров.
Развивать мелкую
моторику, координацию
движений.
Учить соотносить
предметы со словесным
обозначением
Учить выкладывать
снежинки из
иаленький из цветных
геометрических фигур».)
Р/и: «Кораблик»(чтение стих.
«Кораблик»
А.Барто).
Д/и «На что похоже?»
Обыгрывание ситуации «В
море вышли
корабли»
Физ. минутка «Море
волнуется»
Игра с блоками Дьенеша
«Кораблики».
Р/ и: «Коврик для Кошечки
(игровой момент с Кошечкой)
Физ. минутка «Воробьи и
кошка»
Рассматривание коврика по
рисунку, карточке
Выкладывание
узора
Д/и «Подарок
Кошечке»
Кубики Никитина.
Наблюдение
Р/и: «Цепочка по
форме».
Д/и :«Красивая цепочка»
Физ. минутка «Белый снег
пушистый»
Д/и «Подарим куклам по
цепочке»
Рассматривание работ, оценка
(положительная)
Блоки Дьенеша «Снеговики»
Наблюдение
Р/и: «Снежинка»(загадка о
снежинке)
Рассматривание снежинок на
компьютерной презентации
выделяя выделяя ее части.
Составление узора по
карточке,по показу из 4-х
кубиков Никитина
Физ. минутка
«Солдатики»
Наблюдение
Наблюдение
палочек по образцу.
Классификация
фигур, создание
множеств по
заданным
параметрам
Учить детей
классифицировать фигуры
по цвету, учить кодировать
геометрические фигуры
через отрицание
Развивать мелкую
моторику, координацию
движений.
Учить обследовать
предметы на ощупь
Счет, количество
в пределах 4.
Сравнение
множеств
Составление узора по
образцу.Формировать
навык отсчета заданного
количества предметов,
обозначать его
соответственной цифрой.
Закрепить умение
собирать изображения из
частей
Закреплять умения
находить нужный цвет на
гранях кубиков,
выкладывать узор по
карточке
Совершенствовать умения
выкладывать изображения
предметов из мелких
деталей
Комбинаторика.,
конструктивное
развитие.
Счет, итог счета
Геометрические
фигуры с
заданными
параметрами по
счету (2группы
по 4 штуки)
Комбинаторика,
геометрические
фигуры,
сравнение
величин
Составление
логических
цепочек, Цифры
1,2,3,4
Выложить снежинку изпалочек
по образцу
Р/и: Блоки Дьенеша «Цепочка
по размеру»-рассматривание
элементов цепочки: рядом нет
одинакового размера
Физ. минутка «Солдатики»
Собрать предмет из 2частей:
«Солдатик», «Танк»,
«Кораблик»
Поиск в сухом бассейне
фигурки солдатиков, военной
техники
Р/и: «Трамвай».
Д/и: «Трамвай для зверят»
Физ. минутка «Пассажиры»
Кубики Никитина.
Совместная деятельность:
составление из палочек
Кюизенера трамвая (по показу,
по образцу)
Наблюдение.
Наблюдение.
Р/ и: « Домик» (блоки Дьенеша)
Д/и «Построим Зайке домик»,
Составление узора по
показу,образцу, Физ. Минутка
«Помощники»
Самостоятельная работа:
«Собери картинку» (крупные
пазлы)
Наблюдение
Закреплять умение быстро
находить геометрические
фигуры определенного
цвета, формы, размера.
Развивать мелкую
моторику, координацию
движений.
Совершенствовать умения
выкладывать изображения
предметов из мелких
деталей
Учить детей составлять
цепочку из блоков
одинакового цвета так,
чтобы рядом не было
фигур одинакового
размера
Развивать координацию
движений.
Р/и: «Найди и назови»
Д/и: «Вопрос – ответ»
Физ.минутка «Паровоз»
Д/и: «Собери в корзинки»
(нахождение фигур по
называнным признакам
признаков)
Д/и: «Кто правильно назовет»,
Блоки Дьенеша (отрицание)
Наблюдение
Р/и: «Гусеничка».
Д/и: «Поможем бабочке найти
гусеничек»
Составление цепочки из блоков
Дьенеша
Подвижная игра «Ходит Ваня»
Совместная деятельность:
«Оденем куклу к празднику»
Наблюдение
Продолжать учить
выкладывать фигуры по
образцу и карточке,
закрепление цвета, формы.
.Раз/игра : «Яркий
флажок».
Кубики
Никитина.
Р/и: «Продолжи
Наблюдение.
Развивать внимание,
память, воображение.
Развивать общую и
мелкую моторику.
Прямоугольник.
Сравнение
геометрических
фигур по форме.
Обследование
прямоугольника.
Сравнение со знакомыми
фигурами.
Закреплять умение
подбирать
соответствующую
геометрическую фигуру,
Прямоугольник.
Фигуры разных
конфигураций
Закреплять умение
подбирать
соответствующую
геометрическую фигуру,
фигуры разных
конфигураций
Комбинаторика.
Сравнеиие
предметов по
величине
разными
способами
Закреплять умения
выкладывать узор из
кубиков по образцу, по
карточке
развивать мышление,
логику, воображение,
память.
Различать, сравнивать,
систематизировать блоки
по величине.
Создание
множеств из 2,3,
4, фигур по
заданным
параметрам
Закреплять знания цветов
(желтый, синий, красный,
зеленый ,белый) кубиков.
Учить выкладывать
кубики в определенном
порядке по показу.
Цвет, форма,
величина.
Счет предметов,
итоговое число
Развивать логическое
мышление, воображение,
эмоциональный отклик.
Закрепить знания цветов
,форм.
Развивать способность
комбинирования
предметов, умение
классифицировать фигуры
по форме, размеру.
Развивать координацию
движений.
Закрепить умение
собирать изображения из
частей
ряд»
Физ.минутка «Мой
веселый,звонкий мяч»
Д/и: «Сосчитай-ка»
Игра «Мамины помощники»сортируем фасоль и горох
Р/и: «Свет в окошке»
«Тропинка через болото»
Игра «Мамины помощники»сортируем фасоль и горох
двумя руками одновременно
Физ. минутка «Бабушкин
клубочек»
Делаем ромашку для мамы из
палочек
Р/и: «Собачка», «Кораблик».
Физ.минутка «Собака со
щенками»
Массаж:
катаем фломастер пальчиками,
между ладоней
Р/и: «Коврики для котят»
Игра с блоками Дьенеша
«Котёнок» (стихотворение
«Котенок»
Р/ и: «Красивые цветочки»
Физ. минутка « Цок-цок-цок»
Игра «Кто спрятался в песке»достаём фигурку животного из
песка
Выкладываем контур цветка
мелкой фасолью (готовый
контур)
Д/и «Подарим Мишутке
цветы», "Чудесный мешочек"
"Хоровод зверей в лесу
"(нанизывание на шнурок
фигурок животных)
Физ.минутка "Медвежата"
Самостоятельная деятельность:
«Собери картинку»,
Блоки Дьенеша
Р/и: «Раздели фигуры »(по
цвету и форме).
Д/и «Вкусное печенье»,
Д/и «Раздели печенье и угости
зверушек»,
Физ.минутка "Кошка и собаки"
Разрезные картинки: «Чей
детёныш?»
Наблюдение
Наблюдение.
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Сравнение.
Понятия «ширеуже» Связь
между
предметами
Развивать умение
различать предметы по
размеру (ширеуже),сравнивать их,
находить связи между
предметами по размеру,
употреблять слова «такой
же, как», «не такой»;
понимать
пространственные
отношения (слева, справа,
между, посередине);
Учить произносить слова
стихотворения
эмоционально
Сравнение по
Развивать умение
ширине, высоте,
различать предметы по
длине.
размеру (ширеРасширение
уже),сравнивать их,
словаря
находить связи между
сравнительными предметами по размеру,
прилагательными употреблять слова «такой
же, как», «не такой»;
понимать
пространственные
отношения (слева, справа,
между,
посередине);Анализ
сказки «Теремок»
Сериация по
Закреплять умение детей
возрастанию,
классифицировать и
убыванию
абстрагировать фигуры по
величины
размеру.Учить находить
лишний предмет,
объяснять свой выбор
Сравнение и
нахождение
соответствия
величин.
Использование
знаний в игре
Учить раскладывать
фигуры по возрастанию и
убыванию размеров.
Учить внимательно
слушать литературное
произведение,
анализировать, применять
знания в игре
Создание
множеств.
Деление
множеств на
подмножества
Учить детей делить
множества на
подмножества, опираясь
на какой-либо
определенный признак
предмета.
Раз/игра: « Волшебный
ключик»
Блоки Дьенеша.
Д/и «Домики для волшебников»
Физ. минутка «Волшебный
вальс» (с муз. сопровождением)
Стихотворение С.Маршака
«Котята»
Наблюдение
Р/и: « Волшебный ключик»
Блоки Дьенеша.
Д/и «Домики для волшебников»
Физ. минутка «Волшебный
вальс» (с муз. сопровождением)
Настольный театр: сказка
«Теремок»-сравнение героев по
размерам
Наблюдение
Р/и: «Раздели фигуры» ( по
размеру).
Физ. минутка «Медведи»
Д/и:»На что похоже
рассматривание, сравнение
геометрических форм
Раскладывание по размеру
Блоки Дьенеша
Игра с карточками «Что
лишнее?»
Рассказывание сказки «Три
медведя» Проблемная ситуация
в сказке.
Д/и: «Раздать медведям посуду,
мебель по их размерам»
Выкладываем из палочек
Кюизенера мебель для
медведей.
Физ.минутка «Медведи»
Совместная деятельность:
предметы мебели для медведей
из блоков Дьенеша
Игровая ситуация
«Пчелки»(танец «Вальс
цветов»).
Выкладываем из палочек
насекомых по показу,образцу.
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение.
Учить находить нужные
блоки.
Закрепить умение
выкладывать изображения
из палочек
Создание
множеств,
выделение
подмножеств по
заданным
параметрам
Закреплять умение быстро
находить геометрические
фигуры определенного
цвета, формы, размера.
Развивать зрительное
внимание и моторику.
Сериация,
создание
множеств по
звуковому
кодированию
Развивать умение
выделять из группы
геометрических фигур
нужную.
Развивать фантазию,
мышление.
Развивать умение
составлять палочки в ряд
по убыванию, по
возрастанию
Учить составлять
картинки из мозаики.
Упражнять детей в умении
классифицироватьцифры,
блоки по двум признакам:
цвету и форме.
Развивать внимание,
наблюдательность, память.
Классификация
цифр, блоков,
полосок по
возрастанию
Комбинаторика.
Число и цифра 5
Закреплять умение
выкладывать узор по
карточке, располагая
кубики так, чтобы
получилось изображение
коврика.
Формировать умение
считать до 5 и называть
результат счета.
Величины, счет,
количество
Закреплять представления
о размере предметов.
Развивать сенсорные
способности (восприятие
цвета, формы, величины).
Развивать мышление в
играх
Д/и: «Волшебный мешочек»насекомые
Самостоятельная деятельность:
«На полянке»-игры с блоками
Дьенеша (бабочка, жук,
муравей)
Р/и: «Найди и назови».
Д/и: «Вопрос – ответ», «У кого
больше?»,
Физ. минутка «Самолёт»
Совместная деятельность:
кубики Никитина (составление
узора по поэтапному показу,
пообразцу)
Р/и: «Вышла курочка гулять»,
«Цыплята»
Д/и «Колокольчик»
Логические блоки Дьенеша.
Совместная деятельность:
мозаика, из палочек Кюизенера
построить заборчик для цыплят.
Р/и: «Поезд» прослушивание
песенки (пение),
Игровая ситуация «Билеты на
поезд»(цифры 1,2,3,4)
П/игра «Поезд»,
Логические блоки Дьенеша.
Совместная деятельность:
Игры с конструктором «Поезд
с вагончиками
Р/ и: «Коврик для щенка».
Д/и «Подарок щенку»(из 5
деталей)
Речь с движением «Собака со
щенками»
Совместная деятельность:
Игры с предметами:
«Сороконожка»
бельевые прищепки
Блоки Дьенеша: «Домики для
щенков, котят»
Чтение сказки К.И Чуковского
«Тараканище»
Д/и: «Назови 5 героев сказки»
Физ. минутка «Солнышко
лучистое»
Р/и:«Жуки».Составление узора
по карточке из 4-х кубиков
Никитина.
Наблюдение.
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение.
Наблюдение
Количественный
счет.
Цифры,
соответствующие
количеству
Сравнение
предметов по
величине.
Исключение
несоответствующих.
Счет, цифра.
Закрепление знаний
цветов , форм и размеров
Совершенствовать умение
сочетать речь с
движением.
Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
Нахождение предметов,
одинаковых по длине,
ширине, высоте.
Восприятие счета на слух
и определение цифры
Сериация
палочек по
возрастанию,
убыванию
Счет, число,
цифра
Учить сравнивать длину,
высоту предмета,
соотносить с объектом
(Жираф-заяц)
Конструирование из
палочек геометрических
фигур Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
Развивать мышление в
играх.
Выделение
предметов из
множества, не
соответствующи
х параметрам.
Смысловые,
цифровые
парочки
Конструирование
с заданным
цветом,
размером,
количеством
деталей
Формирование задатков
аналитического
мышления-находить
лишние предметы,
фигуры.
Ответы на вопросы по
тексту литературного
произведения.
Создание из заданных
геометрических фигур
определенные
конструкции. Развивать
фантазию, мышление, азы
комбинаторики
Порядковый счет
Развитие сенсорных
способности (восприятие
цвета, формы, величины).
Количественный счет.
Итог счета. Порядковый
счет
Закрепить умение
собирать изображения из
частей
Игра с прищепками «Лапки у
жука»
Р/и: «Игрушечный дождь»
Д/игра «Конфеты».
Р/игра «Посчитай-ка»
Физ. Минутка «Танец игрушек»
(муз. сопровождение)
Наблюдение
Д/и «Что сначала, что потом?»,
«Где спрятался большой синий
квадрат, маленький красный
круг…»
Р/и-отрицание «Не…»Блоки
Дьенеша
3.Физ.минутка «Найди свой
домик»
Совместная деятельность:
создание множеств по 3-м
признакам.
Д/и «Построим лестницу для
жирафа, для котенка»
Р/и «Точка, точка, два
крючочка»
Физ.минутка «Мы капусту
рубим. Рубим»
Совместная деятельность
«Составляем человечков
высокого и низкого из
геометрических фигур по
показу, образцу»
Д/и «Хватит ли медведям
.бочонков с медом»
Р/и «Подбери парочку»
Физ.минутка «Один, два, три,
четыре, пять»
Театрализация сказки «Три
медведя»
Наблюдение
Д/и: «На какую
геометрическую фигуру похожи
предметы»
Р/и: Раскрась правильно»,
«Спрячь мышку»
Физ.минутка «Зайка»
Совместная деятельность с
использованием карточек «Кто ,
что это»
.Рассказывание сказки «Репка»
Д/и «Поиграем, посчитаем»
(количественный и порядковый
счет героев сказки)
Физ. минутка «Тянем-потянем»
Настольный театр. Сказка «
Репка»
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение.
Сопоставления
величин.
Расширение
словаря
сравнительными
прилагательными
Сопоставление
форм предметов
с
геометрическими
образцами.
Комбинаторика
Овал.
Кинезиологическое обследование
фигур
Части суток
Ориентация в
пространстве (от
себя)
Классификация
предметов по
заданным
признакам (цвет,
форма, число)
Числовой рад.
Количественный,
порядковый счет
Развивать навык
сопоставления величин на
основе сказки «Три
медведя».
Формировать умение
отвечать на вопросы
сложноподчиненными
предложениями
Закреплять умение
сопоставлять формы
предметов с
геометрическими
образцами.
Развивать способность
комбинирования
предметов, умение
классифицировать фигуры
по форме, размеру.
Познакомить детей с
новой формой:
овалом.Учить обследовать
фигуры, давая их в паре с
уже знакомыми: квадраттреугольник, квадратпрямоугольник, круг-овал.
Формировать
представление о частях
суток, научить правильно
употреблять слова «утро»,
«день», «вечер», «ночь»
Учить соотносить
предметы со словесным
обозначением.
Учить ориентироваться в
пространстве помещения,
последовательно
осматривать его; развивать
внимание и запоминание;
учить выделять из
окружающего предметы,
находящиеся в поле
зрения.
Развивать навык
классифицирования;
помочь изучить порядок
вещей Формировать
представление о парных
предметах
Составление числового
ряда.
Ориентация в
пространственных
ситуациях, определение
места по заданному
условию
Чтение сказки «Три медведя»
Д/и «Поставь по росту»,
«Раздай посуду по размеру»,
«Уложи спать в свою кровать»
Физ.минутка «Три медведя»
Совместная деятельность:
сериация: разложить предметы
по возрастанию, убыванию
Р/и «На что похоже», «Кто в
домике живет»
Д/и «Поставь машины в гараж»,
«Завяжи куле бантик»
.Физ.минутка «Светофор»
Р/и «Посмотри и назови»,
«Собери в корзинки».
«Оглянись вокруг»
Наблюдение
.Р/и «Геометрическое лото»,
«На что похоже?», «Найди
похожее»
Д/и: «Посчитай-ка»
Физ. минутка «К речке быстро
мы спустились»
Самостоятельная деятельность
«Создание множеств по форме.
.Д/и «Когда это бывает?»
0Р/И «Что сначала, что потом?
Физ.минутка «Мой веселый,
звонкий мяч»
Совместная деятельность:
оденем куклу на прогулку, на
зарядку, на ночь.
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение.
Д\И «Жили-были в домике»
Р\и « Слева-справа, внизувверху»
Физ.минутка «Прогулка по
лесу»
Совместная деятельность:
«Дорога по лесу»
Наблюдение
.Р/и «Геометрическое лото»,
«Наведи порядок»
Д/и «Что к чему», «Посчитайка»
Физ. минутка «Танец
игрушек»(муз. сопровождение)
Логические блоки Дьенеша.
Д/и «Жили-были цифры»
Р/и «Найди игрушку»
Физ.минутка «Раз, два, три,
четыре, пять»
Совместная деятельность по
составлению числового ряда
Наблюдение
Наблюдение.
Повторение.
Закрепление
полученных
знаний
Развивать
память,внимание,
поисковые навыки,
аналоговое мышление.
Итоговое
Игра-Путешествие (по
предметам, геометрическим
фигурам):
«Дом игрушек», «Деревня
Простоквашино»
Физ.минутка-музыкальная
пауза между станциями
Игра-Путешествие
Наблюдение
Календарно - тематический план
Тема занятия.
Краткое содержание
Количество часов
Дата
планируема
я
очно
Знакомство с математикой.
Определить уровень интеллектуального,
сенсорного развития
Определение уровня интеллектуального,
сенсорного развития Основные цвета
(желтый, синий, красный, зеленый)
Определение цвета на объемной фигуре
Цвет, геометрическая фигура квадрат,
знакомство с карточками.
Цвет на объемных фигурах.
Один-много.
Цвет, величина, пространство
Цвет, форма, пространство Развитие мелкой
моторики
Цвет, форма, величина. Овощи фрукты.
Рамки Монтессори
Цвет, форма. Комбинаторика. Блоки
Дьенеша.
Парочки. Комбинаторика. Основы
конструирования
Один-много.Цифра 1
Квадрат, круг, цифра 1.Один-много
Создание множеств по одному признаку
(форма).Домашние животные, их детеныши
Создание множеств по двум признакам
(цвет и форма)
Геометрические фигуры (квадрат, круг,
треугольник)
Число 2.Цифра 2.
Соотнесение числа и цифры
Алгоритмы действий
Сравнение предметов по размеру
Геометрические фигуры.
Создание предметных форм. Число и
цифра 3.
Сравнение предметов по ширине
(наложение, приложение).
Число, цифра 3
план
1
факт
01.09.2025
1
03.09.2025
1
1
08.09.2025
10.09.2025
1
15.09.2025
1
1
17.09.2025
22.09.2025
1
24.09.2025
1
01.10.2025
1
06.10.2025
1
1
1
08.10.2025
13.10.2025
15.10.2025
1
20.10.2025
1
22.10.2025
1
27.10.2025
1
1
1
05.11.2025
10.11.2025
12.11.2025
1
14.11.2025
Дата
фактическая
Пространственные отношения (слева,
справа, между, посередине). Сравнение
геометрических фигур
Геометрические фигуры.
Счет до 3-х Создание множеств из 3-х
предметов по одному признаку
Сравнение по величине, сериация по
возрастанию, убыванию
Ориентация в пространстве.
Счет, цифра (1,2,3)
Сравнение количества предметов в
пределах 3-х
Создание множеств по двум признакам
(цвет, размер)
Число, цифры.
Знакомство с порядковым счетом
Порядковый счет
Цвет, форма
Создание множеств по 2-м признакам
(форма, цвет) по заданному количеству
Сравнение по величине, количеству
Систематизация блоков Дьенеша по по
цвету, величине, форме
Повторяемость узора. Счет, число, цифра
Геометрические фигуры.
Выделение заданного предмета из
множества по заданным признакам.
Цвет, форма, размер. Число,цифра 4.
Комбинаторика
Классификация фигур, создание множеств
по заданным параметрам
Счет, количество в пределах 4. Сравнение
множеств
Комбинаторика., конструктивное развитие.
Счет, итог счета
Геометрические фигуры с заданными
параметрами по счету (2группы по 4
штуки)
Комбинаторика, геометрические фигуры,
сравнение величин
Составление логических цепочек, Цифры
1,2,3,4
Прямоугольник. Сравнение геометрических
фигур по форме.
Прямоугольник. Фигуры разных
конфигураций
Комбинаторика. Сравнеиие предметов по
величине разными способами
Создание множеств из 2,3, 4, фигур по
заданным параметрам
Цвет, форма, величина.
Счет предметов, итоговое число
Сравнение. Понятия «шире-уже» Связь
между предметами
Сравнение по ширине, высоте, длине.
1
17.11.2025
1
19.11.2025
1
24.11.2025
1
26.11.2025
1
01.12.2025
1
03.12.2025
1
08.12.2025
1
1
1
10.12.2025
15.12.2025
17.12.2025
1
1
22.12.2025
24.12.2025
1
12.01.2026
14.01.2026
1
16.01.2026
1
19.01.2026
1
21.01.2026
1
26.01.2026
1
28.01.2026
1
02.02.2026
1
04.02.2026
1
06.02.2026
1
09.02.2026
1
11.02.2026
1
16.02.2026
1
18.02.2026
1
25.02.2026
1
02.03.2026
Расширение словаря сравнительными
прилагательными
Сериация по возрастанию, убыванию
величины
Сравнение и нахождение соответствия
величин. Использование знаний в игре
Создание множеств. Деление множеств на
подмножества
Создание множеств, выделение
подмножеств по заданным параметрам
Сериация, создание множеств по звуковому
кодированию
Классификация цифр, блоков, полосок по
возрастанию
Комбинаторика. Число и цифра 5
Величины, счет, количество
Количественный счет.
Цифры, соответствующие количеству
Сравнение предметов по величине.
Исключение несоответствую-щих.
Счет, цифра.
Выделение предметов из множества, не
соответствующих параметрам.
Смысловые, цифровые парочки
Конструирование с заданным цветом,
размером, количеством деталей
Порядковый счет
Сопоставления величин.
Расширение словаря сравнительными
прилагательными
Сопоставление форм предметов с
геометрическими образцами.
Комбинаторика
Овал. Кинезиологическое обследование
фигур
Части суток
Ориентация в пространстве (от себя)
Классификация предметов по заданным
признакам (цвет, форма, число)
Числовой рад.
Количественный, порядковый счет
Повторение.
Закрепление полученных знаний
Итоговое
1
04.03.2026
1
11.03.2026
1
16.03.2026
1
18.03.2026
1
23.03.2026
1
25.03.2026
1
1
1
30.03.2026
01.04.2026
06.04.2026
1
08.04.2026
1
13.04.2026
1
15.04.2026
1
1
20.04.2026
22.04.2026
1
27.04.2026
1
06.05.2026
1
1
1
08.05.2026
13.05.2026
18.05.2026
1
20.05.2026
1
25.05.2026
1
27.05.2026
Методические и оценочные материалы
Учебно-методический комплекс:
-Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс
математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 1. – М.: Ювента, 2014.
-Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Математика для детей 3 4 лет. Часть 1. – М.: Ювента, 2013. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Задачи в кроссвордах.
-Математика для детей 3-4 лет. – М.: Ювента, 2016. Трифонова Е.В., Некрасова А.А.,
-Кубышева М.А., Абдуллина Л.Э. Система мониторинга достижения детьми планируемых
результатов освоения основной общеобразовательной программы «Мир открытий»/ Под
общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М., 2012.
- Тематические подборки наглядных материалов;
- Подборка литературно-художественного материала математического содержания;
занимательный материал (викторины, ребусы);
- Подборка заданий развивающего характера по темам; разработки теоретических и
практических занятий.
Для реализации задач здоровьесбережения имеется подборка профилактических,
развивающих упражнений (для глаз, для рук, для снятия напряжения и профилактики
утомления и т.п.);
Интернет источники:
http://doshkolnik.ru/index.php
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://www.maam.ru/
Технологии и методы, используемые при проведении занятий
Методы, используемые при проведении занятий
Методы, в основе которых лежит уровень активизации деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный: предъявление информации различными способами
(объяснение, рассказ, беседа, демонстрация и др.);
- Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск еѐ решения детьми;
- Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: беседа,
упражнения по аналогу и др.);
Высокая результативность работы по программе достигается при использовании
различных педагогических технологий:
- Технология личностно-ориентированного обучения (обучение каждого ребенка в группе,
исходя из его возможностей, способностей, перспективы);
-Игровые технологии: дидактические игры, упражнения;
Перечень дидактических средств, ЭОР
Тематическая подборка иллюстративного материала:
Наглядно-дидактические пособия:
-тематические подборки наглядных материалов;
подборка литературно-художественного материала математического содержания;
занимательный материал (викторины, ребусы);
- блоки Дьенеша, счетные палочки. Палочки Кюйзенера, комплект геометрических фигур и
тел, варианты игр «Танграм», «Кубики для всех», «Игры с палочками».
- подборка заданий развивающего характера по темам;
- картотека логических заданий и рабочих листов;
- разработки теоретических и практических занятий.
Иллюстративный материал
- плакаты: «Счёт до5», «Цвет», «Форма».
- альбомы с иллюстрациями «Времена года», календарь года, чашечные весы,
Для реализации задач здоровьесбережения имеется подборка профилактических,
развивающих упражнений (для глаз, для рук, для снятия напряжения и профилактики
утомления и т.п.);Электронное дидактическое пособие «Всезнайка»
https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2025/02/02/elektronnoe-didakticheskoe-posobievseznayka
Информационные источники
Список литературы для педагогов:
• И.А. Помораева, В.А. Позина, Мозаика-Синтез, Москва, 2015.
• Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать
геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006.
• - Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления
детей. – СПб.: Речь, 2007.
• Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет:
Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред.
Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
• Кац Е.М. Пирог с математикой. М.:МЦНМО, 2015.
• Новикова В.П. Математика в детском саду. Москва: «Мозаика-Синтез», 2000 г.
• Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург:
«Детство-Пресс», 2002 г.
• Новикова В.П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва:
«Мозаика-Синтез», 2008 г.
• Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург: «ДетствоПресс», 1999 г.
• Звонкин А.К. Малыши и математика. М.:МЦНМО, 2006.
• Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
М.: Просвещение, 1987.
Оценочные материалы
Система оценок мониторинга трехуровневая:
3 балла – умение сформировано устойчиво (ребенок самостоятельно справляется с
заданием);
2 балла – умение сформировано неустойчиво (то есть находится в зоне ближайшего
развития: ребенок справляется с заданием лишь в совместной деятельности со взрослым);
1 балл – умение не сформировано (ребенок не справляется с заданием даже при помощи
взрослого).
Оценка результативности работы в группе включает педагогическую диагностику уровня
развития детей и овладения ими программным материалом (тестирование).
Критерии уровня знаний детей:
1.Умеет считать в пределах 5 в прямом порядке.
2. Умеет узнавать цифры в пределах 5.
3.Умеет сравнивать 2 предмета по длине, ширине и высоте.
4. Умеет узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал,
5. Умеет называть части суток, устанавливает их последовательность.
6. Умеет различать правую и левую руку.
7.Умеет находить много и один предмет (по картинкам).
8. Умеет сравнивать группы предметов, содержащие по 5 предметов, на основе
составления пар, выражать словами, каких предметов больше, каких меньше, а каких
поровну.
9. Владеет пространственными отношениями: вверху, внизу, спереди , сзади, между.
1
Критерии оценки
знаний
Умеет считать в
пределах 5 в прямом
порядке.
Методика оценки знаний
Уровни достижения детей
Воспитатель наблюдает за детьми либо
3 балла – правильно
моделирует диагностическую ситуацию.
выполняет задание сам.
Например, задает детям (группе из 6-8
2 балла – может допускать
человек) вопросы о том, сколько предметов
ошибки, но исправляется
(тарелок, елочек, матрешек и т. п.) находится
на столе (на доске, на полке и т. п.), просит
принести 5 предметов (отсчитать от
большего количества).
2
Умеет узнавать
цифры в пределах5.
Воспитатель наблюдает за детьми либо
моделирует диагностическую ситуацию.
Например, дает детям (группе из 6-8
человек) задание выбрать из лежащих на
столе фигур (круги, квадраты и
треугольники одного цвета и размера) круги
(треугольники), при показе круга
(треугольника, шара) ответить на вопрос:
«Как называется эта фигура?», выбрать
картинки с изображением предмета
треугольной (круглой) формы (воспитатель
называет и показывает треугольник и круг).
Воспитатель просит детей (группу из 6-8
человек) сравнить по высоте два столбика
контрастной высоты, сравнить по длине две
полоски контрастной длины и выразить
словами «длинный-короткий, высокийнизкий, длиннее-короче, выше-ниже»
3
Умеет сравнивать 2
предмета по длине,
ширине и высоте.
4
Умеет узнавать и
называть квадрат,
круг, треугольник,
прямоугольник, овал.
Воспитатель просит детей (группу из 6-8
человек) выбрать из предложенных
геометрических фигур нужную фигуру.
Воспитатель поднимает перед ребенком
какую-нибудь фигуру и просит назвать ее.
5
Умеет называть части
суток, устанавливает
их
последовательность.
Воспитатель предлагает посмотреть на
предложенные иллюстрации с ярковыраженными режимными моментами и
просит назвать. Когда этот бывает, и как
называется это время суток.
6
Умеет различать
правую и левую руку.
Воспитатель просит детей (группу из 6-8
человек) взять в левую руку мяч. Затем
просит взять в правую руку кубик.
сам или после наводящего
вопроса взрослого.
1 балл – допускает ошибки,
не исправляет их даже
после наводящих вопросов
воспитателя.
3 балла – правильно
выполняет задание сам.
2 балла – может допускать
ошибки, но исправляется
сам или после наводящего
вопроса взрослого.
1 балл – допускает ошибки,
не исправляет их даже
после наводящих вопросов
воспитателя
3 балла – правильно
выполняет задание сам.
2 балла – может допускать
ошибки, но исправляется
сам или после наводящего
вопроса взрослого.
1 балл – допускает ошибки,
не исправляет их даже
после наводящих вопросов
воспитателя
3 балла – правильно
выполняет задание сам.
2 балла – может допускать
ошибки, но исправляется
сам или после наводящего
вопроса взрослого.
1 балл – допускает ошибки,
не исправляет их даже
после наводящих вопросов
воспитателя
3 балла – правильно
выполняет задание сам.
2 балла – может допускать
ошибки, но исправляется
сам или после наводящего
вопроса взрослого.
1 балл – допускает ошибки,
не исправляет их даже
после наводящих вопросов
воспитателя
3 балла – правильно
выполняет задание сам.
2 балла – может допускать
ошибки, но исправляется
сам или после наводящего
вопроса взрослого.
1 балл – допускает ошибки,
не исправляет их даже
7
Умеет находить много
и один предмет (по
картинкам).
Воспитатель просит детей (группу из 6-8
человек) посмотреть на картинки ( на одной
нарисован 1предмет, на другой несколько) и
просит детей назвать сколько на первой
картинке предметов, а сколько - на второй.
8
Умеет сравнивать
группы предметов,
содержащие по 5
предметов, на основе
составления пар,
выражать словами,
каких предметов
больше, каких
меньше.
Воспитатель просит детей (группу из 6-8
человек) сравнить группы предметов по
количеству и объяснить свой выбор.
9
Различает
пространственные
отношения от себя:
впереди – сзади,
вверху – внизу, справа
– слева.
Воспитатель просит детей (группу из 6-8
человек) рассказать, что (кто) находится
впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева.
после наводящих вопросов
воспитателя
3 балла – правильно
выполняет задание сам.
2 балла – может допускать
ошибки, но исправляется
сам или после наводящего
вопроса взрослого.
1 балл – допускает ошибки,
не исправляет их даже
после наводящих вопросов
воспитателя
3 балла – правильно
выполняет задание сам.
2 балла – может допускать
ошибки, но исправляется
сам или после наводящего
вопроса взрослого.
1 балл – допускает ошибки,
не исправляет их даже
после наводящих вопросов
воспитателя
3 балла – правильно
выполняет задание сам.
2 балла – может допускать
ошибки, но исправляется
сам или после наводящего
вопроса взрослого.
1 балл – допускает ошибки,
не исправляет их даже
после наводящих вопросов
воспитателя.
Таблица результатов
нг
нг
кг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
Различает пространственные отношения
от себя: впереди – сзади, вверху – внизу,
справа – слева.
Умеет сравнивать группы предметов,
содержащие по 5 предметов, на основе
составления пар, выражать словами, каких
предметов больше, каких меньше, а каких
поровну.
Умеет находить много и один предмет (по
картинкам).
нг
кг
Умеет различать правую и левую руку.
нг
Умеет называть части суток,
устанавливает их последовательность.
Умеет узнавать цифры в пределах 8.
кг
Умеет узнавать и называть квадрат, круг,
треугольник, прямоугольник,овал, шар, куб,
цилиндр, призму.
Критерии оценки знаний
Умеет сравнивать 2 предмета по длине,
ширине и высоте.
ФИ
ребенка
Умеет считать в пределах 8 в прямом
порядке
№
п/п
нг
кг
1
2
3
4
5