Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Разноцветный карандаш»
Срок освоения: 70 дней
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Разработчик:
Скворцова М.В.
педагог дополнительного
образования
1
I.Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе действующих нормативно-правовых документов.
1.Основные характеристики программы.
Направленность ДОП: социально-гуманитарная
Адресат ДОП: Программа «Разноцветный карандаш» предназначена для детей
возраста 6 – 7 лет, независимо от их гендерной принадлежности.
Условия набора: без проведения дополнительного отбора.
Актуальность реализации ДОП:
В системе эстетического и народного творческого воспитания подрастающего поколения
особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Ознакомление с
техниками народного творчества, реализовывает идею активного воспитания гражданина
России, патриотизма малой родины. Программа направлена на то, чтобы через искусство
приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных и
традиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов,
используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и
умения в различных ситуациях.
Особенность данной программы заключается в том, что в системе работы используются
нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества.
Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного
рисования.
Нетрадиционное
рисование
доставляет
детям
множество
положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им
бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью.
Уровень освоения: общекультурный
Объем и срок освоения – 70 часов, 70 дней.
Цель программы: формирование устойчивого интереса к обучению
изобразительному искусству нетрадиционными способами рисования, их особенностями,
многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки
Достижение данной цели невозможно без обучения дошкольников навыкам обращения с
разнообразными художественными материалами как средствами творческой
выразительности.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование представлений нетрадиционных техникам рисования.
- Ознакомление со способами деятельности – модульным оригами, квилинга, декупажа.
- Овладение основами, умениями работы различными нетрадиционными видами
рисования, формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности,
саморазвитию.
- Обогащение знаний детей через изучение нетрадиционных техник рисования.
- Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Развивающие:
- Развитие интереса к изучению народных промыслов.
- Повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ.
- Активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в
ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями.
2
- Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов
выполнения.
- Развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске
новых решений в создании композиций.
- Развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей
жизни.
Воспитательные:
- Формировать мотивацию к труду, работе на конечный результат;
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
- Проявляют устойчивый интерес к произведениям изобразительного искусства и
проявлениям красоты в окружающем мире;
- Демонстрируют бережное отношение к произведениям искусства и памятникам
культуры;
- Высказывают собственные предпочтения и ассоциации;
- Стремятся к самовыражению впечатлений и эмоций, ответственности за начатое дело,
уважительного отношения к результатам труда.
Метапредметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
- Регулятивные: умеют определять план действий, формулировать алгоритм выполнения
задания, действовать по выбранному плану, находить рациональные способы работы,
описывать желаемый результат, осуществлять взаимопроверку.
- Познавательные: знают основные термины в изобразительном искусстве, виды и жанры
изобразительного искусства, некоторые законы перспективы, свойства и приёмы работы с
бумагой и пластилином.
- Коммуникативные: умеют задавать вопросы и отвечать на них, передавать содержание в
сжатом, выборочном или развёрнутом виде, критически относиться к своей позиции и
признают свою неправоту, строят монологическое высказывание, работают в группе,
вносят вклад в совместные действия.
Предметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
-Умеют передавать характерные признаки предмета: очертания формы, строение,
пропорции, цвет;
- Сформированны практические умения и навыки в рисовании с использованием
разнообразных изобразительных материалов;навык работы с цветом несколькими
способами: путём смешивания нескольких цветов, разбавление краски водой или
разбеливание;
- Развиты композиционные умения: размещение объектов в соответствии с особенностями
их формы, величины, протяжённости, создание композиции в зависимости от сюжета,
умение вычленять в композиции главное, действующих лиц, предметы, обстановку;
-Сформировано умение составлять узоры на основе 2–3 видов народного прикладного
искусства на бумаге разной формы.
Организационно-педагогические условия реализации ДОП
Язык реализации – государственный язык РФ-русский.
Форма обучения – очная
3
Особенности реализации – занятия организованы преимущественно как
практическая деятельность детей, продукты детской деятельности пригодны для
использования в самостоятельной игровой деятельности детей. Тематическое мероприятие
«Сказочная страна».
Модели организации образовательного процесса:
Специально организованная деятельность педагога с детьми.
Возможность обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: не имеется.
Условия набора и формирования группы – на обучение принимаются дети от 6до
7 лет без специального отбора на основе заявления родителей (законных представителей).
Формы организации и проведения занятий:
Формы проведения занятий: занятие, беседа, практическая работа; работа под
руководством педагога, самостоятельная работа.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: групповая
Материально-техническое оснащение:
Технические средства обучения:
- персональный ноутбук
- мультимедийный проектор
- экран для проектора 2х2 с потолочным или настенным креплением.
Наглядные пособия: демонстрационная доска, дидактический материал в
соответствии с темами занятий
Материалы для обучающихся: раздаточные материалы (акварельные краски, гуашь,
восковые и масляные мелки, свеча…)
Учебный план
№
П\п
1-2
3-4
5-6
7-8
9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
Наименование раздела,
темы
Путешествие в золотистый
лес
Осенние разноцветные
листья (печатание
листьями)
Осенние превращение леса
Дерево колдуньи
Морские рыбки (коллаж)
Как прекрасен этот мир
(рисование + аппликация)
Морское
животное (рисование
ладошками)
Волшебный лес (оригами
модульное оригами)
Невиданные цветы
(квиллинг,)
Веселый лужок
Зимняя сказка (рисование
пальцами, печать по
трафарету)
Снегири на ветке (метод
тычка)
Сказочная птица
Техника проступания
«Новогодняя ёлка»
Кол-во часов
Всего Теория Практика
2
10
50
Форма контроля
Текущий контроль,наблюдение
2
10
50
Текущий контроль,наблюдение
2
2
1
2
10
10
5
10
50
50
25
50
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
2
10
50
Текущий контроль,наблюдение
2
10
50
Текущий контроль,наблюдение
2
10
50
Текущий контроль,наблюдение
2
2
10
10
50
50
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
2
10
50
Текущий контроль,наблюдение
2
2
10
10
50
50
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
4
28-29
30-31
32-33
34-35
36-37
38-39
40-41
42-43
44-45
46-47
48-49
50-51
52-53
54-55
56-57
58-59
60-61
62-63
64-65
66-67
68-69
70
Техника Граттаж
«Зимний пейзаж»
Превращение снежинки(ор
игами модульное оригами)
Подарок для бабушки
Космический коллаж
(рисование + аппликация)
Зимний лес (квиллинг,)
Техника «Фроттаж»
(затирание)
«Зимняя картина»
Техника «Влажным по
влажному»
«Цветы»
Точечное рисование
«Мимозы маме»
Техника восковой вытяжки
«Закат на море»
Рисование пальчиками и
ладошками
«Жар-птица»
Рисование мыльными
пузырями
«Цветы»
«Совушка» (штриховка)
«Яблоневая ветка в цвету»
2
10
50
Текущий контроль,наблюдение
2
10
50
Текущий контроль,наблюдение
2
2
10
10
50
50
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
2
2
10
10
50
50
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
2
10
50
Текущий контроль,наблюдение
2
10
50
Текущий контроль,наблюдение
2
10
50
Текущий контроль,наблюдение
2
10
50
Текущий контроль,наблюдение
2
10
50
Текущий контроль,наблюдение
2
2
2
10
10
10
50
50
50
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
2
10
50
Текущий контроль,наблюдение
2
2
10
10
50
50
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
«Смешные рожицы»
«Петушок – золотой
гребешок».
«Как я люблю одуванчики»
(обрывание, тычкование)
«Букет для мамы».
Итоговое занятие
2
2
10
10
50
50
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
2
10
50
Текущий контроль,наблюдение
2
1
10
0
50
30
Текущий контроль,наблюдение
Итоговый контроль:
выполнение практических
заданий
Итого
70
350
3550
«Сказка про принцесс»
(пятно, штрих, линия)
Бабочки (рисование +
аппликация)
«Животные жарких стран»
«Праздничный салют»
5
ПРИНЯТ
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕН
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной
программы «Разноцветный карандаш» на 2025 – 2026 учебный год
Педагог: Скворцова М.В.
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала окончания учебных
учебных
учебных
обучения занятий занятий
недель
дней
часов
1 год
01.09.2025 29.05.2026
36
70
6
70
Режим занятий
2 раза в неделю
по 1 часу
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Разноцветный карандаш»
Срок освоения: 70 дней
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Разработчик:
Скворцова М.В.
педагог дополнительного образования
7
Задачи:
Образовательные:
- Формирование представлений нетрадиционных техникам рисования.
- Ознакомление со способами деятельности – модульным оригами, квилинга, декупажа.
- Овладение основами, умениями работы различными нетрадиционными видами
рисования, формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности,
саморазвитию.
- Обогащение знаний детей через изучение нетрадиционных техник рисования.
- Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Развивающие:
- Развитие интереса к изучению народных промыслов.
- Повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ.
- Активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в
ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями.
- Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов
выполнения.
- Развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске
новых решений в создании композиций.
- Развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей
жизни.
Воспитательные:
- Формировать мотивацию к труду, работе на конечный результат;
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности.
Раздел,
темы
Путешеств
ие в
золотистый
лес
Содержание программы
Теория
Познакомить с чудесным
свойством цвета преображать
окружающий мир, с теплыми
и холодными цветами.
Формировать умение
передавать образ природы,
используя нетрадиционную
технику рисования –
печатание листьями, развивая
при этом стойкий интерес к
изобразительной
деятельности.
Совершенствовать
технические навыки;
Осенние ра Формировать умение
зноцветные самостоятельно подбирать
листья
цветовую гамму красок по
(печатание предложенному цвету.
листьями)
Практика
Контроль
Игровое упражнение «Я дерево»
Игровое упражнение «Какой
ветер дует?»
Игровое упражнение «Ошибки
художника».
рисование дерева, склоненного
от ветра, в лесу.
Обсуждение с детьми из чего
можно составить букет осенью.
Как сохранить его надолго,
правильно нарисовать.
Окрашиваем листья краской,
отпечатками растений
формируем букет на листе
бумаги.
Игровое упражнение «Ошибки
художника».
Вырезаем симметричную вазу из
бумаги. Приклеивание на основу.
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
8
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Закрепить знания детей о
симметричных и
несимметричных предметах,
навыки рисования гуашью.
Учить изображать букет в
технике монотипии.
Осенние
превращен
ие леса
Дерево
колдуньи
Морские
рыбки
(коллаж)
Как
прекрасен
этот мир
(рисование
+
аппликация
)
Расширить знания детей
о деревьях, учить рисовать
ствол и крону гуашевой
краской, передавая
особенности его строения,
закрепить навыки рисования с
помощью примакивания ворса
кисточки,
воспитывать художественный
вкус
Помочь детям освоить новый
способ изображения,
позволяющий наиболее ярко
передать изображаемый
объект, характерную
фактурность его внешнего
вида (объём).
Загадки про деревья.
Рассмотрение с детьми
иллюстраций деревьев.
Обсудить с детьми какие листья
на деревьях, форму, цвет.
Предложить новую техникурисование солью. Наблюдать за
переходами цвета.
Физминутка «Рисовали,
рисовали!»
Прорисовка контуров цветными
ручками.
Рисование фона
Выставка работ.Предложить
детям нарисовать натюрморт без
кисточки. Рассмотреть картинку,
запомнить предметы обсудить их
расположение.
2)Раскрашивание
(заполнение)ватными палочками
фона.
1)Загадка про деревья, природу.
Беседа о пользе леса.
Пальчиковая гимнастика:
«Деревья - друзья».
Рисование ствола карандашом,
прорисовка коры, рисование
кроны
2) продолжение рисования
красками, гуашью.
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
опрос
Д/И: «Морские обитатели
Наблюдение,
глубин»
опрос
Беседа: Обитатели морей?
Физ. минутка «Морские коньки»
Рисование эскиза карандашом.
2) Прорисовка морских
обитателей с помощью круп и
красок.
Создать условия для
Презентация «Как прекрасен
Наблюдение
творческого развития детей в
мир»
создании выразительных обр Набросок (простой карандаш),
азов детьми, используя в
рисование придуманного сюжета,
качестве шаблона для обведе с помощью отдельных образов.
ния ладошку. Формировать
Физкультминутка: «Девочки и
умение создавать сюжеты из мальчики»
отдельных образов,
2) Вырезание готовых образов,
проявлять фантазию, творчес расположение на листе бумаги,
тво.
нанесение на бумагу отпечаток с
Совершенствовать техническ помощью трафарета.
ие навыки в
9
рисовании фломастерами,
Раскрашивание фона
восковыми мелками, гуашью. акварельными красками.
Воспитывать любовь к
Рефлексия.
природе, дружеские взаимоот
ношения между детьми,
умение договариваться о сод
ержании сюжета.
Морское
животное (
рисование
ладошками
)
Закреплять навыки детей по
нетрадиционной технике
рисования отпечаток
ладошкой , рисование
пальчиками ,развивать
чувство композиции.
2.Воспитывать эстетическинравственное отношение к
морским животным через
изображение их образов в
нетрадиционных техниках.
3.Развивать графические
навыки, моторику рук.
Физкультминутка «Море
волнуется раз…»
Рисование контура.
2) Объяснение нового
способа изображения.
Самостоятельная работа
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Познакомить с понятием
(модульное оригами).
Изготовление елочек из
элементов модульного
оригами. Упражнять в умении
правильно складывать и
соединять элементы.
Сюрпризный момент приход
гостя.
стихотворение: «Лес, точно
терем расписной»
Экспериментирование с бумагой
Выбор бумаги для модульного
оригами
Физ. минутка:
Рассматривание пооперационной
карты.
Выбор поделки, начало
изготовления поделки.
2)Самостоятельная деятельность
детей, (продолжение)
Дети рассматривают готовые
работы, оценивают их.
Презентация « Этот интересный
мир бумаги» виды работ в
технике квиллинг.
Д.и. « Что не так на картине»
Выбор материала для поделки
(Цвет бумаги).
Объяснение правил работы с
квиллинговым инструментом.
Накручивание деталей (бутон,
листок, лепесток)
2) Самостоятельная работа детей.
Физ.минутка — пальчиковая
игра «Цветы»
Наблюдение,
опрос
Волшебны
й лес
(оригами
модульное
оригами)
Познакомить с техникой
«квиллинг» . Развивать
самостоятельность,
активность в поисках
способов изображения
сказочного образа
Невиданны
е цветы
(квиллинг,)
10
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Научить новому приему
оформления изображения:
присыпание солью по мокрой
краске для создания
объемности изображения.
Развивать умение создавать
сказочные здания,
передавая особенности их
строения.
1)Простым карандашом на листе
бумаги выполняем рисунок.
Набираем на кисточку нужный
цвет и легко, прикасаясь к
бумаге, наносим на
определённые части рисунка.
Обильно посыпаем эти
части солью.
Соль – придаст рисунку нужную
фактуру. (соль впитывает
краску).
Помните: поверхность должна
быть сырой, иначе рисунок
получится недостаточно
выразительны
2)Аналогичным способом
раскрашиваем остальные части.
Обильно посыпаем и эти
части солью
Пока акварель сырая, краски
будут самостоятельно
смешиваться в местах
соприкосновения.
Докрашиваем тонкой кистью
мелкие детали рисунка.
Теперь необходимо чтоб ваша
работа немного подсохла..
9.Осталось стряхнуть лишнюю
соль.
Наблюдение
Упражнять в печати по
трафарету. Закреплять умение
рисовать деревья сангиной,
рисовать пальчиками.
Развивать чувство
композиции.
1)Сюрпризный момент: приход
снежинки.
Приметы зимы.
Физ.минутка: Кружатся
снежинки.
Выбор трафаретов.
2) Прорисовка героев простым
карандашом.
Объяснение как работать со
щеткой при рисовании
набрызгом.
Дети выполняют работу.
Рефлексия.
Наблюдение
Формировать у детей
обобщенное представление о
птицах. Пробуждать интерес
детей к известным птицам.
Расширять знания о
перелетных птицах. Учить
Чтение сказки «Снегири»
Игра «Какая птица»
Поэтапный показ рисования
птицы
Физкультминутка «Шустро
скачет воробей»
Наблюдение
Веселый
лужок
Зимняя
сказка
(рисование
пальцами,
печать по
трафарет
у)
Снегири на
ветке
(метод
тычка)
11
рисовать снегирей, используя
метод тычка.
Совершенствовать умения и
навыки в свободном
экспериментировании с
материалами, необходимыми
для работы в нетрадиционных
техниках. Познакомить с
райскими птицами.
Сказочная
птица
Совершенствовать умение
работать в данной технике
Учить воплощать задуманный
замысел
Техника
проступани
я
«Новогодн
яя ёлка»
Продолжать знакомить с
нетрадиционной техникой
рисования «Граттаж.
Совершенствовать умение
воплощать задуманный
замысел. Закреплять знания о
пейзаже как жанре живописи.
Развитие воображения.
Техника
Граттаж
«Зимний
пейзаж»
Превращен
ие снежинк
и(оригами
модульное
оригами)
Совершенствовать умение
создавать элементы
модульного оригами .
Развивать воображение и
творчество.
Рисование наброска простым
карандашом
2)Раскрашивание.
Гимнастика для пальцев « На
деревья во дворе налетели
снегири»
Продолжение работы
1) Д.И. «Дерево желании»
Показ воспитателя на своей
ладошке птицу.
Речь с движением: «Птичка –
невеличка»
Рисование птиц с помощью
ладони.
2) Раскрашивание рисунка,
смешивание красок
Прием «Сухая кисть»
Речь с движением: «Птичка невеличка».
Продолжение рисования птиц,
украшение ее.
Рефлексия.
Д.И. «Дерево желании»
Показ образца
Подготовка основы
Приклеивание салфеток к основе,
формируя ёлку.
2) Раскрашивание рисунка,
смешивание красок
Прием «Сухая кисть»
Рефлексия.
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Чтение стихотворения А.С.
Пушкина «Зимний вечер»
Рассматривание репродукций
картин о зиме
Физминутка « По дорожке…»
Подготовка листа для картины:
Натирание листа воском
Покрытие листа гуашью
2) Процарапывание палочкой
задуманного рисунка
Физминутка «Рисовали,
рисовали!»
Рисование на ветках снега
тычком.
1) Экспериментирование с
бумагой
Выбор бумаги для модульного
оригами
Физ. минутка:
12
Наблюдение
Рассматривание пооперационной
карты.
Выбор поделки, начало
изготовления поделки.
2)Самостоятельная деятельность
детей, (продолжение)
Дети рассматривают готовые
работы, оценивают их.
Формирование у детей
1) Отгадывание загадок.
изобразительных навыков,
Просмотр образцов работ.
развитие творческих
Рисование простым карандашом.
способностей, фантазии,
рисование в технике пуантилизм;
воображения. Знакомство с
то есть рисование точками.
нетрадиционной техникой
2) Продолжение рисования
рисования - «пуантилизм»
рабты.
(рисование точками).
Раскрашивание фона для работы.
пальчиковая гимнастика «Букет».
Подарок дл
создание цветочной поляны.
я бабушки
Рефлексия.
Формировать умение
1) Отгадывание загадок
создавать образ звёздного
Презентация про космос.
неба, используя смешение
Физ.минутка: «Все готово для
красок, набрызг и печать по
полета»
трафарету. Развивать
Выбираются подходящие краски
цветовосприятие. Упражнять в для неба (черная, синяя,
рисовании с помощью данных фиолетовая), затем воспитатель
техник, дополняя свой
предлагает и показывает, как
замысел аппликацией из
сделать набрызг. Воспитатель
бумаги
объясняет, как лучше изобразить
звезды – крупные можно
напечатать по трафарету, а
Космическ
мелкие нарисовать тонкой
ий коллаж
кисточкой.
(рисование
2) Дети с помощью набрызга
+
рисуют звездное небо.
аппликация
Физ.минутка: «Все готово для
)
полета»
Формировать умение
1) Презентация « Этот
изображать деревья, строение интересный мир бумаги» виды
дерева. Продолжать работу в
работ в технике квиллинг.
технике квиллинг. Развивать
Д.и. « Что не так на картине»
эстетическое восприятие,
Выбор материала для поделки
любовь к природе, желание
(Цвет бумаги).
передавать ее красоту.
Объяснение правил работы с
квиллинговым инструментом.
Накручивание деталей (Ствол,
хлопья снега)
2) Самостоятельная работа детей.
Зимний лес
Физ.минутка — пальчиковая
(квиллинг,)
игра «Лес»
13
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Знакомство детей с техникой
затирания
Развивать эстетическое
восприятие
Техника
«Фроттаж»
(затирание)
«Зимняя
картина»
Техника
«Влажным
по
влажному»
«Цветы»
Точечное
рисование
«Мимозы
маме»
Техника
восковой
вытяжки
«Закат на
море»
Познакомить с новым жанром
живописи - работа акварелью
“по сырому”, уметь
передавать в рисунке образ
знакомых предметов,
используя доступные средства
выразительности (пятно, цвет)
Дать представления о теплых
и холодных цветовых
оттенках, уметь
классифицировать их
уметь высказывать
эстетические суждения по
поводу свои рисунков и
рисунков своих товарищей.
Упражнять детей в рисовании
красками, используя ватные
палочки. Развивать чувство
ритма, цвета.
Познакомить детей с
техникой восковой вытяжки
Развитие воображения.
Развивать чувство ритма,
цвета.
1) Презентация «Эти чудные
картины»
Физ. минутка «Наши синие
цветы распустили лепестки»
Показ воспитателя .
Дети выбирают трафареты .
Располагают на листе бумаги
композицию, выбирают
цветовую гамму, закрепляют
свои трафареты на доске,
приступают к затиранию рисунка
2) Дети продолжают
расписывать, дополняя
отдельными элементами
Физ. минутка «Наши синие
цветы распустили лепестки»
. 1) Отгадывание загадок
Д.И. «Теплые -холодные»
Рассматривание образца,
Пошаговый показ приемов
рисования.
Подумайте, как вы расположите
лист бумаги вертикально или
горизонтально. Если вы хотите
нарисовать большую поляну, то
лист – горизонтально, а если
один или несколько цветов, то
вертикально. Не забываем
хорошо смочить лист губкой.
2) Прорисовать, слегка выделить
стебли и листья цветов цветными
карандашами, восковыми
мелками или фломастерами.
Физ.минутка: «Ромашки»
1) Сюрпризный момент:
Загадывание загадок,
Беседа о женщинах. История
праздника.
Д/И «Моя мама»
Рассматривание ветки мимозы.
Физ. минутка: «Цветы»
Рисование фона.
Рисование карандашом эскиза.
2) Рисование мимозы красками
Физ. минутка: «Цветы»
1) Загадывание загадок про море.
Физ.минутка «Море волнуется
раз…»
Просмотр поэтапного рисования.
Начало рисования восковыми
мелками: полукруг солнца на
14
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение
Продолжить знакомить детей
с данной техникой
Развивать чувство
удовлетворения от создания
рисунков
Рисование
пальчикам
ии
ладошками
«Жарптица»
Рисование
мыльными
пузырями
«Цветы»
Познакомить детей с
процессом изготовления
мыльных пузырей с целью
применения полученных
знаний в продуктивной
деятельности. Развивать
чувство композиции,
совершенствовать умение
работать в разных техниках.
Учить рисовать сову по
схеме, передавая различные
позы (сидит, взмахивает
крыльями) используя штрихи
разного характера; закрепить
«Совушка» представление детей о видах
(штриховка линий, их характере и
)
выразительности.
горизонте. Прорисовка лучей и
волн на море.
2) Рисование птиц на фоне заката
Рисование растений на берегу
черной краской.
Физ.минутка «Море, море.»
Рисуем фон.
1) Отгадывание загадок про
художника.
Просмотр иллюстраций к сказке
Конек Горбунок.
Физ.минутка «Мы шагаем друг за
другом»
Рисование карандашом силуэта
Жар птицы
Дорисовка туловища, крыльев,
хвоста ладошками (красками)
2) Украшение элементами
характерными для русских
узоров
Физ.минутка «Мы шагаем друг за
другом»
Рисование фона.
Рассматривание образца
воспитателя.
Изготовление мыльного раствора
для рисования.
С помощью трубочки выдуваем
пузыри.
Добавление гуаши в раствор.
Выдуваем пузыри до образования
шапки, переносим ее на лист.
Физ.минутка «Мыльные пузыри»
Закрепление способа
выполнения.
Самостоятельная работа детей,
прорисовка стеблей, листьев.
1) Загадка про сову.
Работа с иллюстрациями.
Дидактическая игра: «Кто, как
говорит»
Физ.минутка «Совушка»
Практическая часть.
Рисуем туловище овальной
формы. Крылья тоже овальной
формы.
Круглую голову, с большими
глазами, клюв в форме
треугольника, лапки с когтями.
Дорисуем ветку.
15
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение
2) Самостоятельное
раскрашивание птицы, с опорой
на иллюстрации.
Физ.минутка «Совушка»
Фон рисунка.
Закреплять навыки работы с
) Рассматривание иллюстрации
печаткой, умение работать
Яблоневые сады
концом кисти.
Стихотворение «
Совершенствовать
Рисование фона.
«Яблонева
композиционные умения
Физкультминутка «Детский сад».
я ветка в
Рисование ветки яблони.
цвету»
Нанесение кончиком кисти
сердцевинки цветка
Рисование ватными палочками
белой гуашью цветов на ветке
Продолжать учить
1) Чтение сказки «Сказка про то,
использовать выразительные
как поссорились живопись и
средства графики (пятно,
графика».
штрих, линия). Учить
Постановка задачи: Нарисовать
«Сказка
продумывать расположение
замок для принцесс.
про
рисунка. Закреплять умение
Физ. минутка «Что за чудо будет
принцесс» пользоваться такими
дом!»
(пятно,
материалами как гелевая
Выбор трафарета замка.
штрих,
ручка.
Рисование рисунка, прорисовка
линия)
деталей
2) Украшение дворца линиями,
штрихами, пятном
Физ.минутка «Что за чудо будет
дом»
Учить создавать
1)1.Беседа с детьми о весенних
выразительный образ не
изменениях в природе, о
только с помощью красок и
насекомых. 2.Показ готовой
кисти, но и с помощью
аппликации.3.Закрепить приемы
Бабочки
аппликации.
складывания бумаги,
(рисование
симметричное
+
вырезывание.4.Работа дете
аппликация
2)1.Загадывание загадки о
)
бабочке.2.Рассматривание
готового образца, обсуждение
последовательности.3.Работа
детей.
Создать у детей интерес
1) отрывок из стихотворения А.
к рисованию животных по
Данилявичуте «Водопой»
представлению: выбирать
Рассматривание
карточку с названием
игрушечных животных.
«Животные
и рисовать конкретное
Пальчиковая гимнастика «В
жарких
животное по своему выбору.
саванне».
стран»
Учить передавать характерные Самостоятельная деятельность.
особенности внешнего
Рисование простым карандашом.
вида животных (форма тела,
пропорции, детали, окраска).
16
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Закрепление рисования в
технике
«Проступающий рисунок»
разными материалами
(акварель и восковые мелки).
«Празднич
ный
салют»
«Смешные
рожицы»
Развивать творческие
способности детей, умение
передавать смешные образы.
закреплять навыки рисования
забавного портрета;
привлекать детей к работе с
разнообразными материалами,
формировать
коммуникативные навыки.
2) раскрашивание, прорисовка
фона.
Пальчиковая гимнастика «В
саванне».
1) письмо от совенка.
Стихотворение «Праздничный
салют» Т. Шорыгиной
Воспитатель показывает
изображения праздничного
салюта
Физкультминутка «Детский сад».
Основные правила работы с
акварелью и восковыми мелками.
Рисование салюта восковыми
мелками.
2) Прорисовка силуэтов зданий,
фона.
Физкультминутка «Детский сад».
Сказка « Как Алёшка рисовал на
крынках»
Изображение смешных рожиц в
зеркале
Физ. минутка «Шла коза на
каблуках», включение веселой
музыки, дети приступают к
работе.
Рассматривание рисунков.
1)Беседа. Рассматривание
иллюстраций с птицами,
дымковской игрушки петушка.
Физкультминутка.
Чтение стихов.
2)Показ приемов рисования.
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная деятельность
детей.
«Как я
Совершенствовать
1)Беседа.
люблю
эстетическое восприятие
Физкультминутка.
одуванчик природных явлений и техник
Чтение стихов.
и»
их изображения – обрывания и 2)Показ приемов рисования.
(обрывание тычкования; развивать
Пальчиковая гимнастика
,
чувство композиции и
Самостоятельная деятельность
тычковани колорита в процессе
детей.
е)
использования различных
материалов для создания
выразительного образа
одуванчика в пейзаже.
«Букет для Формировать эстетический
1)Беседа. Рассматривание
мамы».
вкус к составлению букетов и картинок ,
их изображениям. Учить
Физкультминутка
«Петушок
– золотой
гребешок».
Познакомить с народными
традициями изображения
птиц, формировать умения и
навыки в рисовании сложной
формы
17
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Итоговое
занятие
использовать шаблоны для
создания одинаковых
изображений, развивать
пространственные
представления, чувства ритма,
композиции и колорита.
Различные техники по выбору
детей.
Показ приемов работы.
2)Самостоятельная деятельность
детей.
Чтение стихотворения «Подарки
лета»
Дети выбирают по собственному
желанию, что и как нарисовать о
лете, в помощь стихотворение
«Подарки лета»
Наблюдение
Календарно - тематический план
Количество
Дата
часов
планируем
очно
ая
план факт
02.09.24
2
05.09.24
2
09.09.24
12.09.24
2
16.09.24
19.09.24
2
23.09.24
26.09.24
1
03.10.24
Тема занятия.
Краткое содержание
Путешествие в золотистый лес
Осенние разноцветные листья (печатание
листьями)
Осенние превращение леса
Дерево колдуньи
Морские рыбки (коллаж)
Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация)
2
2
Морское животное (рисование ладошками)
Волшебный лес (оригами модульное оригами)
2
2
Невиданные цветы (квиллинг,)
Веселый лужок
Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по
трафарету)
2
2
2
Снегири на ветке (метод тычка)
2
Сказочная птица
Техника проступания
«Новогодняя ёлка»
Техника Граттаж
«Зимний пейзаж»
Превращение снежинки(оригами модульное
оригами)
2
2
2
Подарок для бабушки
Космический коллаж (рисование + аппликация)
18
2
2
07.10.24
10.10.24
14.10.24
17.10.24
21.10.24
24.10.24
28.10.24
5.11.24
7.11.24
11.11.24
14.11.24
18.11.24
21.11.24
25.11.24
28.11.24
02.12.24
5.12.24
09.12.24
12.12.24
16.12.24
19.12.24
23.12.24
26.12.24
09.01.25
13.01.25
Дата
фактическая
2
Зимний лес (квиллинг,)
Техника «Фроттаж» (затирание)
«Зимняя картина»
Техника «Влажным по влажному»
«Цветы»
Точечное рисование
«Мимозы маме»
2
2
2
2
Техника восковой вытяжки «Закат на море»
2
Рисование пальчиками и ладошками
«Жар-птица»
Рисование мыльными пузырями
«Цветы»
2
2
«Совушка» (штриховка)
2
«Яблоневая ветка в цвету»
«Сказка про принцесс» (пятно, штрих, линия)
2
2
Бабочки (рисование + аппликация)
2
«Животные жарких стран»
2
«Праздничный салют»
«Смешные рожицы»
2
«Петушок – золотой гребешок».
2
«Как я люблю одуванчики» (обрывание,
тычкование)
«Букет для мамы».
2
Итоговое занятие
1
2
16.01.25
20.01.25
21.01.25
23.01.25
27.01.25
30.01.25
03.02.25
06.02.25
10.02.25
13.02.25
17.02.25
20.02.25
25.02.25
27.02.25
03.03.25
06.03.25
13.03.25
17.03.25
20.03.25
24.03.25
27.03.25
31.03.25
03.04.25
7.04.25
10.04.25
14.04.25
17.04.25
21.04.25
24.04.25
28.04.25
5.05.25
12.05.25
13.05.25
15.05.25
19.05.25
22.05.25
Методические и оценочные материалы
Учебно-методический комплекс:
-Тематические подборки наглядных материалов; подборка художественного материала;
- подборка заданий развивающего характера по темам; разработки теоретических и
практических занятий.
Для реализации задач здоровьесбережения имеется подборка профилактических,
развивающих упражнений (для глаз, для рук, для снятия напряжения и профилактики
утомления и т.п.);
Интернет источники: https://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-izo
http://doshkolnik.ru/risovanie.html?ysclid=m9msbqmoct184983918
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/10/12/kartoteka-metodovnetraditsionnogo-risovaniya-dlya
https://ped-kopilka.ru/
19
Технологии и методы, используемые при проведении занятий
Методы, используемые при проведении занятий
Методы, в основе которых лежит уровень активизации деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный: предъявление информации различными способами
(объяснение, рассказ, беседа, демонстрация и др.);
- Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск еѐ решения детьми;
- Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: беседа, и др.);
Высокая результативность работы по программе достигается при использовании
различных педагогических технологий:
- Технология личностно-ориентированного обучения (обучение каждого ребенка в группе,
исходя из его возможностей, способностей, перспективы);
-Игровые технологии: дидактические игры, викторины, упражнения;
Перечень дидактических средств, ЭОР
Тематическая подборка иллюстративного материала
- Дидактические пособия: Игровое панно «Забавные картинки», Лэпбук «Акварелька»,
Волшебная палитра» «Составь пейзаж», «Живая картина», «Живой натюрморт»,
«Волшебные краски», «Праздник радуги», «Точка, линия, штрих», «Упражнения с
Карандуликом».
Информационные источники
Список литературы для педагогов:
1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. –
256с.
4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
6. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
8. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри»,
2005. – 256с.
9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
10. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных
учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
11. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112
с.
12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Оценочные материалы
Контроль проводится с целью выявления первоначального уровня знаний и умений,
возможностей детей и определения природных физических качеств.
Формы: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога.
Диагностический материал (И.А.Лыкова, Т.Г.Казакова)
20
Методика проведения.
Педагогическая диагностика проводится с детьми в естественных условиях. На столе
свободно размещаются разные нетрадиционные художественные материалы и
инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента.
В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при
этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать,
чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы
для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на
ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности,
комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана
система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений
экспериментаторов.
Обследование проводится по следующим направлениям:
Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
Рисование предметное с помощью знакомых нетрадиционных техник: ребёнок
изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного
закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
Рисование сюжетное с помощью знакомых нетрадиционных техник: ребёнок
передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя
знакомые нетрадиционные техники
Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых
нетрадиционных техник
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием
нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
- ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
- узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
- основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
- ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
- не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
- у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
- он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки
эмоциональных состояний
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений
- правильно пользуется материалами и инструментами
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых нетрадиционных техник
- проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
- ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его
оттенки
- быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
- передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
21
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных
техниках
- умеет создать яркий нарядный узор
- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь
нетрадиционными техниками
- может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного
возраста)
Таблица результатов
№
п/п
ФИ
ребенка
Цветовое
восприяти
е
ребёнок
видит
яркость и
нарядность
цвета и его
оттенков
нг
кг
Предметное
ребёнок
изображает
предметы
путём создания
отчётливых
форм, подбора
цвета,
аккуратного
закрашивания,
использования
знакомых
материалов и
инструментов
нг
кг
Рисование
Сюжетное
Декоративно
е
ребёнок
ребёнок
передаёт
украшает
несложный
силуэт
сюжет,
игрушек с
объединяя в
помощью
рисунке
знакомых
несколько
нетрадиционн
предметов,
ых техник
используя
знакомые
нетрадиционн
ые техники
нг
кг
нг
кг
Итоговый
показатель
по каждому
ребёнку
нг
кг
Методические материалы
Нетрадиционные художественные техники, используемые в программе «Разноцветный
карандаш»:
- Восковые мелки + акварель, свеча + акварель - ребенок рисует свечой на бумаге. Затем
закрашивает
лист
акварелью
в
один
или
несколько
цветов.
- Рисование пальчиками, ладошкой - ребенок опускает в гуашь пальчик или ладошку и
наносит
узоры
и
отпечатки
на
бумагу.
- Оттиск – наносится различными предметами (пробкой, картоном, скомканной бумагой и
салфетками,
картофелем)
-Монотипия - это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в
качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов , затем сверху
на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и
снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксографию, можно дорисовать.
-Тычок жесткой полусухой кистью - ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по
бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом
заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей
поверхности.
-Рисование по сырому – лист бумаги с помощью губки или кисточки смачивается водой,
пока лист не высох наносится рисунок.
-Мыльные пузыри - Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и
подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно
прикоснуться
ею
к
пузырям,
как
бы
перенося
их
на
бумагу.
-Кляксография - ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу.
22
В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим
листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а
другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается:
определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
-Набрызг - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит
над
бумагой.
Краска
разбрызгивается
на
бумагу.
-Выдувание - ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист,
делает небольшое пятно (капельку ). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее
конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.
Недостающие
детали
дорисовываются.
-Рисование солью - предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с
помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль
ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.
-Пуантилизм - Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: рисунок создается при помощи отдельных точек разного
цвета, ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на
лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости
изображение дорисовывается кистью.
23