Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Волшебная мастерская»
Срок освоения: 68 дней
Возраст обучающихся: 3-4 года
Разработчик:
Афанасьева В.В.
педагог дополнительного образования
1
I.Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе действующих нормативно-правовых документов.
1.Основные характеристики программы.
Направленность ДОП: художественная
Адресат ДОП: Программа «Волшебная мастерская» предназначена для детей
возраста 3 – 4 лет, независимо от их гендерной принадлежности.
Условия набора: без проведения дополнительного отбора.
Актуальность реализации ДОП заключается в том, что в процессе ее реализации
раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той
или иной мере свойственны всем детям. Нетрадиционная техника рисования помогает
увлечь детей, поддерживать их интерес.
Особенность данной программы
Программа носит инновационный характер, в работе используются нетрадиционные
методы и способы развития детского художественного творчества. Используются
самодельные инструменты, природные и бросовые. Нетрадиционное рисование доставляет
детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью.
Уровень освоения: общекультурный
Объем и срок освоения – 68 часов, 68 дней.
Цель программы формирование у ребенка художественной позиции в процессе изучения
и отображения окружающей действительности, через нетрадиционные техники
изобразительной деятельности.
Задачи:
Обучающие
- знакомить детей с изобразительным искусством, учить понимать выразительные средства
искусства.
- развивать умение видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте
природы;
- учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным
материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
Развивающие
-развитие художественного вкус, творчество и фантазию, наблюдательность и
воображение;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование
практических умений;
Воспитательные
- воспитать интерес к творчеству, желание творить самостоятельно;
- воспитать чувство ответственности за результаты своей деятельности;
Планируемые результаты
Личностные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
- совершенствуются первичные ценности представлений (самоуважение, уверенность в
своих силах и возможностях, позитивное отношение к окружающим);
- сформируется творческий подход (готовность к созданию нового, способность
реализовывать себя в изобразительной деятельности), ответственности за начатое дело,
уважительного отношения к результатам труда.
Метапредметные результаты:
2
В процессе освоения программы обучающиеся:
- развитие когнитивных способностей (любознательность, развитое воображение,
наблюдательность);
- развитие у детей чувственно-эмоциональные проявления, художественный вкус,
творческое воображение, пространственного мышления;
-владеют различными формами познавательной деятельности: логического и
ассоциативного мышления, воображения, памяти;
Предметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
- знают основы цветоведения;
- умеют ориентироваться в формате листа ;
- знают теплые и холодные цвета, темные и светлые тона;
Организационно-педагогические условия реализации ДОП
Язык реализации – государственный язык РФ-русский.
Форма обучения – очная
Особенности реализации – выставки работ
Возможность обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: не имеется.
Условия набора и формирования группы –на обучение принимаются дети от 3 до
4 лет без специального отбора на основе заявления родителей (законных представителей).
Формы организации и проведения занятий:
Формы проведения занятий: занятие, беседа, практическая работа; работа под
руководством педагога, самостоятельная работа.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: групповая
Материально-техническое оснащение:
Технические средства обучения:
- персональный ноутбук
Наглядные пособия: дидактический материал в соответствии с темами занятий
Информационное обеспечение:
Материалы для обучающихся: раздаточные материалы (акварельные краски, гуашь,
восковые и масляные мелки, свеча…)
Учебный план
№
П\п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
Наименование раздела,
темы
Осенний дождик
Мухоморы
Ягоды и яблочки
Терем-теремок
Листопад
Осенние листья
Рябинка
Нарисуем воду в аквариуме
с водорослями.
Рыбки в аквариуме
Солнышко
лучистое,
почему ты стало часто
прятаться?
Маленькой ёлочке холодно
зимой.
Шарики
Форма контроля
Кол-во часов
Всего
Теория
Практика
2
2
2
2
2
2
2
10
10
10
10
10
10
10
20
20
20
20
20
20
20
2
10
20
2
10
20
2
10
20
2
10
20
2
10
20
3
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61
62-63
64-65
66-67
68
Шарики
или
другие
ёлочные
игрушки
для
украшения ёлки.
Снег идёт
Снежинка -пушинка
Ёлочка пушистая, нарядная
Весёлый снеговик
Прочный забор.
Зимний узор
Цветочек для папы
Моё любимое животное
кошка,
собака
Весёлая зебра
Румяный колобок
Мимоза для мамы
Солнышко
Божьи коровки на лужайке.
Животные, которых я сам
себе придумал.
Жили у бабуси два весёлых
гуся
Волшебные картинки
(волшебный дождик)
Компоты и варенье в
баночках
Бабочки
Цветочная поляна
Кудряшки - завитушки
Капельки - кляксы
Итоговое
Итого
Текущий контроль, наблюдение
2
10
20
2
2
2
2
2
2
2
10
10
10
10
10
10
10
20
20
20
20
20
20
20
2
10
20
2
2
2
2
2
10
10
10
10
10
20
20
20
20
20
2
10
20
2
10
20
2
10
20
2
10
20
2
2
2
2
1
10
10
10
10
0
20
20
20
20
15
68
340
4
1000
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
Текущий контроль, наблюдение
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной
программы « Волшебная мастерская» на 2025 – 2026 учебный год
Педагог: Афанасьева В.В.
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала окончания учебных
учебных
учебных
обучения занятий занятий
недель
дней
часов
1 год
01.09.2025 29.05.2026
36
68
5
68
Режим занятий
2 раза в неделю
по 1 часу
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Волшебная мастерская»
Срок освоения: 68 дней
Возраст обучающихся: 3-4 года
Разработчик:
Афанасьева В.В.
педагог дополнительного образования
6
Цель программы формирование у ребенка художественной позиции в процессе изучения
и отображения окружающей действительности, через нетрадиционные техники
изобразительной деятельности.
Задачи:
Обучающие
- знакомить детей с изобразительным искусством, учить понимать выразительные средства
искусства.
- развивать умение видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте
природы;
- учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным
материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
Развивающие
-развитие художественного вкус, творчество и фантазию, наблюдательность и
воображение;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование
практических умений;
Воспитательные
- воспитать интерес к творчеству, желание творить самостоятельно;
- воспитать чувство ответственности за результаты своей деятельности;
Раздел, темы
Содержание программы
Теория
Практика
Контроль
Осенний дождик
Рисование
пальчиками
Игровое упражнение: Тучка и дождик
Рисование тучки
Подвижная игра: « Спрячься под зонтик»
Иллюстрации и эскизы дождливой погоды
Рисование дождика
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Мухоморы
Рисование
пальчиками
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Ягоды и яблочки
Оттиск
поролоном,
пальчиками(круги
разной величины)
Терем-теремок
Оттиск
поролоновым
тампоном
Листопад
Рисование,
используя приём
примакивания
Рассматривание иллюстраций грибов,
шаблона мухомора;
Игровое упражнение «Мы маленькие
грибочки»
Раскрашивание шляпки
Игровое упражнение «Мы в лес пошли,
грибы нашли»
Рисование пятнышек на грибочке,
Рисование травы
Рассматривание образца «Ягоды и яблочки»
Игровое упражнение «В огороде»;
Рисование тарелочки
Рассматривание штампов из поролона и из
картофеля.
Дидактическое упражнение «Сложи в корзину
и в лукошко»
Рассматривание иллюстраций Домиков –
теремков,
Вспомнить главных героев сказки, и
показать их.
Раскрашивание теремка
Украшение печатями узорами теремочков
Рассматривание осенних листьев
Рисование листьев круглой и овальной
формы
7
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Раскрашивание листочков, рисование
прожилок
Игровое упражнение « Закружил нас ветер»
Осенние листья
Печатание
листьями
Рассматривание листьев
Игровое упражнение « С какого дерева лист»
Нанесение гуаши на лист дерева, смешивание
цветов
Продолжение печати листьями
Рассматривание рябины на иллюстрациях,
картинах.
Показ воспитателя как рисовать.
Рисование веточки рябины Рассматривание
грозди рябины
Рисование ватными палочками.
Наблюдение
Рябинка
Рисование
ватными
палочками
Нарисуем воду в
аквариуме с
водорослями.
Рисование
гуашью по
восковым
мелкам
Рассматривание аквариума с рыбками
Рисование восковыми мелками водорослей
Закрашивание листа бумаги
Рассматривание рисунков
Наблюдение,
опрос
Рыбки в
аквариуме
Рисование
ладошками,
пальчиками
Рисование контура. Объяснение нового
способа изображения.
Самостоятельная работа
Солнышко
лучистое, почему
ты стало часто
прятаться?
Маленькой ёлочке
холодно зимой.
Рисование
пальчикам
Рисование круга, закрашивание.
Рисование пальчиком лучиков солнышка
Приклеивание на работу с солнышком
вырезанных из журналов людей, животных
Рисование ёлочки карандашом
Раскрашивание рисунка, смешивание красок
Украшение ёлочки снежинками
Загадывание загадки про воздушные шарики
Мнем бумагу, катаем шарик, обмакиваем в
краску, делаем отпечаток, дорисовываем.
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Шарики
Рисование
пальчиками,
оттиск пробкой
Рисование мятой
бумагой
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение
Шарики или
другие ёлочные
игрушки для
украшения ёлки.
Рисование
Рисование на листе бумаги елочных шаров
гуашью кисточкой Физ. минутка «Наша ёлочка»
Рисование орнаментов восковыми мелками
Раскрашивание елочных шаров
Наблюдение
Снег идёт
Рисование
ватными
палочками
Раскрашивание фона голубым цветом
Физ. минутка «Снег кружится, снег ложится»
Рисование ватными палочками снега и
сугробов
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Снежинкапушинка
Рисование
ватными
палочками и
методом тычка,
создавать
снежинки по
схематичному
изображению
Отгадывание загадки про снежинки
Обводка ватной палочкой по схеме
Украшение снежинки тычком
Наблюдение
8
Ёлочка пушистая,
нарядная
Рисование тычком
полусухой
жёсткой кистью.
Сюрпризный момент «Письмо от снеговика»
Раскрашивание шаблонов елочек, сухой
кистью, тычком.
Украшение своих елочек шарами,
гирляндами.
Наблюдение
Весёлый снеговик
Рисование в
технике тычка
полусухой
жёсткой кистью.
Сюрпризный момент «Письмо от Снеговика»
Рисование снеговиков на сером или голубом
листе бумаги
Раскрашивание снеговиков жесткой кистью
«Тычком»
Прорисовка глаз, носа, пуговиц
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Прочный забор.
Рисование прямых
вертикальный
линий.
Рисование
гуашью
кисточкой.
Наблюдение
Зимний узор
Рисование
восковыми
карандашами
Рисование
восковыми
карандашами
Цветочек для
папы
Рисование
ладошками
Рисование
ладошками
Моё любимое
животное кошка,
собака.
Упражнять в
технике тычка
полусухой
жёсткой кистью.
Продолжать учить
использовать
такое средство
выразительности,
как фактура.
Весёлая зебра
Рисование
ладошками,
дорисовывание
кисточкой
Румяный колобок
Оттиск
пенопластом,
рисование
пальчиками
Сюрпризный момент «Письмо от дедушки
Ау»
Рассматривание рисунков «веселая ферма»
Рисование заборчика (горизонтальная и
вертикальные линии)
Физ. минутка «Зайки»
Наклеивание вырезанных животных
Рассматривание фотографий «Замысловатые
узоры на стекле»
Рисование на готовом шаблоне окна узоров
восковым, белым мелком
Беседа «Кто нарисовал с утра снежные узоры
на стекле?»
Раскрашивание окна и стекол
Изготовление открытки «Папин автомобиль»
Размещение заранее заготовленных деталей
на открытке, аккуратное приклеивание
Рисование ладошкой цветочка для папы
Дорисовывание к цветочку стебля и
листочков кисточкой
Загадка про кошку.
Рассматривание иллюстраций домашнего
животного.
Рисование по контуру тычком жесткой
кистью.
Дорисовывание мордочки
Загадка про собаку.
Рассматривание иллюстраций домашнего
животного.
Рисование по контуру тычком жесткой
кистью.
Чтение стихотворения «Мы весёлые
лошадки»
Раскрашивание листа бумаги в зеленый цвет
Обведение ладошки простым карандашом.
Рассматривание иллюстраций с
изображением Зебры.
Дорисовывание полосок на животном,
раскрашивание черных полос гуашью.
Угадай из какой сказки персонаж?
Печатание на листе пенопластовой
подушечкой колобка
Прорисовка лица
9
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение
Рисование дорожки, по которой катиться
колобок, закрашивание красками.
Мимоза для мамы
Рисование
ватными
палочками
Изготовление открытки, складывание листа
бумаги пополам.
Рисование простым карандашом веточек
мимозы
Рисование веточек и листьев зеленой гуашью
Рисование ватными палочками соцветий
мимиозы.
Рассматривания на листе ватмана желтого
круга, вопрос к детям: Что это может быть?
На что похоже?
Рисование лучиков ладошками разными
цветами ( нанесение на ладошку, с помощью
кисточки гуаши, четкий отпечаток)
Беседа
Показ выполненного рисунка-образца
Проговаривание этапов рисования
Выполнение рисования насекомого
Рисование точек на спинке божьей коровки
пальчиками
Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»
Дорисовывание травы, цветов, фона.
Рассматривание эскизов с изображением
животных
Рисование черной гуашью клякс с помощью
пластмассовой
ложки
рассматривание
получившихся кякс. Рассматривание эскизов с
изображением животных
Дорисовка из своей кляксы животного с
использованием восковых мелков, цветных
карандашей
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Солнышко
Рисование
ладошками
Божьи коровки на
лужайке.
Рисование
пальчиками
(аппликация +
рисование)
Животные,
которых я сам
себе придумал
Познакомить с
нетрадиционной
техникой
кляксографии
Жили у бабуси
два весёлых гуся
Рисование
ладошкой
Рассматривание иллюстраций с
изображением гусей
Объяснение способа рисования гусей с
помощью ладошки.
Рассматривание эскиза рисунка двух гусей
Прорисовка клюва, лап красной гуашью,
Рисование фона, травы, цветов.
Наблюдение
Волшебные
картинки
(волшебный
дождик)
Рисование свечой
Отгадывание загадки про дождик
Поэтапное объяснение как рисовать свечой
дождик.
Закрашивание фона
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Компоты и
варенье в
баночках
Побуждать детей
доступными
каждому ребёнку
средствами
выразительности
изображать
фрукты и ягоды,
которые они
видели, пробовали
Рисование на шаблонах банок, ватными
палочками ягод малины, черники.
рассматривание печатей с фруктами (печати
из картофеля, пробок, пенопласта)шаблоны
банок, рисование печатями компота из
фруктов
Наблюдение
10
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
и хотели бы
нарисовать.
Кляксография
дорисовывание
деталей
Бабочки
Травка
Цветочная поляна
Рисование
ладошкой
Развивать
цветовосприятие.
Рисование
ватными
палочками
Кудряшки завитушки
Рисование
восковыми
мелками
Капельки - кляксы
Кляксография
дорисовывание
деталей
Итоговое
Рассматривание эскизов с изображением
бабочек
Рисование цветной гуашью клякс с помощью
пластмассовой ложки Рассматривание
получившихся кякс.
Рассматривание эскизов, иллюстраций с
изображением бабочек
Дорисовка из своей кляксы бабочки с
использованием восковых мелков, цветных
карандашей
Наблюдение
Рисование ладошкой травки для лошадок
двумя цветами светло и темно зеленого цвета
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Тонирование листа бумаги в зеленый цвет
Рисование стебельковРисование на
тонированной бумаге полевых цветов,
дорисовывание листочков
Иллюстрация с лугом, беседа что это и для
чего луг нужен для животных.
Рисование на шаблоне кудряшек восковым
мелком овечке
Рассматривание рисунков с кудряшкамизавитушками
Рисование деревьев завитушками, цветов
Рассматривание эскизов с изображением
клякс
Рисование цветной гуашью клякс с помощью
пластмассовой ложки Рассматривание
получившихся клякс.
Рассматривание получившихся эскизов
Дорисовка кляксы с использованием
восковых мелков, цветных карандашей
Практическая работа - выставка
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Календарно - тематический план
Тема занятия.
Краткое содержание
Осенний дождик
Мухоморы
Ягоды и яблочки
Терем-теремок
Листопад
Осенние листья
Рябинка
Количество часов
очно
план
факт
2
2
2
2
2
2
2
11
Дата
планируемая
02.09.2025-04.09.2025
09.09.2025-11.09.2025
16.09.2025-18.09.2025
23.09.2025 - 25.09.2025
02.10.2025-07.10.2025
09.10.2025-14.10.2025
16.10.2025-21.10.2025
Дата
фактическая
Нарисуем воду в аквариуме с
водорослями.
Рыбки в аквариуме
Солнышко лучистое, почему ты
стало часто прятаться?
Маленькой ёлочке холодно зимой.
Шарики
Шарики или другие ёлочные
игрушки для украшения ёлки.
Снег идёт
Снежинка -пушинка
Ёлочка пушистая, нарядная
Весёлый снеговик
Прочный забор.
Зимний узор
Цветочек для папы
Моё любимое животное кошка,
собака
Весёлая зебра
Румяный колобок
Мимоза для мамы
Солнышко
Божьи коровки на лужайке.
Животные, которых я сам себе
придумал.
Жили у бабуси два весёлых гуся
Волшебные картинки (волшебный
дождик)
Компоты и варенье в баночках
Бабочки
Цветочная поляна
Кудряшки - завитушки
Капельки - кляксы
Итоговое
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
1
23.10.2025-28.10.2025
06.11.2025- 11.11.2025
13.11.2025- 18.11.2025
20.11.2025-25.11.2025
27.11.2025-02.12.2025
04.12.2025-09.12.2025
11.12.2025- 16.12.2025
18.12.2025-23.12.2025
13.01.2026-15.01.2026
20.01.2026- 22.01.2026
27.01.2026-29.01.2026
03.02.2026-05.02.2026
10.02.2026-12.02.2026
17.02.2026-19.02.2026
24.02.2026-26.02.2026
03.03.2026-05.03.2026
10.03.2026-12.03.2026
17.03.2026-19.03.2026
24.03.2026-26.03.2026
07.04.2026-09.04.2026
14.04.2026-16.04.2026
21.04.2026-23.04.2026
28.04.2026-30.04.2026
05.05.2026
07.05.2026-12.05.2026
14.05.2026-19.05.2026
26.05.2026
28.05.2026
Методические и оценочные материалы
Учебно-методический комплекс:
-Тематические подборки наглядных материалов; подборка художественного материала;
- подборка заданий развивающего характера по темам; разработки теоретических и
практических занятий.
Для реализации задач здоровьесбережения имеется подборка профилактических,
развивающих упражнений (для глаз, для рук, для снятия напряжения и профилактики
утомления и т.п.);
Интернет источники:
Технологии и методы, используемые при проведении занятий
Методы, используемые при проведении занятий
Методы, в основе которых лежит уровень активизации деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный: предъявление информации различными способами
(объяснение, рассказ, беседа, демонстрация и др.);
- Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск еѐ решения детьми;
12
- Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: беседа, и др.);
Высокая результативность работы по программе достигается при использовании
различных педагогических технологий:
- Технология личностно-ориентированного обучения (обучение каждого ребенка в группе,
исходя из его возможностей, способностей, перспективы);
-Игровые технологии: дидактические игры, викторины, упражнения;
Перечень дидактических средств, ЭОР
Тематическая подборка иллюстративного материала
- Дидактические пособия: «Подводный мир – осминожки», «Космический пейзаж»,
«Морозные узоры»
Информационные источники
Список литературы для педагогов:
1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. –
256с.
4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
6. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
8. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри»,
2005. – 256с.
9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
10. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных
учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
11. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112
с.
12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Оценочные материалы
Контроль проводится с целью выявления первоначального уровня знаний и умений,
возможностей детей и определения природных физических качеств.
Формы: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога.
Диагностический материал (И.А.Лыкова, Т.Г.Казакова)
Методика проведения.
Педагогическая диагностика проводится с детьми в естественных условиях. На столе
свободно размещаются разные нетрадиционные художественные материалы и
инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента.
В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при
этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать,
чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы
для реализации своего замысла.
13
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на
ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности,
комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана
система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений
экспериментаторов.
Обследование проводится по следующим направлениям:
Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
Рисование предметное с помощью знакомых нетрадиционных техник: ребёнок
изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного
закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
Рисование сюжетное с помощью знакомых нетрадиционных техник: ребёнок
передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя
знакомые нетрадиционные техники
Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых
нетрадиционных техник
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием
нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
- ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
- узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
- основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
- ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
- не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
- у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
- он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки
эмоциональных состояний
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений
- правильно пользуется материалами и инструментами
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых нетрадиционных техник
- проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
- ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его
оттенки
- быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
- передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных
техниках
- умеет создать яркий нарядный узор
- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь
нетрадиционными техниками
- может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного
возраста)
Таблица результатов
14
№
п/п
ФИ
ребенка
Цветовое
восприяти
е
ребёнок
видит
яркость и
нарядность
цвета и его
оттенков
нг
кг
Предметное
ребёнок
изображает
предметы
путём создания
отчётливых
форм, подбора
цвета,
аккуратного
закрашивания,
использования
знакомых
материалов и
инструментов
нг
кг
Рисование
Сюжетное
Декоративно
е
ребёнок
ребёнок
передаёт
украшает
несложный
силуэт
сюжет,
игрушек с
объединяя в
помощью
рисунке
знакомых
несколько
нетрадиционн
предметов,
ых техник
используя
знакомые
нетрадиционн
ые техники
нг
15
кг
нг
кг
Итоговый
показатель
по каждому
ребёнку
нг
кг