Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Акварелька»
Срок освоения: 70 дней
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Разработчик:
Кабанова О. В. педагог дополнительного образования
1
I.Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе действующих нормативно-правовых документов.
1.Основные характеристики программы.
Направленность ДОП: художественная
Адресат ДОП: Программа «Акварелька» предназначена для детей возраста 5 – 6
лет, независимо от их гендерной принадлежности.
Условия набора: без проведения дополнительного отбора.
Актуальность реализации ДОП:
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает
целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой
самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство
приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных и
традиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов,
используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и
умения в различных ситуациях
Особенность данной программы заключается в том, что в системе работы используются
нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества.
Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного
рисования.
Уровень освоения: общекультурный
Объем и срок освоения – 70 часов, 70 дней.
Цель программы:развитие личности ребенка, способного к творческому
самовыражению через овладение изобразительными навыками в художественной
деятельности при ознакомление детей с наиболее полным спектром различных
нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие
-знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой,
скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.;
-развивать умение видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте
природы, произведений классического искусства;
- совершенствовать умение самостоятельно создавать выразительный образ при
изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
-совершенствовать умениеоценивать созданные изображения;
-совершенствовать владение нетрадиционной техники рисования и способам изображения
с использованием различных материалов.
Развивающие
-развитие художественного вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию,
наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и
приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и
обобщение);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование
практических умений;
-способствовать развитию личностных способностей: логического мышления,
пространственного воображения, творческих, интеллектуальных, коммуникативных и
организаторских способностей;
- развитие интереса к дизайн - творчеству.
2
Воспитательные
- воспитать у обучающихся интерес к творчеству, желание творить самостоятельно;
- воспитать у обучающихся чувство ответственности за результаты своей деятельности;
- развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на
интересующую ребенка тему.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
- совершенствуются первичные ценности представлений (самоуважение, уверенность в
своих силах и возможностях, позитивное отношение к окружающим;
- способность разрешать конфликты, договариваться, сопереживать, учитывать интересы и
чувства других людей, адекватно проявлять свои чувства, верить в себя.
Метапредметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
-выполняют творческие задания, формулировка заданий вызывает интерес у т детей;
-владеют различными формами познавательной деятельности: логического и
ассоциативного мышления, воображения, памяти;
- сформируется творческий подход (готовность к созданию нового, способность
реализовывать себя в изобразительной деятельности), ответственности за начатое дело,
уважительного отношения к результатам труда.
Предметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
-знают первоначальные основы в изучаемой предметной области; - виды графических и
живописных материалов;
-знают основы цветоведения, графические техники, композиционные основы;
- умеют ориентироваться в формате листа (изображать предметы крупно, полностью
используя бумагу);
-знают теплые и холодные цвета, темные и светлые тона;
- умеют получать дополнительные оттенки путем смешения основных цветов;
Организационно-педагогические условия реализации ДОП
Язык реализации – государственный язык РФ-русский.
Форма обучения – очная
Особенности реализации – выставки работ
Возможность обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: не имеется.
Условия набора и формирования группы –на обучение принимаются дети от 5до
6 лет без специального отбора на основе заявления родителей (законных представителей).
Формы организации и проведения занятий:
Формы проведения занятий: занятие, беседа, практическая работа; работа под
руководством педагога, самостоятельная работа.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: групповая
Материально-техническое оснащение:
Технические средства обучения:
- персональный ноутбук
Наглядные пособия :демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с
темами занятий
Материалы для обучающихся: раздаточные материалы (акварельные краски, гуашь,
восковые и масляные мелки, свеча…)
3
Учебный план
№
П\п
1-2
3-4
5-6
7-8
9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
Наименование раздела,
темы
32-33
34-35
36-37
38-39
40-41
42-43
44-45
46-47
48-49
50-51
52-53
54-55
Листья в вазе
Осенние мотивы
Фрукты в вазе
Модники и модницы
Дует сильный ветер
В осеннем лесу
Чудесный букет
Золотые колосья
Грибы на опушке
На необитаемом острове
Друг детства
Дорожка узоров
Прогулка по городу
Терем Деда Мороза
Дед Мороз и снегурочка
Витраж для окошка в
избушке Зимушки-зимы
Дымковская игрушка
Птицы – времена года
Рябина в снегу
Веселые кляксы
Солнечные подсолнушки
Пингвины
Цветы для мамы
Пир на весь мир
Мраморные рисунки
Звездное небо
Живые ладошки
Рисунки - штампы
56-57
58-59
60-61
62-63
64-65
66-67
68-69
70
Кол-во часов
Всего Теория Практика
2
0,8*2
17*2
2
0,7*2
18*2
2
0,8*2
17*2
2
0,7*2
18*2
1
0,7
18
2
0,8*2
17*2
2
0,7*2
18*2
2
0,7*2
18*2
2
0,7*2
18*2
2
0,9*2
16*2
2
0,7*2
18*2
2
0,7*2
18*2
2
0,9*2
16*2
2
0,9*2
16*2
2
0,7*2
18*2
2
0,7*2
18*2
Форма контроля
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
0,7*2
0,8*2
0,8*2
0,7*2
0,7*2
0,7*2
0,9*2
0,8*2
0,7*2
0,7*2
0,5*2
0,5*2
18*2
17*2
17*2
18*2
18*2
18*2
16*2
17*2
18*2
18*2
20*2
20*2
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Космические просторы
2
0,7*2
18*2
Текущий контроль,наблюдение
Сова с совятами
Праздничный салют над
городом
Ночной город( граттаж)
Цирковые животные
У Мурки день рождения
(Рисование с ватными
палочками)
Слон (рисование из
геометрических фигур)
2
2
0,7*2
0,5*2
18*2
20*2
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
2
2
2
0,8*2
0,7*2
0,7*2
17*2
18*2
18*2
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
Текущий контроль,наблюдение
2
0,8*2
17*2
Текущий контроль,наблюдение
Итоговое - Лето в гости
ждем
Итого
1
0,7
18
70
462
1135
4
Текущий контроль
ПРИНЯТ
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕН
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной
программы «Акварелька» на 2025 – 2026 учебный год
Педагог: Кабанова О.В.
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала окончания учебных
учебных
учебных
обучения занятий занятий
недель
дней
часов
1 год
01.09.2025 29.05.2026
36
70
5
70
Режим занятий
2 раза в неделю
по 1 часу
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Акварелька»
Срок освоения: 70 дня
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Разработчик:
Кабанова О.В.
педагог дополнительного образования
6
Задачи:
Обучающие
-знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой,
скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.;
-развивать умение видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте
природы, произведений классического искусства;
- совершенствовать умение самостоятельно создавать выразительный образ при
изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
-совершенствовать умение оценивать созданные изображения;
-совершенствовать владение нетрадиционной техники рисования и способам изображения
с использованием различных материалов.
Развивающие
-развитие художественного вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию,
наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и
приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и
обобщение);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование
практических умений;
-способствовать развитию личностных способностей: логического мышления,
пространственного воображения, творческих, интеллектуальных, коммуникативных и
организаторских способностей;
- развитие интереса к дизайн - творчеству.
Воспитательные
- воспитать у обучающихся интерес к творчеству, желание творить самостоятельно;
- воспитать у обучающихся чувство ответственности за результаты своей деятельности;
- развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на
интересующую ребенка тему.
Раздел,
темы
Теория
Листья в
вазе
Натюрморт. Учить
рисовать натюрморт с
помощью отпечатка
листьев, яблок.
Осенние
мотивы
Тхника рисования
солью.
Содержание программы
Практика
Обсуждение с детьми из чего можно
составить букет осенью. Как сохранить его
надолго, правильно нарисовать.
Окрашиваем листья краской, отпечатками
растений формируем букет на листе бумаги.
Игровое упражнение «Ошибки художника».
Вырезаем симметричную вазу из бумаги.
Приклеивание на основу.
Выставка детских рисунков.
Загадки про деревья.
Рассмотрение с детьми иллюстраций
деревьев.
Обсудить с детьми какие листья на деревьях,
форму, цвет. Предложить новую техникурисование солью. Наблюдать за переходами
цвета.
Физминутка «Рисовали, рисовали!»
Прорисовка контуров цветными ручками.
Рисование фона
7
Контроль
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Фрукты в
вазе
Рисование с техникой
пуантилизм (рисование
точками), учить
работать в данной
технике.
Предложить детям нарисовать натюрморт без
кисточки. Рассмотреть картинку, запомнить
предметы обсудить их расположение.
2)Раскрашивание (заполнение)ватными
палочками фона.
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Модники и
модницы
(Выдувание
краски)
Укреплять здоровье и
силу легких путем
выдувания через
соломинку.
1)Игровое упражнение «Надувание шарика
через трубочку»
Предложить детям поиграть в парикмахеров
и сделать человечкам прически. Выдувание
капли краски по верху головы (волосы)
2)Дорисовывание лица, желательно эмоции.
Наблюдение,
опрос
Дует
сильный
ветер
Техника рисования
восковыми мелками.
Игровое упражнение «Я дерево»
Игровое упражнение «Какой ветер дует?»
Игровое упражнение «Ошибки художника».
рисование дерева, склоненного от ветра.
Наблюдение,
опрос
В осеннем
лесу
Техника рисования –
печатание листьями,
развивая при этом
стойкий интерес к
изобразительной
деятельности.
Наблюдение
Чудесный
букет
(монотипия)
Рисование букета в
технике монотипии.
Золотые
колосья
Рисование колоска
гуашевой краской,
передавая особенности
его строения, закрепить
навыки рисования с
помощью примакивания
ворса кисточки,
Способ изображения,
позволяющий наиболее
ярко передать
изображаемый объект,
характерную
фактурность его
внешнего вида (объём).
Беседа « Приметы осени»
Стихотворение М.Иверсена: Падают, падают
листья.
Физкультминутка: «Мы осенние листочки»
Печать листьями.
2) продолжение рисования фон, прорисовка
мелких деталей.
Чтение стихотворения «Осенний букет»
Беседа о цветах.
Объяснение порядка выполнения работы:
Сперва лист альбомный складываем вдвое,
разворачиваем. На одной стороне мы
рисуем цветок, потом складываем лист и
прижимаем его, открывает и получает
отпечаток цветка. Потом делаем тоже самое
только уже с листьями и стеблем.
пальчиковая гимнастика «Осенний букет».
Рисование букета.
2)продолжение рисования, обведение
контура.
1)Загадка про колос.
Беседа о колосе
Пальчиковая гимнастика: «Муку в тесто
замесили».
Рисование колосьев карандашом.
2) продолжение рисования натюрморта.
1)Д/И: «Вот и осень к нам пришла»
Беседа: Что осенью в лесу созревает?
Физ. минутка «Грибы»
Рисование эскиза карандашом.
2)Прорисовка грибов с помощью круп и
красок.
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
1)Презентация «Острова в морях и океанах»
Набросок (простой карандаш)
Физкультминутка: «Мы веселые мартышки»
Наблюдение
Грибы на
опушке
На
необитаемо
м острове
Научить прижимать
поролоновый тампон к
штемпельной
8
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
опрос
подушечке и наносить
на бумагу отпечаток с
помощью трафарета,
меняя цвет.
Друг
детства
Передача в рисунке
образ знакомой
игрушки.
Дорожка
узоров
Рисование цветочного
Прогулка по
городу
Компоновать
изображения в
ограниченном
пространстве,
формировать видение
композиции, развивать
воображение и
фантазию.
Терем Деда
Мороза
Научить новому приему
оформления
изображения:
присыпание солью по
мокрой краске для
создания объемности
изображения.
орнамента;
самостоятельно
подбирать элементы
для узора; рисовать
кайму из цветочного
орнамента по краю
листа бумаги
Печать поролоновым тампон штемпельной
подушечкой
2)нанесение на бумагу отпечаток с помощью
трафарета.
Раскрашивание фона акварельными
красками.
Рефлексия.
1)Чтение отрывка В. Драгунский "Друг
Наблюдение
детства".
Физкультминутка «Игрушки»
Рассматривание игрушки,
Рисование контура.
2) Объяснение нового способа изображения.
Самостоятельная работа
1) Сюрпризный момент приход гостя.
Наблюдение
стихотворение: «Городецкая роспись»
Рассматривание элементов росписи.
Показ приемов рисования узора
воспитателем.
Физ. минутка:
Дети смешивают краски.
2)Самостоятельная деятельность детей.
Дети рассматривают готовые работы,
оценивают их.
1)Презентация « Мой город» виды домов.
Наблюдение
Д.и. « Что не так на картине»
Набросок простым карандашом.
2) Самостоятельная работа детей.
Физ.минутка — пальчиковая игра «строим
дом»
Этапы работы:
1)Простым карандашом на листе бумаги
выполняем рисунок Терем Деда Мороза.
Набираем на кисточку нужный цвет и легко,
прикасаясь к бумаге, наносим на
определённые части рисунка.
Обильно посыпаем эти части солью.
Соль – придаст рисунку нужную фактуру.
(соль впитывает краску).
Помните: поверхность должна быть сырой,
иначе рисунок получится недостаточно
выразительным.
2)Аналогичным способом раскрашиваем
остальные части.
Обильно посыпаем и эти части солью
Пока акварель сырая, краски будут
самостоятельно смешиваться в местах
соприкосновения.
Докрашиваем тонкой кистью мелкие детали
терема Деда Мороза.
Теперь необходимо чтоб ваша работа
немного подсохла.Осталось стряхнуть
лишнюю соль.
9
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Дед Мороз и Формировать умение с
снегурочка
помощью трафарета
делать набрызг с
помощью зубной щетки.
Витраж для
окошка в
избушке
Зимушкизимы
Техника - «витраж»
Смешивание на палитре
краски, разбеливая
основной тон белой
гуашью для получения
более светлого оттенка.
Дымковская
игрушка
Роспись силуэтов
игрушек узором,
близким по композиции,
элементам и
цветосочетанию
дымковским.
Птицы –
времена
года
Смешивание основных
цветов и получение
новых.
1)Сюрпризный момент: приход снежинки.
Приметы зимы.
Физ.минутка: Кружатся снежинки.
Выбор трафаретов героев Снегурочки и Деда
Мороза.
2) Прорисовка героев простым карандашом.
Объяснение как работать со щеткой при
рисовании набрызгом.
Дети выполняют работу.
Рефлексия.
1) Чтение отрывка Л. Чарская «Зима»
Беседа рассуждение «Где живет Зима»
Знакомство с техникой выполнения
витражей.
Физкультминутка «В гостях у ЗимушкиЗимы»
Простым карандашом (без нажима) разделить
лист пересекающимися линиями (лучами) в
разных направлениях, обязательно от края до
края (конструкция снежинки).
Провести линии от концов получившейся
снежинки к середине каждого луча, чтобы
получились
окошечки
—
«кусочки
стеклышек».
Обвести клеем ПВА (из флакона с
дозированным носиком) контур будущего
витража, дать время для просыхания клеевой
основы рисунка.
2)Раскрашивание.
Для получения более нежных цветовых
оттенков соединить холодные краски с
белилами: краски класть в углубление
палитры небольшими порциями, начиная с
белой гуаши, а потом вводить темный цвет и
тщательно промешивать краски между собой,
и лишь затем закрашивать участки витража.
Удобнее и быстрее одним цветом сразу
заполнить несколько участков в разных
местах, а только после этого менять цвет.
1) Письмо от мастеров из Дымково.
Д.И. «Выберите себе любую дымковскую
игрушку»
Презентация
2) рисование игрушки ( с помощью трафарета
или самостостоятельно)
Самостоятельную деятельность
1) Д.И. «Дерево желании»
Показ воспитателя на своей ладошке птицу.
Речь с движением: «Птичка – невеличка»
Рисование птиц с помощью ладони.
2) Раскрашивание рисунка, смешивание
красок
Прием «Сухая кисть»
Речь с движением: «Птичка - невеличка».
Продолжение рисования птиц, украшение ее.
10
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Рябина в
снегу
Рисование дерева без
листьев, снег
изображаем
пальчиками, развивать
инициативу, учить
составлять композицию.
Веселые
кляксы
Рисование с
нетрадиционной
техникой рисования кляксография
Солнечные
подсолнушк
и
Рисование с
нетрадиционной
техникой «пуантилизм»
(рисование точками).
Пингвины
Продолжать вызывать у
детей интерес к
смешиванию красок.
Цветы для
мамы
Печать трафаретом.
Пир на весь
мир
Роспись посуды по
мотивам гжели,
дополнять
изображениями
сказочных яств и
составлять из
индивидуальных работ
коллективную
ленточную
композицию (праздничн
ый стол).
Рефлексия.
1) Загадки про рябину.
Рассмотрение с детьми ветки рябины.
Физминутка «Рисовали, рисовали!»
Рисование дерева без листьев,
2) Рисование на дереве гроздьев ягод рябины.
Физминутка «Рисовали, рисовали!»
Рисование на ветках снега тычком.
1) Чтение сказки "Кляксония"
Игра "Перепрыгни с кочки на кочку".
Ситуативный разговор: Чем можно помочь
нашей кляксе?
Рисование клякс-подружек с помощью
трубочки для коктейля.
2) Рисование фона.
" Релаксационное упражнение под музыку".
1) Отгадывание загадок.
Просмотр образцов работ.
Рисование простым карандашом.
рисование в технике пуантилизм; то
есть рисование точками.
2) Продолжение рисованиярабты.
Раскрашивание фона для работы.
пальчиковая гимнастика «Букет».
создание цветочной поляны.
Рефлексия.
1)Загадка про глобус.
Ситуативная беседа про Антарктиду.
Чтение стихотворения: «Там, где есть снега и
льдины».
Объяснения способа рисования пингвина по
алгоритмам.
Физкультурная минутка «Пингвины».
Рисование простым карандашом.
2) Продолжают дети рисовать пингвинов,
раскрашивают.
Физкультурная минутка «Пингвины
1)Дидактическая игра «Собери вазу».
Чтение стихотворения С. Михалкова «Ваза».
Д.И. «Угадай, какие цветы».
Рисование вазы трафаретом и поролоном.
2) Печать цветов по трафарету и печать
пальчиками.
пальчиковая гимнастика «Букет».
Итог занятия, выставка работ.
1) Презентация «Синяя гжель».
Физ. минутка «Наши синие цветы распустили
лепестки»
Показ воспитателем элементов узора.
Дети рисуют линии, листочки.
2) Дети продолжают расписывать готовые
трафареты посуды, смешивают краску.
Физ. минутка «Наши синие цветы распустили
лепестки»
11
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Мраморные
рисунки
Смешивание цвета на
палитре.
Рисование с техникой
по мятой бумаге.
Звездное
небо
Создание образа
звёздного неба,
используя смешение
красок, набрызг и
печать по трафарету.
Живые
ладошки
Рисование ладошкой.
(смешивание краски на
палитре)
Рисунки штампы
Рисование при помощи
нетрадиционной
технике «штамповки»;
- закрепить
представление детей о
ярком, праздничном
настроении, и о навыках
рисования красками;
Космически
е просторы
Рисование с техникой
по-сырому (отражать
особенности
изображаемого
предмета, используя
различные
нетрадиционные
изобразительные
техники)
Рисование совы по
схеме, передавая
Сова с
совятами
1) Отгадывание загадок
Д.И. «Палитра»
Физ.минутка: «Котики»
На листе бумаги простым карандашом
выполняем рисунок.
Лист комкаем.
Разглаживаем лист на столе ладошками.
2) Приступаем к рисованию красками.
Физ.минутка: «Котики»
Раскрашиваем фон.
1) Отгадывание загадок
Презентация про космос.
Физ.минутка: «Все готово для полета»
Выбираются подходящие краски для неба
(черная, синяя, фиолетовая), затем
воспитатель предлагает и показывает, как
сделать набрызг. Воспитатель объясняет, как
лучше изобразить звезды – крупные можно
напечатать по трафарету, а мелкие
нарисовать тонкой кисточкой.
2) Дети с помощью набрызга рисуют
звездное небо.
Физ.минутка: «Все готово для полета»
1) Загадывание загадок на тему животные
Африки
Показ иллюстраций «Живые ладошки».
Физ.минутка «Зоопарк»
Выбор персонажа для рисования.
Обводим ладошку.
Закрашиваем ладошку.
2) Переворачиваем ладошку в любую
сторону.
Дорисовываем: голову, уши и хвост.
Физ.минутка «Зоопарк»
Рисуем фон.
1) Отгадывание загадок про художника.
Просмотр иллюстраций : Цветыштампование из бросового материала.
Изготовление штампа из гофрированного
картона.
Физ.минутка «Мы шагаем друг за другом»
Рисование цветов (роз) штампами.
2) Дорисовка стеблей, листьев.
Физ.минутка «Мы шагаем друг за другом»
Рисование фона.
1) Чтение стихотворения: «На космической
ракете полетели в космос дети».
Рассматривание образца воспитателя.
Показ способа выполнения.
Физ.минутка« Космонавт»
Закрепление способа выполнения.
Самостоятельная работа детей.
Рефлексия.
Наблюдение
1) Загадка про сову.
Работа с иллюстрациями.
Наблюдение
12
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
различные позы (сидит,
взмахивает крыльями)
используя штрихи
разного характера;
закрепить
представление детей о
видах линий, их
характере и
выразительности.
Праздничны
й салют над
городом
Рисование в технике
«Проступающий рисуно
к» разными
материалами
(акварель и восковые ме
лки).
Ночной
город( гратт
аж)
Наскальные рисунки,
познакомить с
нетрадиционной техник
ой рисования граттаж.
Цирковые
животные
Создать у детей интерес
к рисованию цирковых
животных по
представлению:
выбирать карточку с
названием и рисовать
конкретное животное по
своему выбору (слона
мишку, кошку, свинку,
жирафа). передавать
характерные
особенности внешнего
вида животных (форма
тела, пропорции,
детали,
окраска, цирковые
атрибуты).
Рисовать
нетрадиционным
способом при помощи
У Мурки
день
рождения
Дидактическая игра: «Кто, как говорит»
Физ.минутка «Совушка»
Практическая часть.
Рисуем туловище овальной формы. Крылья
тоже овальной формы.
Круглую голову, с большими глазами, клюв в
форме треугольника, лапки с когтями.
2) Дорисуем ветку.
Самостоятельное раскрашивание птицы, с
опорой на иллюстрации.
Физ.минутка «Совушка»
Фон рисунка.
1) письмо от совенка.
Стихотворение«Праздничный салют» Т.
Шорыгиной
Воспитатель показывает изображения
праздничного салюта
Физкультминутка «Детский сад».
Основные правила работы с акварелью и
восковыми мелками.
Рисование салюта восковыми мелками.
2) Прорисовка силуэтов зданий, фона.
Физкультминутка «Детский сад».
Оценка готовых работ.
1) Чтение стихотворения « Фокус».
Подготовка основы - фон (раскрашивание
восковыми мелками).
Натирание фон свечой
Физ.минутка «Мы по городу гуляли»
Покрытие листа чёрной гуашью, с
добавлением жидкости для мытья посуды.
2) После высыхания процарапывание
(деревянной шпажкой или стержнем от
ручки) рисунка на тему город.
Физ.минутка «Мы по городу гуляли»
Продолжение процарапывания.
1) отрывок из стихотворения В.
Шипуновой «Цирк»
Рассматривание игрушечных животных в
цирковых костюмах.
Пальчиковая гимнастика «В саванне».
Самостоятельная деятельность. Рисование
простым карандашом.
2) раскрашивание, прорисовка фона,
цирковых атрибут.
Пальчиковая гимнастика «В саванне».
1) Загадывание загадки про кошку, игровая
ситуация: почему нельзя отмечать д.р.
одному,
13
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение
(Рисование с ватных палочек,
ватными
закрепить знания у
палочками)
детей о геометрических
фигурах (круг,
треугольник, овал,
полуовал), о цвете
(основные оттенки);
Физ- минутка «Тётя кошка»
Рисование из геометрических фигур кошек –
друзей для Мурки.
2) Рисование ватными палочками подарков
для Мурки. Пальчиковая гимнастика «Вот
пятеро котят»
Слон
(рисование
из
геометриче
ских фигур)
1)Чтение стихотворения Д. Гулиа «Слон»
познакомить детей с повадками, внешним
видом слона, его местом обитания;
Самостоятельная деятельность: развивать
умение рисовать простым карандашом слона.
2) раскрашивание, прорисовка фона
Пальчиковая гимнастика «В саванне».
1) Чтение стихотворения «Подарки лета»
Дети выбирают по собственному желанию,
что и как нарисовать о лете, в помощь
стихотворение «Подарки лета»
2) продолжение рисования, обведение
контура, прорисовка деталей.
Рисовать слона,
используя
геометрические фигуры.
Итоговое
Лето в гости
ждем
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Календарно-тематический план
Тема занятия.
Краткое содержание
Листья в вазе (Печатание листьями деревьев)
Осенние мотивы (аппликация с солью)
Фрукты в вазе (Пуантилизм)
Модники и модницы(Выдувание краски)
Дует сильный ветер (Раскатывание воскового мелка)
Количество
Дата
часов
планируем
очно
ая
план факт
01.09.25
2
03.09.25
2
08.09.25
10.09.25
2
15.09.25
17.09.25
2
22.09.25
24.09.25
1
01.10.25
В осеннем лесу (Техника: печать листьями»)
2
Чудесный букет (монотипия)
2
Золотые колосья (Рисование с натуры)
2
Грибы на опушке (тычок жёсткой кистью, поролоном,
мятая бумага)
На необитаемом острове (Рисование поролоном)
2
Друг детства (Рисование игрушки с натуры)
2
Дорожка узоров (Составление узора из декоративных
элементов)
Прогулка по городу (Создание трехпланового
изображения)
Терем Деда Мороза (Рисование солью)
2
14
2
2
2
06.10.25
08.10.25
13.10.25
15.10.25
20.10.25
22.10.25
27.10.25
01.11.25
05.11.25
10.11.25
12.11.25
17.11.25
19.11.25
24.11.25
26.11.25
01.12.25
03.12.25
08.12.25
Дата
фактическая
Дед Мороз и Снегурочка (Рисование по трафарету,
набрызг)
Витраж для окошка в избушке Зимушки-зимы
(Витражное рисование)
Дымковская игрушка (Рисование дымковской росписи
ватной палочкой и пальчиками)
Птицы – времена года (Рисование силуэта летящей
птицы, холодные и теплые оттенки)
Рябина в снегу (Рисование толстой кистью и пальчиками)
2
Веселые кляксы (Кляксография с трубочкой. Рисование
тушью)
Солнечные подсолнушки (Рисование точками и ватными
палочками Пуантилизм)
Пингвины (Рисование пингвина по заданной схеме,
определение цветовой гаммы)
Цветы для мамы (Печать цветов по трафаретам,
рисование пальчиками)
Пир на весь мир (Расписывание посуды по мотивам
гжели)
Мраморные рисунки (Рисование на мятой бумаге)
2
Звездное небо (Смешивание красок, набрызг, рисование
контуром)
2
Живые ладошки (Рисование ладошкой и пальчиками)
2
Рисунки – штампы (Использование штампов из
бросового материала)
Космические просторы (Тонирование по сырому,
восковой мел + акварель)
Сова с совятами (Рисование по схеме)
2
Праздничный салют над городом («Проступающий
рисунок», свойства воска и акварели)
Ночной город( граттаж).
2
Цирковые животные (Рисование по заданной схеме с
элементами барельефа)
У Мурки день рождения (Рисование с ватными
палочками)
Слон(рисование из геометрических фигур)
2
Итоговое - Лето в гости ждем
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
10.12.25
15.12.25
17.12.25
22.12.25
24.12.25
12.01.26
14.01.26
19.01.26
21.01.25
26.01.25
28.01.25
02.02.25
04.02.25
09.02.25
11.02.25
13.02.25
16.02.25
18.02.25
25.02.25
02.03.25
04.03.25
09.03.25
11.03.25
16.03.25
18.03.25
23.03.25
25.03.25
01.04.25
06.04.25
08.04.25
13.04.25
15.04.25
20.04.25
22.04.25
27.04.25
04.05.25
06.05.25
13.05.25
15.05.25
18.05.25
18.05.25
25.05.25
27.05.25
Методические и оценочные материалы
Учебно-методический комплекс:
-Тематические подборки наглядных материалов; подборка художественного материала;
- подборка заданий развивающего характера по темам; разработки теоретических и
практических занятий.
Для реализации задач здоровьесбережения имеется подборка профилактических,
развивающих упражнений (для глаз, для рук, для снятия напряжения и профилактики
утомления и т.п.);
15
Интернет источники:https://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-izo
http://doshkolnik.ru/risovanie.html?ysclid=m9msbqmoct184983918
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/10/12/kartoteka-metodovnetraditsionnogo-risovaniya-dlya
https://ped-kopilka.ru/
Технологии и методы, используемые при проведении занятий
Методы, используемые при проведении занятий
Методы, в основе которых лежит уровень активизации деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный: предъявление информации различными способами
(объяснение, рассказ, беседа, демонстрацияи др.);
- Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск еѐ решения детьми;
- Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: беседа, и др.);
Высокая результативность работы по программе достигается при использовании
различных педагогических технологий:
- Технология личностно-ориентированного обучения (обучение каждого ребенка в группе,
исходя из его возможностей, способностей, перспективы);
-Игровые технологии: дидактические игры, викторины, упражнения;
Перечень дидактических средств, ЭОР
Тематическая подборка иллюстративного материала
- Дидактические пособия: Игровое панно «Звездное небо», «Забавные картинки»,Лэпбук
«Акварелька», Волшебная палитра» «Составь пейзаж».
Информационные источники
Список литературы для педагогов:
1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. –
256с.
4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
6. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
8. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри»,
2005. – 256с.
9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
10. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных
учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
11. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112
с.
12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Оценочные материалы
Контроль проводится с целью выявления первоначального уровня знаний и умений,
возможностей детей и определения природных физических качеств.
Формы: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога.
16
Диагностический материал (И.А.Лыкова, Т.Г.Казакова)
Методика проведения.
Педагогическая диагностика проводится с детьми в естественных условиях. На столе
свободно размещаются разные нетрадиционные художественные материалы и
инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента.
В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при
этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать,
чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы
для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на
ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности,
комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана
система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений
экспериментаторов.
Обследование проводится по следующим направлениям:
Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
Рисование предметное с помощью знакомых нетрадиционных техник: ребёнок
изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного
закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
Рисование сюжетное с помощью знакомых нетрадиционных техник: ребёнок
передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя
знакомые нетрадиционные техники
Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых
нетрадиционных техник
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием
нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
- ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
- узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
- основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
- ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
- не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
- у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
- он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки
эмоциональных состояний
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений
- правильно пользуется материалами и инструментами
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых нетрадиционных техник
- проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
- ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его
оттенки
- быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
17
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
- передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных
техниках
- умеет создать яркий нарядный узор
- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь
нетрадиционными техниками
- может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного
возраста)
Таблица результатов
№
п/п
ФИ
ребенка
Цветовое
восприяти
е
ребёнок
видит
яркость и
нарядность
цвета и его
оттенков
нг
кг
Предметное
ребёнок
изображает
предметы
путём создания
отчётливых
форм, подбора
цвета,
аккуратного
закрашивания,
использования
знакомых
материалов и
инструментов
нг
кг
Рисование
Сюжетное
Декоративно
е
ребёнок
ребёнок
передаёт
украшает
несложный
силуэт
сюжет,
игрушек с
объединяя в
помощью
рисунке
знакомых
несколько
нетрадиционн
предметов,
ых техник
используя
знакомые
нетрадиционн
ые техники
нг
кг
нг
кг
Итоговый
показатель
по каждому
ребёнку
нг
кг
Методические материалы
Нетрадиционные художественные техники, используемые в программе «Разноцветный
карандаш»:
- Восковые мелки + акварель, свеча + акварель - ребенок рисует свечой на бумаге. Затем
закрашивает
лист
акварелью
в
один
или
несколько
цветов.
-Рисование пальчиками, ладошкой - ребенок опускает в гуашь пальчик или ладошку и
наносит
узоры
и
отпечатки
на
бумагу.
- Оттиск – наносится различными предметами (пробкой, картоном, скомканной бумагой и
салфетками,
картофелем)
-Монотипия - это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в
качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов , затем сверху
на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и
снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксографию, можно дорисовать.
-Тычок жесткой полусухой кистью - ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по
бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом
заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей
поверхности.
-Рисование по сырому – лист бумаги с помощью губки или кисточки смачивается водой,
пока лист не высох наносится рисунок.
-Мыльные пузыри- Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и
подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно
18
прикоснуться
ею
к
пузырям,
как
бы
перенося
их
на
бумагу.
-Кляксография - ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу.
В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим
листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а
другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается:
определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
-Набрызг - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит
над
бумагой.
Краска
разбрызгивается
на
бумагу.
-Выдувание - ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист,
делает небольшое пятно (капельку ). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее
конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.
Недостающие
детали
дорисовываются.
-Рисование солью - предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с
помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль
ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.
-Пуантилизм - Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: рисунок создается при помощи отдельных точек разного
цвета, ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на
лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости
изображение дорисовывается кистью.
19