ДОП "Развивайка" (4-5 лет)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1

УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________

Дополнительная общеразвивающая программа
«Развивай - ка»

Срок освоения: 70 дня
Возраст обучающихся: 4-5 лет

Разработчик:
Лазарева Н.Н..
педагог дополнительного
образования

1

I.Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе действующих нормативно-правовых документов.
1.Основные характеристики программы.
Направленность ДОП: художественная
Адресат ДОП: Программа «Развивай - ка» предназначена для детей возраста 4-5
лет, независимо от их гендерной принадлежности.
Условия набора: без проведения дополнительного отбора.
Актуальность реализации ДОП:
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на
эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный
вид познания мира ребенком. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она
возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Рисование
является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического
воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой
деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются
наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие
способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также
развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью
руки
Особенность данной программы обусловлена тем, что в настоящее
время изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной
техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития
способностей детей
Уровень освоения: общекультурный
Объем и срок освоения – 70 часов, 70 дней.
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического
отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
Задачи программы.
Обучающие
-сформировать умения и навыки цветоразличия в нетрадиционных техниках рисования
для осуществления изобразительной деятельности;
-сформировать представления о цвете и цветовой гармонии в построении композиции;
-сформировать навыки работы в разнообразных техниках нетрадиционного рисования.
Развивающие
-развивать эстетическое восприятие предметов окружающей действительности;
-развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластики;
-развивать способность выражать свои представления, переживания, чувства, мысли
доступными изобразительно-выразительными средствами.
Воспитательные
-формирование ценностного отношения к окружающей действительности;
- воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
-формировать способность самостоятельно создавать выразительные образы в различных
видах деятельности
Планируемые результаты
Личностные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
2

- совершенствуются желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость
творчества;
- проявляется инициатива и самостоятельность;
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; умение договариваться,
учитывать интересы и чувства других;
Метапредметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
- находить сходства и различия при сравнении объектов, выполнять простые действия по
аналогии (подобным образом);
- осуществлять действие по образцу, узнавать изученный алгоритм, следовать инструкции
при выполнении действий
Предметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
- имеют навыки изображения предметов и окружающего мира различными способами с
помощью специальных материалов;
- умеют решать простейшие поставленные перед ними задачи, воспроизводить,
фантазировать, изображать;
- умеют смешивать цвета для получения нового оттенка.
Организационно-педагогические условия реализации ДОП
Язык реализации – государственный язык РФ-русский.
Форма обучения – очная
Особенности реализации – выставки работ
Возможность обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: не имеется.
Условия набора и формирования группы –на обучение принимаются дети от 4 до
5 лет без специального отбора на основе заявления родителей (законных представителей).
Формы организации и проведения занятий:
Формы проведения занятий: занятие, беседа, практическая работа; работа под
руководством педагога, самостоятельная работа.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: групповая
Материально-техническое оснащение:
Технические средства обучения:
- персональный ноутбук
Наглядные пособия: демонстрационная доска, дидактический материал в
соответствии с темами занятий
Информационное обеспечение
Материалы для обучающихся: раздаточные материалы (акварельные краски, гуашь,
восковые и масляные мелки, свеча…)
Учебный план
№

Разделы программы
( темы)

1

«Овощи»

2

«Дождик»

3

«Озеро с лебедями»

4

«Осенний листок»

Формы контроля

Количество часов
Всего
часов

Теория

Практика

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

3

Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль

5

«Яблочно- грушевый компот»

6

«Ночное небо»

7

«Мухомор»

8

«Золотая осень»

9

«Красивый букет»

10

«Разноцветные бабочки»

11

«Осенние листочки»

12

«Путешествие Кисточки»

13

16

Плюшевый медвежонок» (рисование
поролоном)
«Разноцветные зонтики» (смешивание
цветов)
«Живописный луг» (оттиск
скомканной бумагой)
«Скатерть- самобранка» (натюрморт)

17

«Колючая сказка»(рисование штрихом)

18

«Верблюд в пустыне»

19
20

«По небу тучи бежали, птиц в дальний
путь отправляли»
«Синие узоры на белоснежном поле»

21

«Пейзаж у озера» (монотипия)

22

«Радуга-дуга, не давай дождя!»

23
24

«Превращения камешков» (рисование
на камнях)
«Волшебница-зима» (пейзаж)

25

«Снежная семья».

26

«Воздушные шары для феи»

27

«Ёлочка пушистая, нарядная».

28

«Морозные узоры» (рисование свечой)

29

«Первый снег» (граттаж)

30

«Снегири»

14
15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

4

Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль

31

«Ночное небо» (набрызг)

32

«Узоры на окнах».

33

«Первый снег». Рисование пальчиками

34

«Снежный лес» (по мятой бумаге)

35
36

«Зимняя Сказка» (рисование пальцами,
печать по трафарету
«Зимние напевы (набрызги)»

37

«Волшебница-зима» (пейзаж)

38

«Бабочка-красавица» (монотипия)

39

«Картина настроения» (рисование
мыльными пузырями)
«Мое любимое дерево».

40
41
42

«Елочка нарядная». (Оттиск
поролоном, рисование пальчиками)
«На что похоже?»

43

«Подарок папе».

44

47

«Несуществующее животное»
(раздувание краски)
«Профессии, которые мне нравятся»
(Цветной граттаж)
«Моя любимая чашка на столе» (печать
по трафарету, оттиск печатками)
«Зоопарк» (шаблонография)

48

«Букет для мамы».

49

Ежик
(пластиковая вилка)

45
46

50

«Ранняя весна».

51

«Ветка с первыми листьями» (Жесткая
кисть)
«Веточка мимозы» (тычок ватной
палочкой)
«Цыплёнок» (тычок жесткой кистью)

52
53
54
55
56

«Моё море» (рисование на мокром
листе)
«Мои любимые рыбки» (оттиск
печатками)
«Звездное небо».

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

5

Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение

57
58

Весеннее Солнце.(коллективная
работа)Рисунки ладошками
«Расцвели одуванчики».

59

«Хмурый день».

60

«Желтый одуванчик» (тычок жесткой
кистью).
«Петушок, золотой гребешок».

61
62

69

«Космический пейзаж» рисование по
краске заостренной палочкой
««Как я люблю одуванчики»
(обрывание, тычкование)
Подводный мир – осминожки
(коллективная работа)
«Капитошка» (рисование мыльными
пузырями)
«Праздничный салют над городом»
(тычки жесткой полусухой кистью)
«Мишка косолапый» (Тычок жесткой
кистью)
«"Чудо-дерево" (рисование
ладошками)
«Веселые кляксы» (кляксография)

70

Итоговое

63
64
65
66
67
68

Итого

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

1

5

15

70

350

1050

6

Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение

ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1

УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________

Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной
программы «Развивай-ка» на 2025 – 2026 учебный год
Педагог: Лазарева Н.Н.
Год

Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала окончания учебных
учебных
учебных
обучения занятий занятий
недель
дней
часов
1 год

01.09.2025 29.05.2026

36

70

7

70

Режим занятий

2 раза в неделю
по 1 часу

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1

УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________

Дополнительная общеразвивающая программа
«Развивай-ка»

Срок освоения: 70 дней
Возраст обучающихся: 4-5года

Разработчик:
Лазарева Н.Н..
педагог дополнительного образования
8

Задачи программы.
Обучающие
-сформировать умения и навыки цветоразличия в нетрадиционных техниках рисования
для осуществления изобразительной деятельности;
-сформировать представления о цвете и цветовой гармонии в построении композиции;
-сформировать навыки работы в разнообразных техниках нетрадиционного рисования.
Развивающие
-развивать эстетическое восприятие предметов окружающей действительности;
-развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластики;
-развивать способность выражать свои представления, переживания, чувства, мысли
доступными изобразительно-выразительными средствами.
Воспитательные
-формирование ценностного отношения к окружающей действительности;
- воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
-формировать способность самостоятельно создавать выразительные образы в различных
видах деятельности
Содержание программы
Раздел, темы
«Овощи»

«Дождик»

«Озеро с
лебедями»

«Осенний
листок»

«Яблочногрушевый
компот»

Теория
рисование при помощи ватных
палочек и гуаши. Знакомить
детей с новым видом
творчества. Воспитывать
усидчивость, аккуратность в
работе. Развивать творческое
воображение.
рисование пальчиком;
учить рисовать из тучек
дождик, передавая его
характер (мелкий, капельками);
использовать точку как
средство выразительности;
правильно располагать
элементы рисунка на листе;
рисования ладошками. Создать
условия для наиболее
свободного раскрытия
творческих способностей детей
среднего возраста.
рисование осенних листьев в
нетрадиционной технике
«пуантилизм». Закреплять
умение передавать в рисунке
характерную фактурность
внешнего вида с помощью
нетрадиционного способа
рисования «пуантилизм»;
совершенствовать
художественно-графические
навыки рисования методом
«тычок»
рисование с помощью
отпечатки половиной яблока.
Дать детям знания о способе
нанесения краски на срез

Практика
Вступительное
слово.
Художественное слово. Беседа.
Физкультминутка. Практическая
работа

Контроль
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Вступительное
слово.
Художественное слово. Беседа.
Физкультминутка. Практическая
работа

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Вступительное слово. Беседа о
перелетных
птицах.
Художественное слово. Беседа.
Физкультминутка. Практическая
работа
Вступительное
слово.
Художественное слово. Беседа.
Физкультминутка. Практическая
работа

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
опрос

Вступительное
слово. Наблюдение,
Художественное слово. Беседа. опрос
Физкультминутка. Практическая
работа

9

«Разноцветные
бабочки»

яблока, прижимать половину
яблока к бумаге, создавая
оттиск.
Закреплять представления и
навыки рисования по
трафарету.
Развивать у детей умение
создавать композицию,
используя разные средства
выразительности: цвет, сила
оттиска, правильное
расположение на листке;
обогащать образ, создавая
дополнительные детали.
рисования с использованием
трафаретов и губки. Знакомить
детей раннего возраста с
нетрадиционными способами
рисования; Способствовать
овладению детьми раннего
возраста простейшими
техническими приемами
работы с различными
изобразительными
материалами; Воспитывать
стремление выполнять свою
работу аккуратно
рисования пальчиками. Учить
наносить ритмично точки в
заданный контур. Воспитывать
интерес к природе. Развивать
мелкую моторику.
Помочь детям освоить новый
способ изображения –
рисование пластилином. Учить
смешивать цвета, получая
нужные оттенки. Учить
эстетическому восприятию
природы. Развивать мелкую
моторику.
Продолжать знакомить детей со
способом изображения
"кляксография", показать ее
выразительные возможности,
продолжать учить
дорисовывать детали объектов,
Cмешивать цвета, получая
нужные оттенки

«Осенние
листочки»

Cмешивать цвета, получая
нужные оттенки

«Путешествие
Кисточки»

Познакомить со свойствами
различных худ материалов;

«Ночное небо»

«Мухомор»

«Золотая осень»

«Красивый
букет»

Наблюдение
Вступительное
слово.
Художественное слово. Беседа.
Физкультминутка. Практическая
работа

Вступительное слово.
Художественное слово. Беседа.
Физкультминутка. Практическая
работа

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Вступительное
слово. Наблюдение,
Художественное слово. Беседа. опрос
Физкультминутка. Практическая
работа

Беседа.
Слушание
музыки.
Рассматривание
готовых
примеров.
Артикуляционная
гимнастика.
Самостоятельная
деятельность детей.

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Вступительное слово.
Наблюдение
Художественное слово.
Беседа.
Физкультминутка.
Практическая работа.
Вступительное
слово. Наблюдение
Художественное слово. Беседа.
Физкультминутка. Практическая
работа .
Вступительное слово.
Наблюдение
Художественное слово. Беседа.

10

Плюшевый
медвежонок»

вызвать у детей интерес к
изобразит искусству
Рисование поролоновой губкой.

«Разноцветные
зонтики»

Смешивание цветов

«Живописный
луг»

Оттиск скомканной бумагой

«Скатертьсамобранка»

Дать представление о
натюрморте

«Колючая
сказка»

Наносить длинные и короткие
штрихи в одном и разных
направлениях, накладывать
штрихи в одном направлении,
без просветов, ритмичное
нанесение штриховки,
отработка легкости движения и
свободного перемещения руки
по всему листу.
Приём рисования –
«расчесывание» краски.
Освоение нового графического
знака – волнистая линия,
отработка плавного,
непрерывного движения руки.

«Верблюд в
пустыне»

«По небу тучи
бежали, птиц в
дальний путь
отправляли»

Пейзаж, показать
изобразительные особенности
техники изображения –
монотипии.

«Синие узоры на
белоснежном
поле»

Декоративная роспись,
составлять растительный узор с
простым чередованием
элементов в круге.

Физкультминутка. Практическая
работа
Загадки об игрушках. Чтение
стихотворения
Л.Герасимова
«Сбежали
игрушки».
Физкультминутка.
Рассматривание.
Самостоятельная
деятельность
детей..
Чтение стихотворения
Е.Благинина «Радуга».
Загадка. Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная
деятельность
детей. Подвижная игра
Рассматривание
картин
с
изображением
луга
Загадка.
Пальчиковая
гимнастика.
Самостоятельная
деятельность
детей. Подвижная игра.
Отгадывание загадок. Знакомство
с
понятием
натюрморт.
Рассматривание
картин
с
изображением
натюрморта
Пальчиковая
гимнастика.
Составление своего натюрморта.
Самостоятельная
деятельность
детей..
Загадка. Чтение сказки В.Росин
«Зачем ёжику колючки?» Беседа.
Физкультминутка.
Показ
рисования.
Самостоятельная
деятельность детей.

Чтение стихотворения «Колючка
на
ужин»
М.Пляцковского.
Беседа.
Рассматривание
иллюстраций. Физкультминутка.
Уточнение
способов
изображения. Самостоятельная
деятельность детей.
Рассматривание
иллюстраций.
Вступительная
беседа.
Физкультминутка
Художественное
слово.
Пальчиковая
гимнастика
Самостоятельная работа детей.
Вступительная беседа.
Физкультминутка
Художественное слово.
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная работа детей.

11

Наблюдение

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение

«Пейзаж у
озера»
(монотипия)

Пейзаж, техника изображения –
монотипия. Создание
композиции

«Радуга-дуга, не
давай дождя!»

Самостоятельное и творческое
отражение представлений о
красивых природных явлениях
разными изобразительновыразительными средствами.

«Превращения
камешков»
(рисование на
камнях)
«Волшебницазима» (пейзаж)

«Снежная
семья».

«Воздушные
шары для феи»

«Ёлочка
пушистая,
нарядная».
«Морозные
узоры»
(рисование
свечой)
«Первый снег»
(граттаж)

«Снегири»

Вступительная беседа.
Физкультминутка Чтение
стихотворения «Улыбка». Показ
приемов рисования. Пальчиковая
гимнастика . Самостоятельная
работа детей.

Вступительная беседа. Чтение
стихотворения. Показ картинки,
рассматривание.
Физкультминутка
Самостоятельная деятельность
детей.
Создание художественных
Вступительная беседа. Показ
образов на основе природных
техники рисования гуашью на
форм (камешков). Освоение
камнях. Физкультминутка,
разных приёмов рисования на
Самостоятельная деятельность
камешках различной формы.
детей.
Чтение отрывков из стихов.
Пейзаж
Описание детьми леса.
Физкультминутка Показ рисунка,
приемов рисования.
Самостоятельная деятельность
детей.
. Создание композиции
Вступительная беседа,
Физкультминутка
Художественное слово.
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная работа детей.
Графические умения и навыки в Показ приемов рисования.
передаче круглой формы
Физкультминутка
предметов.
Самостоятельная деятельность
детей.
Чтение стихотворения. Показ
приемов рисования.
Техника обрывания бумаги;
Физкультминутка.
Самостоятельная деятельность
детей.
Вступительная беседа.
Рисование свечой
Физкультминутка
Художественное слово.
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная работа детей.
Чтение стихотворения. Показ
Рисование в технике граттаж.
приемов рисования.
Физкультминутка.
Самостоятельная деятельность
детей.
Загадывание загадки.
Рисование птиц мазками
Рассматривание птицы. Показ
приемов рисования.
Физкультминутка
Самостоятельная деятельность
детей. Стихотворение «Мы
кормушку мастерили».

12

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение

«Ночное небо»
(набрызг)

Звездное небо, используя прием
набрызга

Вступительная беседа.
Физкультминутка , Чтение сказки
С. Козлова "Как ежик с
медвежонком протирали звезды".
Показ приема набрызг.
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная работа детей.
«Узоры на
Рисование в холодных тонах,
Чтение стихотворения. Показ
окнах».
создавая оттенки
приемов рисования.
Физкультминутка.
Самостоятельная деятельность
детей
«Первый снег».
Рисование пальчиками
Вступительная беседа. Худ.
слово. Физкультминутка
Самостоятельная деятельность
детей,
«Снежный лес»
Рисование по мятой бумаге
Беседа, Ознакомление с готовой
работой. Подготовка рабочего
листа. Физкультминутка,
Самостоятельная
деятельность детей.
«Зимняя Сказка» Рисование пальцами, печать по Загадывание загадки Показ
трафарету
приемов, Рисования
Самостоятельная деятельность
детей. Выставка работ.
«Зимние напевы Изображение снега –
Чтение стихотворения
«набрызгом».
А.Пушкина «Волшебница-зима».
Беседа. Физкультминутка.
Объяснение. Пальчиковая
гимнастика Самостоятельная
деятельность детей.
«ВолшебницаРисование пейзажа
Чтение отрывков из стихов.
зима»
Описание детьми леса.
Показ рисунка. Уточнение
приемов и способов рисования.
Самостоятельная деятельность
детей.
«БабочкаРисование в технике Чтение рассказа Н.Сладкова
красавица»
монотипия
«Бабочка и солнце»,
стихотворения А.Фета
«Бабочка». Беседа.
Физкультминутка.
Объяснение. Пальчиковая
гимнастика. Самостоятельная
деятельность детей.
«Картина
Рисование мыльными пузырями Чтение стихотворения А.Барто
настроения»
«Гнев». Беседа.
Дыхательная гимнастика.
Самостоятельная деятельность
детей.
Игра «Паутинка»
«Узоры
на Познакомиться с элементами
Показ изделий народного
тарелочке».
росписи «Гжель».
промысла. Объяснение способов
и приемов рисования.
Физкультминутка

13

Наблюдение

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

«Елочка
нарядная».

Самостоятельная деятельность
детей.
Чтение стихотворения, Показ
приемов рисования.
Самостоятельная деятельность
детей. Пальчиковая гимнастика
«Елочка»
Чтение стихотворения. Показ
приемов рисования.
Самостоятельная деятельность
детей. Пальчиковая гимнастика

Оттиск поролоном, рисование
пальчиками

«На
похоже?»

что Придумывание фантастических
образов, самостоятельно
выбирать материал для
рисования, уметь рассказывать
о своей работе.
«Подарок папе». Вызвать у детей чувство любви
к своему папе посредством
изготовления подарка своими
руками, используя
нетрадиционную технику
рисования
«Несуществующ Способ рисования ее животное»
раздуванием краски,

«Профессии,
Цветной граттаж
которые
мне
нравятся»

«Моя любимая печать по трафарету, оттиск
чашка на столе» печатками

«Зоопарк»

«Букет
мамы».

Изображение животных
способом обведения готовых
шаблонов различных геом.
фигур, развивать координацию
движений.
для Формировать эстетический
вкус к составлению букетов и
их изображениям. Создание
композиции

Ежик

Познакомить с новым методом
– рисование вилкой.

«Ранняя весна».

Складывание листа пополам, на
одной стороне рисовать пейзаж,
на другой получать его
отражение в озере.

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Чтение
стихотворения. Показ
приемов рисования.
Самостоятельная
деятельность
детей. Пальчиковая гимнастика

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Рассматривание иллюстраций
Беседа. Физкультминутка Чтение
сказки В.Сутеева "Это что за
птица?"
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная деятельность
детей
Рассматривание иллюстраций.
Чтение «Кем быть?» В.В.
Маяковского Театр на ладошке.
Показ приемов работы.
Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная деятельность
детей
Игровая ситуация. Беседа.
Физкультминутка . Объяснение и
показ способа изображения.
Самостоятельная деятельность
детей.
Повторение основных геом.
Фигур. Худ. слово.
Показ рисования с помощью
шаблонов. Физкультминутка
Самостоятельное рисование
детей.
Беседа. Рассматривание
картинок, Физкультминутка
Показ приемов работы.
Самостоятельная деятельность
детей
Загадывание загадки. Чтение
рассказа Е. Чарушина «Еж».
Самостоятельная деятельность
детей. Пальчиковая гимнастика.
Загадывание загадок.
Рассматривание картин. Беседа.
Самостоятельная деятельность
детей.

Наблюдение

14

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

«Ветка с
первыми
листьями»
«Веточка
мимозы» (

«Цыплёнок»

«Моё море»

«Мои любимые
рыбки»

«Звездное небо».

Весеннее
Солнце.
Рисунки
ладошками
«Расцвели
одуванчики».

Формировать умение рисовать
с натуры, передавать форму
вазы и ветки, учить рисовать
листья.

Показ модели ветки. Чтение
стихотворения. Физкультминутка
Показ методов и приемов
рисования. Самостоятельная
деятельность детей.
Рисование тычком ватной
Чтение стихотворения
палочкой
Е.Авдиенко
«Мимоза».Рассматривание
веточки мимозы. Уточнение
способа изображения.
Физкультминутка.
Самостоятельная деятельность
детей.
Рисование методом «тычка»
Рассказ про курочку.
жесткой кистью
Пальчиковая гимнастика. Показ
способа рисования.
Физкультминутка.
Самостоятельная деятельность
детей
Рисование на мокром листе
Чтение стихотворения В.Орлова
«Для чего морю наряды?»
Физкультминутка.
Рассматривание репродукций И.
Айвазовского Беседа.
Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная деятельность
детей. Подвижная игра
Оттиск печатками
Рассматривание рыбок.
Физкультминутка. Загадка.
Чтение стихотворения
И.Токмаковой «Где спит рыбка».
Объяснение и показ приемов
рисования Самостоятельная
деятельность детей.
Знакомить с художественными Рассматривание иллюстраций.
техниками, развивать чувство
Физкультминутка.
композиции и цвета.
Загадка. Слушание музыки.
Объяснение и показ приемов
рисования Самостоятельная
деятельность детей.
Вызвать положительные
Рассматривание иллюстраций.
эмоции у детей от
Чтение стихотворения про
собственного вклада и от общей солнце. Пальчиковая гимнастика,
коллективной работы.
Самостоятельная деятельность
детей. Игра «Вышло солнце из-за
речки»
Учить передавать образ цветка, Беседа. Физкультминутка. Чтение
его строение и форму используя стихотворения О.Высотской
метод тычка жесткой кистью.
«Одуванчик». Беседа. Показ
Расширять знания о первых
приемов рисования.
весенних цветах.
Пальчиковая гимнастика
Совершенствовать умение
Самостоятельная деятельность
правильно держать кисточку
детей.
при рисовании. Изображать
.
головку цветка жесткой кистью,

15

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

«Хмурый день».

«Желтый
одуванчик»
(тычок жесткой
кистью).

не оставляя промежутка между
тычками. Развивать
воображение, познавательные
способности. Развивать
координации глаза и руки.
Формировать у детей умение
передавать в рисунке хмурый
день конца осени через цвет
листа бумаги и цвет красок,
упражнять в рисовании концом
кисти, закреплять умение
размещать на листе бумаги
однородные предметы рядом
друг с другом на узкой полосе
земли.
Учить передавать образ цветка,
его строение и форму используя
метод тычка жесткой кистью.

«Петушок,
золотой
гребешок».

Познакомить с народными
традициями изображения птиц,
формировать умения и навыки
в рисовании сложной формы.

«Космический
пейзаж»
рисование по
краске
заостренной
палочкой

. Продолжать учить способу
получения изображения граттажу. Побуждать
передавать в рисунке картину
космического пейзажа,
используя впечатления
полученные при
рассматривании репродукций,
чтения литературы о космосе.
Совершенствовать эстетическое
восприятие природных явлений
и техник их изображения –
обрывания и тычкования;
развивать чувство композиции
и колорита в процессе
использования различных
материалов для создания
выразительного образа
одуванчика в пейзаже.
Формировать умение обводить
ладони и пальцы простым
карандашом, дорисовывать
детали.

«Как я люблю
одуванчики»
(обрывание,
тычкование)

Подводный
мир –
осминожки
(коллективная
работа)
«Капитошка»

Учить рисовать, используя
нетрадиционные приемы
изображения: мыльными
пузырями и спиралью,

Беседа. Физкультминутка. Чтение
стихотворения Г. Новицкая
«Осень». Беседа. Показ приемов
рисования. Пальчиковая
гимнастика Самостоятельная
деятельность детей.

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Беседа. Физкультминутка. Чтение
стихотворения О.Высотской
«Одуванчик». Беседа. Показ
приемов рисования.
Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная деятельность
детей.

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Беседа. Физкультминутка. Чтение
стихов. Показ приемов
рисования. Пальчиковая
гимнастика Самостоятельная
деятельность детей.
Беседа. Физкультминутка. Чтение
стихов. Показ приемов
рисования. Пальчиковая
гимнастика Самостоятельная
деятельность детей. Игра
«Космос»

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Беседа. Физкультминутка. Чтение Наблюдение
стихов. Показ приемов
рисования. Пальчиковая
гимнастика Самостоятельная
деятельность детей.

Загадывание загадок. Беседа.
Физкультминутка
Самостоятельная деятельность
детей. Пальчиковая гимнастика

Наблюдение

Загадывание загадок.
Физкультминутка
Рассматривание картин. Беседа.
Самостоятельная

Наблюдение

16

«Праздничный
салют над
городом»

«Мишка
косолапый»

«Цветик –
семицветик»

«Веселые
кляксы»

Итоговое

дорисовывать детали объекта,
для придания ему
законченности и сходства с
реальным образом; тренировать
дыхание: способствовать
развитию более глубокого
вдоха и более длительного
выдоха; развивать детское
творчество, фантазию.
Пием рисования "тычок
жесткой полусухой кистью",
закреплять умение рисовать
концом кисти тонкие линии,
развивать чувство композиции.

деятельность детей. Игра с
мыльными пузырями

Беседа. Физкультминутка. Чтение
рассказа В.Осеевой "Синие
листья" Показ приемов
рисования. Пальчиковая
гимнастика Самостоятельная
деятельность детей.
Учить рисовать медведя по
Показ картинки.
контуру тычками; прививать
Физкультминутка.
интерес.
Рассматривание. Описание
игрушки. Пальчиковая
гимнастика. Самостоятельная
деятельность детей. Игра
Учить передавать образ цветка, Чтение отрывка стихотворения
его строение и форму используя М.Шварца «Семья»
метод тычка жесткой кистью.
Беседа и рассказы детей.
Изображать головку цветка
Пальчиковая гимнастика.
жесткой кистью, не оставляя
Самостоятельная деятельность
промежутка между тычками.
детей.
познакомить с таким способом
Беседа. Слушание музыки.
изображения, как кляксография, Рассматривание готовых
показать её выразительные
примеров. Артикуляционная
возможности.
гимнастика. Самостоятельная
деятельность детей.
Беседа. Слушание музыки.
Рассматривание готовых
примеров. Артикуляционная
гимнастика.
Самостоятельная деятельность
детей.

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Календарно - тематический план
Количество
часов
очно
план факт

Тема занятия.
Краткое содержание

Дата
планируемая

«Овощи»
«Дождик»
«Озеро с лебедями»
«Осенний листок»
«Яблочно- грушевый компот»

1
1
1
1
1

02.09.2025
04.09.2025
09.09.2025
11.09.2025
16.09.2025

«Ночное небо»
«Мухомор»
«Золотая осень»
«Красивый букет»

1
1
1
1

18.09.2025
23.09.2025
25.09.2025
02.10.2025

17

Дата
фактическая

«Разноцветные бабочки»
«Осенние листочки»
«Путешествие Кисточки»
Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном)
«Разноцветные зонтики» (смешивание цветов)
«Живописный луг» (оттиск скомканной бумагой)
«Скатерть- самобранка» (натюрморт)
«Колючая сказка»(рисование штрихом)
«Верблюд в пустыне»
«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь
отправляли»
«Синие узоры на белоснежном поле»
«Пейзаж у озера» (монотипия)
«Радуга-дуга, не давай дождя!»
«Превращения камешков» (рисование на камнях)
«Волшебница-зима» (пейзаж)
«Снежная семья».
«Воздушные шары для феи»
«Ёлочка пушистая, нарядная».
«Морозные узоры» (рисование свечой)
«Первый снег» (граттаж)
«Снегири»
«Ночное небо» (набрызг)
«Узоры на окнах».
«Первый снег». Рисование пальчиками
«Снежный лес» (по мятой бумаге)
«Зимняя Сказка» (рисование пальцами, печать по
трафарету
«Зимние напевы (набрызги)»
«Волшебница-зима» (пейзаж)
«Бабочка-красавица» (монотипия)
«Картина настроения» (рисование мыльными
пузырями)
«Узоры на тарелочке».
«Елочка нарядная». (Оттиск поролоном, рисование
пальчиками)
«На что похоже?»
«Подарок папе».
«Несуществующее животное» (раздувание краски)
«Профессии, которые мне нравятся» (Цветной
граттаж)
«Моя любимая чашка на столе» (печать по трафарету,
оттиск печатками)
«Зоопарк» (шаблонография)
«Букет для мамы».
Ежик
(пластиковая вилка)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

07.10.2025
09.10.2025
14.10.2025
16.10.2025
21.10.2025
23.10.2025
28.10.2025
06.11.2025
11.11.2025
13.11.2025

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18.11.2025
20.11.2025
21.11.2025
25.11.2025
27.11.2025
02.12.2025
04.12.2025
09.12.2025
11.12.2025
16.12.2025
18.12.2025
23.12.2025
25.12.2025
13.01.2026
15.01.2026
20.01.2026

1
1
1
1

22.01.2026
27.01.2026
29.01.2026
03.02.2026

1
1

05.02.2026
10.02.2026

1
1
1
1

12.02.2026
17.02.2026
19.02.2026
24.02.2026

1

26.02.2026

1
1
1

03.03.2026
05.03.2026
10.03.2026

«Ранняя весна».

1

12.03.2026

18

«Ветка с первыми листьями» (Жесткая кисть)
«Веточка мимозы» (тычок ватной палочкой)
«Цыплёнок» (тычок жесткой кистью)
«Моё море» (рисование на мокром листе)
«Мои любимые рыбки» (оттиск печатками)
«Звездное небо».
Весеннее Солнце. (коллективная работа)Рисунки
ладошками

1
1
1
1
1
1
1

17.03.2026
19.03.2026
24.03.2026
26.03.2026
02.04.2026
07.04.2026
09.04.2026

«Расцвели одуванчики».
«Хмурый день».
«Желтый одуванчик» (тычок жесткой кистью).
«Петушок, золотой гребешок».
«Космический пейзаж» рисование по краске
заостренной палочкой
«Как я люблю одуванчики» (обрывание, тычкование)
Подводный
мир – осминожки
(коллективная работа)
«Капитошка» (рисование мыльными пузырями)
«Праздничный салют над городом» (тычки жесткой
полусухой кистью)
«Мишка косолапый» (Тычок жесткой кистью)
«Цветик – семицветик»
«Веселые кляксы» (кляксография)
Итоговое - «Цветочная поляна».

1
1
1
1
1

14.04.2026
16.04.2026
21.04.2026
23.04.2026
28.04.2026

1
1

05.05.2026
07.05.2026

1
1

12.05.2026
14.05.2026

1
1
1
1

19.05.2026
21.05.2026
26.05.2026
28.05.2026

Методические и оценочные материалы
Учебно-методический комплекс:

-тематические подборки наглядных материалов; подборка художественного материала;
-подборка заданий развивающего характера по темам; разработки теоретических и
практических занятий.
Для реализации задач здоровьесбережения имеется подборка профилактических,
развивающих упражнений (для глаз, для рук, для снятия напряжения и профилактики
утомления и т.п.);
Интернет источники:
Международный образовательный портал https://www.maam.ru/
Педагогическая копилка воспитателя https://vk.com/ped_kopilka_vospitatelya
Учебно-методический кабинет https://ped-kopilka.ru/
Онлай-школа развития правого полушария, интеллекта и умственных способностей
«Мудрая сова» https://my22.ru/
Технологии и методы, используемые при проведении занятий
Методы, используемые при проведении занятий
Методы, в основе которых лежит уровень активизации деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный: предъявление информации различными способами
(объяснение, рассказ, беседа, демонстрацияи др.);
- Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: беседа, и др.);
19

Высокая результативность работы по программе достигается при использовании
различных педагогических технологий:
- Технология личностно-ориентированного обучения (обучение каждого ребенка в группе,
исходя из его возможностей, способностей, перспективы);
-Игровые технологии: дидактические игры, упражнения;
Нетрадиционные художественные техники, используемые в программе «Развивайка»:
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный
силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по
бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом,
заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой
или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,
салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки,
пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы
пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета,
листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и
правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются
салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в
блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет
мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького
(ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек
опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и
размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие
мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и
размера, кусочки пенопласта.
20

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и
мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и
размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и
блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой
бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками
остается не закрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает
лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая
ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску,
выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки
так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура
повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных
цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка.
Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Перечень дидактических средств, ЭОР
Дидактические игры п по темам программы.
Картинки «Дорисуй орнамент».
Домино «Соедини и получи цвета»
Тематическая подборка иллюстративного материала
Фотоальбомы,
Информационные источники
Список литературы для педагогов:
1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. –
256с.
21

4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
6. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
8. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри»,
2005. – 256с.
9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
10. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных
учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
11. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112
с.
12. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
13. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Оценочные материалы
Контроль проводится с целью выявления первоначального уровня знаний и умений,
возможностей детей и определения природных физических качеств.
Формы: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога.
Диагностический материал (И.А.Лыкова, Т.Г.Казакова)
Методика проведения.
Педагогическая диагностика проводится с детьми в естественных условиях. На столе
свободно размещаются разные нетрадиционные художественные материалы и
инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента.
В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при
этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать,
чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы
для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на
ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности,
комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана
система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений
экспериментаторов.
Обследование проводится по следующим направлениям:
Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
Рисование предметное с помощью знакомых нетрадиционных техник: ребёнок
изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного
закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
Рисование сюжетное с помощью знакомых нетрадиционных техник: ребёнок
передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя
знакомые нетрадиционные техники
Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых
нетрадиционных техник
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием
нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
22

- ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
- узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
- основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
- ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
- не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
- у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
- он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки
эмоциональных состояний
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений
- правильно пользуется материалами и инструментами
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых нетрадиционных техник
- проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
- ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его
оттенки
- быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
- передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных
техниках
- умеет создать яркий нарядный узор
- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь
нетрадиционными техниками
- может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного
возраста)
Таблица результатов
№
п/п

ФИ
ребенка

Цветовое
восприяти
е
ребёнок
видит
яркость и
нарядность
цвета и его
оттенков

нг

кг

Предметное
ребёнок
изображает
предметы
путём создания
отчётливых
форм, подбора
цвета,
аккуратного
закрашивания,
использования
знакомых
материалов и
инструментов

нг

кг

Рисование
Сюжетное
Декоративно
е
ребёнок
ребёнок
передаёт
украшает
несложный
силуэт
сюжет,
игрушек с
объединяя в
помощью
рисунке
знакомых
несколько
нетрадиционн
предметов,
ых техник
используя
знакомые
нетрадиционн
ые техники

нг

кг

нг

кг

Итоговый
показатель
по каждому
ребёнку

нг

кг

Методические материалы
Нетрадиционные художественные техники, используемые в программе «Разноцветный
карандаш»:
- Восковые мелки + акварель, свеча + акварель - ребенок рисует свечой на бумаге. Затем
23

закрашивает
лист
акварелью
в
один
или
несколько
цветов.
- Рисование пальчиками, ладошкой - ребенок опускает в гуашь пальчик или ладошку и
наносит
узоры
и
отпечатки
на
бумагу.
- Оттиск – наносится различными предметами (пробкой, картоном, скомканной бумагой и
салфетками,
картофелем)
-Монотипия - это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в
качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов , затем сверху
на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и
снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксографию, можно дорисовать.
-Тычок жесткой полусухой кистью - ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по
бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом
заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей
поверхности.
-Рисование по сырому – лист бумаги с помощью губки или кисточки смачивается водой,
пока лист не высох наносится рисунок.
-Мыльные пузыри - Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку
и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно
прикоснуться
ею
к
пузырям,
как
бы
перенося
их
на
бумагу.
-Кляксография - ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу.
В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим
листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а
другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается:
определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
-Набрызг - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит
над
бумагой.
Краска
разбрызгивается
на
бумагу.
-Выдувание - ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист,
делает небольшое пятно (капельку ). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее
конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.
Недостающие
детали
дорисовываются.
-Рисование солью - предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с
помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль
ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.
-Пуантилизм - Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: рисунок создается при помощи отдельных точек разного
цвета, ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение
на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При
необходимости изображение дорисовывается кистью.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».