Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Умные пальчики»
Срок освоения: 70 дней
Возраст обучающихся: 3- 4 года
Разработчик:
Крамаренко М.В.
педагог дополнительного
образования
1
I.
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе действующих нормативно-правовых документов.
1. Основные характеристики программы.
Направленность ДОП: социально-гуманитарная
Адресат ДОП: Программа «Умные пальчики» предназначена для детей возраста 3–4 лет, независимо от их гендерной принадлежности.
Условия набора: без проведения дополнительного отбора.
Актуальность реализации ДОП:
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем
дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно,
какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение
тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и
внимания, подготовка к обучению письму.
Особенность данной программы
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и
мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.
Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков,
эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики. Методика программы позволяет детям
интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и
переключения внимания.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально
реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает
психического напряжения.
Уровень освоения: общекультурный
Объем и срок освоения – 70 часов, 70 дней.
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей детей через
освоение кинезиологических упражнений, развитие межполушарных связей, развитие
мелкой моторики пальцев рук, овладение изобразительными навыками.
Задачи:
Обучающие
- синхронизировать работу полушарий мозга,
- учить детей действовать и рисовать двумя руками
Развивающие
- развивать межполушарное взаимодействие с помощью нейродинамической гимнастики,
мануальных и психомоторных игр, построенных на основе кинезиологических
упражнений;
- развивать логическое, наглядно-образное, пространственное мышление детей;
- развивать зрительное внимание, зрительную и слуховую концентрацию;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать зрительно-двигательную координацию, координацию движений.
Воспитательные
- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах;
- воспитывать терпение, способность к само регуляции своих действий и самоконтролю
Планируемые результаты
Личностные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
Совершенствуют желание и умение детей самостоятельно творить, переживая
радость творчества;
2
формируется умение использовать в изобразительной продуктивной деятельности
нетрадиционные способы рисования;
формируется цветовосприятие и зрительно-двигательная координация
Метапредметные результаты:
В процессе освоения программы у обучающихся совершенствуется:
- развитие совместной работы правого и левого полушарий мозга;
- развитие когнитивных способностей (любознательность, развитое воображение,
наблюдательность);
- уверенность в собственных силах;
- способность к само регуляции своих действий, самоконтролю.
Предметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
- умеют рисовать и действовать двумя руками;
- умеют ориентироваться на листе бумаги (в тетради в клетку);
- улучшат зрительную и слуховую память, повысят концентрацию и внимание
Организационно-педагогические условия реализации ДОП
Язык реализации – государственный язык РФ-русский.
Форма обучения – очная
Особенности реализации – выставки работ
Возможность обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: не имеется.
Условия набора и формирования группы –на обучение принимаются дети от 3 до
4 лет без специального отбора на основе заявления родителей (законных представителей).
Формы организации и проведения занятий:
Формы проведения занятий: занятие, беседа, практическая работа; работа под
руководством педагога, самостоятельная работа.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: групповая
Материально-техническое оснащение:
Технические средства обучения:
- персональный ноутбук, экран
Наглядные пособия: демонстрационная доска, дидактический материал в
соответствии с темами занятий
Информационное обеспечение
Материалы для обучающихся: раздаточные материалы (акварельные краски, гуашь,
восковые и масляные мелки, свеча, карандаши простые и цветные, фломастеры, цветная
бумага, картон, природный материал, крупа …)
5. Учебный план
№ п/п
Наименование раздела программы,
темы
Количество часов
Все
го
1
Теория
Практика
5 мин
10 мин
1
«Что умеют пальчики»
2
«Солнышко» (дорисовывание лучиков)
1
5мин
10 мин
3
«Под дождём» (рисование штрихами)
1
5 мин
10 мин
4
«Украсим наши зонтики»
(рисование пальчиками)
1
5 мин
10 мин
Формы контроля
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
3
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15-16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30-31
32
«Весёлые мухоморы» (рисование
пальчиками и ребром ладони)
«Весёлые мухоморы» (аппликация)
1
5 мин
10 мин
1
5 мин
10 мин
«Осенние листья по ветру летят»
(рисование ладошками)
«Ягоды на тарелочке» - лепка
плоскостная.
«Ветка винограда с листьями»
(рисование пальчиками и ладошкой)
«Ветка рябины» (лепка)
1
5 мин
10 мин
1
5 мин
10
1
5 мин
10
1
5 мин
10
«Осенний букет в вазе» - рисование
отпечатками листьев.
«Осенняя фантазия» аппликация из
листьев
«Кладовая леса» - графические навыки.
1
5
10
1
5
10
1
5
10
«Золотая осень» (аппликация,
конструирование)
«Ягоды – грибы» - рисование двумя
руками.
«Открытка ко Дню Народного
Единства» (аппликация)
«Дикие животные. Ёжик» (рисование
жёсткой кистью)
«Волк и лиса» - оригами.
1
5
10
2
5*2
10*2
1
5
10
1
5
10
1
5
10
«Домашние животные» конструирование из бросового мат-ла
(футляров от киндер-сюрпризов)
«Цветы для мамочки» (рисование
мятой бумагой).
«Зима. Снег идёт» - аппликация с ватой
1
5
10
1
5
10
1
5
10
«Ёжики готовятся к спячке»
(рисование кругов «наращиванием)
«Животные севера» - (составление
картинок из частей, раскрашивание
картинок по образцу).
«Снежинки» - (аппликация из полосок
бумаги)
«Медведь в берлоге» (аппликация с
конструированием)
«Белые медведи на льдине» аппликация
«Ёлочки» (рисование пальчиками
обеих рук одновременно)
«Украсим ёлочки гирляндами»
(рисование пальчиками обеих рук
одновременно)
«Новогодняя открытка» - аппликация
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5*2
10*2
«Красивые фонарики» - игрушки на
ёлку
1
5
10
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
4
33
«Наш любимый дед Мороз»
(рисование ладошкой + аппликация)
«Весёлый снеговик» (рисование
жёсткой кистью «тычком»)
«Дымковская игрушка. Кони и
козлики» (роспись игрушек
пальчиками)
«Блокада Ленинграда» - «Разорванное
кольцо» - аппликация
Крючка, Злючка, Закорючка» рисование-фантазирование по мотивам
шуточной песенки.
Поможем птицам перезимовать!» конструирование кормушек из палочек.
«Снегирь» ( графические навыки)
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
43
«Забавные игры с ленточками,
платочками, шишками, шнуровками»
«Транспорт» (выкладывание по контуру
картинки из гороха и фасоли двумя
руками одновременно)
«Такие разные машины» (дорисовка
недостающих деталей: колёс, фар)
«Автобус» (конструирование)
1
5
10
44
«Светофор» (лепка)
1
5
10
45
«Наша Армия. Кораблик»
(конструирование из бумаги и
аппликация)
«Наша Армия. Кораблик» (дорисовка
пальчиками). Подарок к 23 февраля.
«Самолёт» - (раскрашивание,
дорисовка недостающих деталей)
«Танк» (лепка и конструирование)
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
«Букет для любимой мамочки»
(конструирование)
Тюльпаны для бабушки» - (рисование
2-мя руками)
«Это мамочка моя» - рисование
портретов мам.
«Тёмные проталины на полях видны...»
- картинка про весну (рисование
ладошками и пальчиками)
«Посуда»: лепка (барельеф)
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
57
Роспись посуды (составление узора
крупой)
«Рыбка с сюрпризом» (складывание
бумаги «кармашком»)
«Книжки-малышки» - конструирование
с элементами рисования
«Подснежники» - лепка (барельеф)
1
5
10
58
«Бегут ручьи» - графические навыки
1
5
10
34
35
36
37
38
39
40
41
42
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
5
59
«Звёздное небо» - аппликация
1
5
10
60
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
64
«Космос» - нетрадиционная техника
рисования мыльными цветными
пузырями.
«Ракеты, звёзды и кометы» (рельефная
лепка)
«Животные жарких стран» графические навыки, раскрашивание
пальчиками
«День Победы» - Праздничный салют»
(рисование пальчиками)
Рисование двумя руками: «Листочки»
1
5
10
65
«Рисование двумя руками: «Ландыши»
1
5
10
66
«Живые облака» - обрывная
аппликация
«Одуванчики в траве» (рисование
пальчиками и ладошкой)
«Божья коровка» (аппликация и
дорисовка пальчиками)
«С днём Рождения, милый город!»
«Ростральные колонны» (лепка)
Итоговое
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
61
62
63
67
68
69
70
Всего часов
70
ч
350мин
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
700 мин
6
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной
программы « Умные пальчики» на 2025 – 2026 учебный год
Педагог: Крамаренко М.В.
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала окончания учебных
учебных
учебных
обучения занятий занятий
недель
дней
часов
1 год
01.09.2025 29.05.2025
36
70
70
Режим занятий
2 раза в неделю
по 1 часу
\
7
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Умные пальчики»
Срок освоения: 70 дней
Возраст обучающихся: 3 - 4 года
Разработчик:
Крамаренко М.В.
педагог дополнительного образования
8
Задачи:
Обучающие
- синхронизировать работу полушарий мозга,
- учить детей действовать и рисовать двумя руками
Развивающие
- развивать межполушарное взаимодействие с помощью нейродинамической гимнастики,
мануальных и психомоторных игр, построенных на основе кинезиологических
упражнений;
- развивать логическое, наглядно-образное, пространственное мышление детей;
- развивать зрительное внимание, зрительную и слуховую концентрацию;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать зрительно-двигательную координацию, координацию движений.
Воспитательные
- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах;
- воспитывать терпение, способность к само регуляции своих действий и самоконтролю
Содержание программы
Раздел, темы
1.
«Что умеют
пальчики»
Пальчиковые
игры.
Диагностика
Теория
Проведение диагностики у
детей, посещающих
кружок - выявить
ведущую руку.
2 «Солнышко»
(дорисовка
лучиков)
Загадка о солнце.
Обучение приёму
дорисовки лучиков солнца
по кругу.
Развитие восприятия в
ходе самостоятельного
выбора цвета.
Закрепление правила
выполнения
кинезиологических
упражнений.
Развитие умения чётко
следовать инструкциям
воспитателя.
Рассматривание
иллюстраций, пейзажей с
дождём. Беседа о видах
дождя, об изображении
3.
«Под дождём»
(рисование
штрихами)
Практика
Организационная игра
«Познакомимся»
Знакомство с группой, правила
поведения на занятиях.
Массажный, колючий мяч –
раскатываем в ладошках,
сжимаем, расслабляем,
обкатываем по столу.
Д/игра «Хваталки»
Физминутка «Вот мы в лес
пошли…»
Пальчиковая игры: «Пальчики
здороваются»,
«1.2.3.4.5, будем пальчики
считать…».
Д/игра «Бирюльки», разрезные
картинки.
Пальчиковая игра «Переверни
ладошки».
Выполнение
кинезиологических
упражнений. Рассматривание
картинок солнца.
Дорисовка лучиков солнца.
Игра «Угадай на ощупь».
Контроль
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Пальчиковая гимнастика «Вот
мы в лес пошли…»
Рассматривание иллюстраций
«Дождь в лесу».
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
9
дождя на картинах.
Обучение приёму
нанесения тонких штрихов
на рисунок. Учить
аккуратной работе с
простым карандашом.
4.
«Украсим наши
зонтики»
(рисование
пальчиками)
5.
«Весёлые
мухоморы»
(рисование
пальчиками и
ребром ладони)
Обучение приёму
рисования отпечатками
пальчиков, располагать
отпечатки внутри контура
предмета.
Определение способа
выполнения работы.
Беседа о грибах:
«Съедобные и
несъедобные».
Пальчиковая гимнастика.
Обучение приёму
рисования отпечатками
пальчиков и ребром
ладони.
6.
«Весёлые
мухоморы»
(аппликация)
Беседа о лесных дарах. Д/и
«Что нам осень
принесла?»
Составление изображений
грибов из частей,
приклеивание готовых
форм.
Техника безопасности при
работе с клеем.
7.
«Осенние
листья по ветру
летят»
(рисование
ладошками)
Рассматривание осенних
листьев. Беседа.
Обучение приёму
рисования отпечатками
ладошек. Располагать
изображение по всему
листу.
Техника безопасности при
работе с красками.
8. «Ягоды на
тарелочке» лепка
плоскостная.
Обучение скатыванию
кусочков пластилина в
форме шариков,
прикрепление к листу
бумаги, создавая
композицию. Техника
безопасности при работе с
пластилином.
Определение способа
выполнения работы.
Наблюдение за показом
способа выполнения.
Выполнение работы.
Д/игра «Собери грибочки в
корзинки».
Пальчиковая игра «Кулак,
ребро, ладонь»
Рассматривание иллюстраций
«Зонтики»
Украшение зонтиков узором.
Массаж пальчиков и ладоней
шишками.
Д/и «Разложи по корзинкам
грибы»
Пальчиковая игра «Шаги»
Определение способа
выполнения работы.
Наблюдение за показом
способа выполнения.
Выполнение работы.
Беседа «Что нам осень
принесла».
Д/и «Разложи по корзинкам»
Пальчиковая игра «Шаги»
Определение способа
выполнения работы.
Наблюдение за показом
способа выполнения.
Выполнение работы.
Массаж пальчиков и ладоней
«Полянка»
Пальчиковая гимнастика
«Осенние листья по ветру
летят…»
Рассматривание образца.
Определение способа
выполнения работы.
Наблюдение за показом
способа выполнения.
Рисование отпечатками
ладошек листьев.
Кинезиологическое упр.
«Собери листочки двумя
руками»
Беседа о ягодах. Речь с
движением «Мы чернику
собирали...»
Рассматривание образца.
Наблюдение за показом
способа выполнения.
Самостоятельное выполнение
работы.
Наблюдение,
опрос
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
опрос
10
9.
«Ветка
винограда с
листьями»
(рисование
пальчиками и
ладошкой)
Обучение приёму
рисования отпечатками
пальчиков и ладошкой.
Располагать отпечатки
внутри контура предмета
10.
«Ветка
рябины»
(лепка)
Обучение скатыванию
кусочков пластилина в
форме шариков и
колбасок, прикрепление к
листу бумаги, создавая
композицию. Техника
безопасности при работе с
пластилином.
11.
Обучение приёму
«Осенний букет нанесения краски на
в вазе» листья, отпечатывания
рисование
контуров листьев на
отпечатками
бумаге в определённом
листьев.
порядке, чтобы получился
букет.
Обучение составлению
букета из листьев в вазе.
12.
«Осенняя
фантазия»
аппликация из
листьев
13.
«Кладовая
леса» графические
навыки.
14.
«Золотая
осень»
(аппликация,
конструирован
ие)
Обучение составлению
картинки из листьев по
своему желанию.
Обучение приклеиванию
листьев к бумаге.
Правила безопасности при
работе с клеем.
Беседа о лесных дарах.
Д/и «Что нам осень
принесла?»
Закрепление навыка
группировки предметов по
разным признакам.
Пальчиковая гимнастика.
Правила выполнения
штриховки. Самомассаж
рук.
Обучение составлению
композиции осеннего леса
из листьев.
Обучение приклеиванию
листьев к бумаге.
Правила безопасности при
работе с клеем.
Кинезиологическое упр.
«Ягоды – грибы»
Пальчиковая гимнастика
«Обнимашки»
Д/и «Собери жёлуди двумя
руками»
Рассматривание готового
образца.
Анализ последовательности
действий.
Самостоятельное выполнение
работы.
Пальчиковая гимнастика
«Птички на ветке ягодки
клюют…» Рассматривание
образца. Выполнение поделок.
Украшение работы на свой
вкус.
Игра «Ягоды, грибы»
Пальчиковая гимнастика
«Ветер дует нам в лицо…»
Д/игра «С какого дерева
листок?»
Рассматривание готового
образца.
Анализ последовательности
действий.
Самостоятельное выполнение
работы
Рассматривание картинок,
составленных из листьев.
Д/игра «Назови картинку», «На
что похоже?»
Выбор листьев для картинки.
Составление изображения,
приклеивание.
Беседа «Что нам осень
принесла».
Д/и «Разложи по корзинкам»
Пальчиковая игра «Шаги»
Определение способа
выполнения работы.
Наблюдение за показом
способа выполнения.
Выполнение работы.
Массаж пальчиков и ладоней
«Полянка»
Пальчиковая гимнастика
«1,2,3,4,5…» Рассматривание
иллюстраций картин И.
Левитана, Поленова,
Васнецова. Беседа.
Выбор листьев для работы.
Наблюдение за показом
способа выполнения.
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
11
15-16.
«Ягоды-грибы»
(рисование
двумя руками)
Техника рисования 2-мя
руками одновременно.
Правило раскрашивания.
Техника безопасности при
работе с карандашами.
17.
«Открытка ко
Дню Народного
Единства»
(аппликация)
Рассказ-презентация о Дне
Народного Единства.
Открытка ко Дню
Народного Единства.
Техника выполнения.
Техника безопасности при
работе с ножницами,
клеем, бумагой.
18.
«Дикие
животные.
Ёжик»
(рисование
жёсткой
кистью)
Упражнения с
пальчиками. Правило
соединение точек одной
линией, нанесение краски
жёсткой кистью.
Последовательность
выкладывания из фасоли
фигурок животных.
Правила Т.Б. при работе с
мелкими предметами, с
красками.
Искусство оригами.
Базовая форма –
«треугольник».
Последовательность
выполнения поделок волка
и лисы.
Правила Т.Б. при работе с
ножницами, бумагой,
клеем.
Последовательность
конструирования фигурок
дом. животных из
бросового материала
(футляров от киндерсюрпризов).
Правила Т.Б. при работе с
пластилином.
Кинезиологические упр.
для пальчиков.
19.
«Волк и лиса» оригами.
20.
«Домашние
животные» конструирован
ие из бросового
мат-ла
(футляров от
киндерсюрпризов)
Самостоятельное выполнение
работы.
Речь с движением «Вот мы в
лес пошли, белый гриб
нашли...»
Игра «Выложи ягоды - грибы».
Конструирование из
природного материала (шишек,
желудей, палочек)
Кинезиологические
пальчиковые упр. «Зайчики и
грибочки»
Рисование двумя руками
одновременно.
Раскрашивание рисунков.
Пальчиковая гимнастика
«Обнимашки»
Д/и «Собери жёлуди»
Рассматривание готового
образца.
Анализ последовательности
действий.
Выбор цвета фона,
изображения.
Аппликация «Открытка ко Дню
Народного Единства»
Пальчиковая гимнастика: «На
лужок», «Мишки», «Волк и
лиса», «Зайка», «Мышка»,
«Ежик».
Фигурки из пальчиков «Ежик»,
«Зайчик»
Соединение точек одной
линией «Ёжик», Раскрашивание
жёсткой кистью.
Выкладывание из фасоли
фигурок животных.
Пальчиковая гимнастика
«Лисичка-сестричка…»
Рассматривание образца.
Выполнение поделок.
Украшение работы на свой
вкус.
Игра «Пальчиковый театр.
Сказка «Лисичка-сестричка и
серый волк»
Упражнение для пальчиков «Собираем жёлуди для поросят
2-мя руками одновременно»
Физ. Минутка «Игры с
маленьким мячом»
(подбрасываем, катаем между
ладошками). Конструирование
выбранного животного.
Д/игра «Узнай на ощупь фигуру
животного».
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
12
21.
«Цветы для
мамы» рисование
мятой бумагой.
Техника рисования мятой
бумагой.
Техника нанесения краски
на мятую бумагу.
Соблюдение Т,Б. при
сминании бумаги.
22.
«Зима. Снег
идёт» аппликация с
ватой
Знакомство с обрыванием
бумаги по контуру
изображения, скручивание
комочков из ваты.
Техника безопасности при
работе с бумагой, клеем,
ватой.
23.
«Ёжики
готовятся к
спячке»
(рисование
кругов
«наращиванием
»)
Обучение рисованию
кругов по спирали
«наращиванием» 2-мя
руками одновременно.
Учить дорисовывать
самостоятельно
недостающие детали.
Соблюдение техники
безопасности при работе с
2-мя карандашами
одновременно.
Речь с движением.
Упражнения с
пальчиками. Обучение
раскрашиванию картинок
животных по образцу.
Разрезные картинки на
тему «Животные Севера».
Правила Т.Б. при работе с
карандашом и воск.
Мелками
Обучение составлению
снежинки из полосок
бумаги.
Совершенствование
техники работы с клеем.
Правила Т.Б. при работе с
клеем. Кинезиологические
упр. для пальчиков.
Речь с движением:
«Мишка, мишенька,
медведь…» Упражнения с
пальчиками. Графические
навыки: рисование
снежинок на «берлоге».
24.
«Животные
севера» (составление
картинок из
частей,
раскрашивание
картинок по
образцу).
25.
«Снежинки» (аппликация из
полосок
бумаги)
26.
Медведь в
берлоге»
(аппликация с
конструирован
ием)
Пальчиковая гимнастика
«Семья», «Этот пальчикдедушка...» Рассматривание
готового образца.
Анализ последовательности
действий.
Рисование мятой бумагой
«Цветы»
Игры с фасолью, мелкими
камушками: «Угадай-ка»
Пальчиковая гимнастика
«Снежный ком».
Фигурки из палочек «Санки»
«Сказочный иней» (обрывание
из бумаги по контуру)
«Снег идёт» (наклеивание на
трафарет ёлки мелких ватных
комочков)
Загадка про ёжика.
Речь с движением «Ёжик
маленький такой…»
Рисованию кругов по спирали
«наращиванием» 2-мя руками
одновременно.
Самостоятельное
дорисовывание недостающих
деталей.
Наблюдение
Пальчиковая гимнастика
«Животные севера»
Графические навыки:
раскрашивание по образцу.
Составление изображений из
разрезных картинок на тему
«Животные Севера».
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Загадка о снежинке.
Пальчиковая гимнастика
«Белый снег пушистый…»
Изготовление снежинок из
полосок бумаги, приклеивание.
Украшение группы.
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Пальчиковая гимнастика
«Животные севера»
Приклеивание готовых форм по
образцу. Работа с карандашом,
с ватой и клеем: «берлога».
Самостоятельные игры с
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
13
27.
«Белые
медведи на
льдине» аппликация
28.
«Ёлочки»
(рисование
пальчиками
обеих рук
одновременно)
Аппликация. Правила Т.Б.
при работе с карандашом,
ватой, клеем.
Речь с движением.
Упражнения с
пальчиками. Графические
навыки: работа по
трафарету. Аппликация.
Правила Т.Б. при работе с
карандашом и воск.
мелками, ватой, клеем,
магнитами.
Беседа о ёлочке.
Рассматривание картинки
«Ёлочка».
Обучение рисованию
веток ёлочки пальцами
обеих рук одновременно.
29.
«Украсим
ёлочки
гирляндами»
(рисование
пальчиками
обеих рук
одновременно)
Последовательность и
техника изготовления
бумажных фонариков для
украшения ёлки.
Кинезиологические
упражнения для пальцев
рук.
30-31.
«Новогодняя
открытка» аппликация
Беседа о новогоднем
празднике, новогодних
открытках.
Техника выполнения.
Техника безопасности при
работе с ножницами,
клеем, бумагой.
32.
«Красивые
фонарики» игрушки на
ёлку
Последовательность и
техника выполнения
фонариков для украшения
ёлки. Кинезиологические
упр. для пальчиков
«Фонарики»
33.
«Наш любимый
дед Мороз»
(рисование
ладошкой +
аппликация)
Беседа «Наш любимый
Дед Мороз»
Рассматривание образца.
Наблюдение за техникой
выполнения работы.
Т.Б. при работе с
красками, клеем, при
нанесение краски на
ладошку.
Беседа о снеговиках.
Обучение рисованию
34.
магнитами «Поймай рыбку
медведю»
Пальчиковая гимнастика
«Животные севера»
Обведение трафарета медведя.
Работа с ножницами, с ватой и
клеем: «льдины». Работа с
восковыми мелками: море.
Самостоятельные игры с
магнитами «Поймай рыбку
медведю»
Речь с движением: «Ёлочкакрасавица…»
Рассматривание образца.
Выяснение последовательности
работы, наблюдение за
выполнением работы.
Самостоятельное рисование
веточек 2-мя руками
одновременно.
Пальчиковая гимнастика.
«Фонарики цветные».
Рисование фонариков по
образцу.
Физ. минутка «На ёлку».
Кинезиологические
упражнения для пальцев рук:
«Сортируем бусины по цвету
(размеру)»
Речь с движением: «Снежный
кролик».
Рассматривание образца.
Определение
последовательности операций.
Создание композиции. Физ.
Минутка «Снежинки»
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Пальчиковая гимнастика.
«Фонарики цветные».
Конструирование фонариков по
образцу.
Физ. минутка «На ёлку».
Украшение игрушек по выбору
детей.
Отгадывание загадки про деда
Мороза.
Рассматривание игрушки «Дед
Мороз», перечисление внешних
признаков.
Выполнение работы: рисование
ладошкой, приклеивание
шапочки.
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Чтение стиха Е. Благининой
«Снеговик».
Наблюдение,
изучение
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
14
«Весёлый
снеговик»
(рисование
жёсткой
кистью
«тычком»)
35.
«Дымковская
игрушка. Кони
и козлики»
(роспись
игрушек
пальчиками)
снеговиков жёсткой
кистью. Способы
рисования «тычком».
Техника выполнения и
украшения поделки.
Кинезиологические упр.
для пальчиков: рисование
кругов 2-мя руками
одновременно.
Беседа о Дымковских
игрушках.
Знакомство с элементами
росписи.
Техника выполнения
росписи вырезанных
игрушек
Т.Б. при работе с
красками.
36.
«Блокада
Ленинграда» «Разорванное
кольцо» аппликация
Беседа о блокаде
Ленинграда.
Рассматривание фото
памятника «Разорванное
кольцо». Анализ образца.
Техника выполнения
поделки из нескольких
симметричных частей.
Подбор деталей по
размеру. Оформление
работы
37.
Стихотворение «Крючка,
Крючка,
Злючка, Закорючка» Г.
Злючка,
Лагздынь. План работы.
Закорючка» Рисование закорючек 2-мя
рисованиеруками. Сюжет из
фантазирование «закорючек».
по мотивам
шуточной
песенки.
38.
«Поможем
птицам
перезимовать!»
конструирован
ие кормушек из
палочек
Обучение изготовлению
кормушек из палочек.
Правила Т.Б. при работе с
клеем. Кинезиологические
упр. для пальчиков:
«Птички»».
39.
Беседа о зимующих
птицах. Речь с движением.
Пальчиковая гимнастика
«Снежный кролик».
Показ образца, анализ.
Составление плана работы.
Работа по образцу. Оформление
работ.
деятельности
детей
Пальчиковая гимнастика
«Играем на пианино 2-мя
руками»
Рассматривание элементов
росписи Дымковской игрушки.
Д/И «Продолжи узор»
Роспись вырезанных игрушек
пальчиками.
Самомассаж еловыми шишками
– раскатываем в ладошках,
сжимаем, расслабляем,
обкатываем по столу
Пальчиковая гимнастика
«Кольцо», «Танки»
Рассматривание образца.
Приклеивание симметричных
деталей. Сборка.
Пальчиковая гимнастика
«Пальчики идут в гости,
здороваются». Украшение
поделки
Наблюдение,
изучение
деятельности
детей
Речь с движением «Небылицы»
по К. Чуковскому.
Чтение шуточного стих.
«Крючка, Злючка, Закорючка»
Г. Лагздынь. Рассматривание
иллюстраций, шуточных
картинок.
Анализ работы. Составление
плана работы, подбор
материалов. Рассказ о своей
работе – небылице.
Пальчиковая гимнастика
«Птички».
Игра с палочками Кюизенера
«Кормушки для птиц».
Физ. минутка «Воробьи,
вороны»
Самостоятельная деятельность:
составление кормушек из
полосок бумаги, приклеивание.
Разрезные картинки «Узнай
птичку»
Рассматривание образца.
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
15
«Снегирь»
(графические
навыки)
40.
«Забавные
игры с
ленточками,
платочками,
шишками,
шнуровками»
Упражнения с
пальчиками. Графические
навыки: соединение точек
одной линией. Рисование
оперения штрихами.
Правила Т.Б. при работе с
мелкими предметами, с
карандашом.
Правила игр «Вытяни
ленточку», «Крокодил».
Техника шнуровки
ботинок, завязывания
бантика.
Координация речи с
движением, координация
рук. Рисунок по точкам,
закрашивание готовых
изображений.
Наблюдение за показом
способа выполнения.
Самостоятельное выполнение
работы.
Кинезиологическое упр.
«Собери корм для птичек»
двумя руками»
деятельности
воспитанников
Игры с шишками. Игра
"Вытягиваем ленточку"
(предложить сначала двумя,
потом тремя пальчиками
вытянуть ленточку
определенного цвета).
"Шнуровки" (продевание
шнурка в отверстие по
подражанию), завязывание
бантика. Физ. Минутка: «Маша
варежку надела». «Крокодил» постепенное собирание платка
в кулачки. 2-мя руками.
«Обведи по точкам, раскрась».
Пальчиковая гимнастика
«Мастер шкафчик мастерил»,
«Кулак-ребро-ладонь».
Выкладывание из палочек,
спичек, фасоли различных видов
транспорта.
Графические навыки: «Дорисуй
картинку и раскрась её».
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
41.
«Транспорт»
(выкладывание
по контуру
картинки из
гороха и
фасоли двумя
руками
одновременно)
42.
«Такие разные
машины»
(дорисовка
недостающих
деталей: колёс,
фар)
Кинезиологические
упражнения.
Беседе о транспорте.
Загадки и картинки с
видами транспорта.
Графические навыки
Загадки о транспорте.
Рассматривание картинок
с изображением
транспорта. Называние
частей машины.
Совершенствовать умение
дорисовывать
недостающие детали
круглой формы.
Пальчиковая гимнастика «Едет,
едет грузовик…».
Рассматривание образца.
Обводка шаблона машины (по
выбору). Дорисовка
недостающих деталей: колёс,
фар. Раскрашивание и
украшение машин.
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
43.
«Автобус»
(конструирован
ие)
Беседа о пассажирском
транспорте.
Рассматривание образца,
выяснение
последовательности
действий.
Беседа о ПДД
Назначение светофора.
Рассматривание образца,
выяснение
последовательности
лепки. Т.Б. при работе с
пластилином.
Д/игра «Назови транспорт»,
«Что забыл нарисовать
художник».
«Собери автобус из деталей»
Выполнение аппликации.
Наблюдение
П/И «Светофор»
Д/И «Собери светофор
правильно»
Выполнение работы по
образцу.
Расстановка светофоров на
«проезжей части».
Пальчиковая гимнастика:
«Пешеходы»
Наблюдение
44.
«Светофор»
(лепка)
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
16
45.
«Наша Армия.
Кораблик»
(конструирован
ие из бумаги и
аппликация)
46.
«Наша Армия.
Кораблик»
(дорисовка
пальчиками).
Подарок к 23
февраля.
Обучение
конструированию
кораблика из бумаги,
учить аккуратной работе с
бумагой и клеем.
Знакомство с праздником
23 февраля.
Словесные игры.
Пальчиковая гимнастика.
Совершенствование
умения украшать поделку,
дорисовывая недостающие
детали пальчиками.
47.
1)
«Самолёт» (раскрашивание
, дорисовка 2)
недостающих
деталей)
Беседа о летательных
аппаратах. Части
самолёта.
Техника дорисовки
недостающих деталей и
раскрашивания самолёта.
48.
«Танк»
(лепка и
конструирован
ие)
Знакомство с военной
техникой. Обучение лепке
танка. Уточнить
представления о строении
танка, способе крепления
деталей. Правила игры
«Найди и назови игрушки
военной техники».
49.
«Букет для
любимой
мамочки»
(конструирован
ие)
Обучение приёмам
наклеивания цветов.
Учить украшать вазу по
собственному выбору.
Д/игра «Назови цветы».
Соотнесение предметов со
словесным обозначением.
Приём выкладывания
узора из спичек двумя
руками.
50.
Тюльпаны для
бабушки» (рисование 2мя руками
одновременно)
Координация речи с
движением. Инструкция
по выкладыванию
тюльпана из палочек.
Техника рисования
тюльпана 2-мя руками
одновременно. «Разрезные
картинки»,
Пальчиковая гимнастика
«Солдаты», «Бойцы-молодцы».
Фигурки из палочек «Танк»,
«Кораблик», «Флажок».
Самомассаж карандашами.
Конструирование из бумаги
кораблика, приклеивание на
лист бумаги.
Наблюдение
Массаж для пальчиков.
Чтение стиха «Мы играем с
братом» Г. Лагздынь.
Физ. Минутка «Помощники»
Рассматривание образца
корабля.
Украшение кораблей по
образцу
Кинезиологическая игра
«Самолёты» 2-мя руками
одновременно: «Вверх, вниз,
вправо, влево»
Дорисовка недостающих
деталей. Раскрашивание
самолёта.
. Пальчиковая гимнастика:
«Солдаты на зарядке»
Анализ поделки «танк»
Физ. минутка «Солдатики»
Лепка «танк»
Ищем в сухом бассейне
фигурки солдатиков, военной
техники.
Самостоятельная работа:
«Укрась танк»
Пальчиковая гимнастика
«Мамочка».
«Подарок для мамы» выкладыванию узора из спичек
двумя руками.
Физ. минутка «Киска ниточки
мотала»
Рассматривание образца
поделки.
Самостоятельная деятельность:
наклеивание цветов.
Украшение вазы по
собственному выбору.
Пальчиковая гимнастика
«Солнышко»
Чтение стиха Г. Лагздынь «8
марта»
Физ. минутка «Солнышко
лучистое»
Фигурки из палочек
«Тюльпан».
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
17
51.
«Это мамочка
моя» рисование
портретов мам
Знакомство с портретом.
Приём рисования кругов,
овалов (лица мам).
Ритмический способ
нанесения штрихов
(волосы).
52.
«Тёмные
проталины на
полях видны...»
- картинка про
весну
(рисование
ладошками и
пальчиками)
Беседа о весне.
Рассматривание картинок
про весну.
Инструкция к получению
изображения растений
пальчиками и ладошками,
сложенными в кулак.
Техника рисования
гуашью.
53.
«Посуда»:
лепка барельеф
Беседа о посуде.
Знакомство с барельефом.
Техника лепки посуды
способом «Барельеф».
Т.Б. при работе с
пластилином
54.
Знакомство с росписью
Роспись посуды посуды. Правила
(составление
составления узора.
узора крупой)
55.
«Рыбка с
сюрпризом»
(складывание
бумаги
«кармашком»)
Техника складывания
бумаги «кармашком».
Приём изображения
«сюрприза»: «что могла
проглотить рыбка?».
56.
«Книжкималышки» -
Техника работы с бумагой
и клеем. Приём создания
книжки: складывать
Рисование двумя руками
одновременно «Тюльпаны»
Самостоятельная деятельность:
«Разрезные картинки», «Сложи
узор».
. Пальчиковая гимнастика
«Цветочек»
Подвижная игра «Подарок
маме»
Рисуем причёску мамы нанесение коротких и длинных
штрихов. Ритмический способ
нанесения штрихов.
Самостоятельная деятельность:
Обводим цветок по трафарету и
раскрашиваем цветными
карандашами.
Пальчиковая гимнастика
«Весна»
Рассматривание образца
картинки про весну.
Выполнение работы по
образцу.
Физ. минутка «Вышел Мишка
из берлоги»
Самостоятельная деятельность:
Шнуровка «Цветок»
Чтение сказки «Федорино горе»
(отрывок)
Д/И «Назови посуду»
Пальчиковые игры: «Мы
посуду мыли»
Лепка выбранной посуды
способом «барельеф»
Пальчиковая гимнастика. "Как
у бабушки Федоры...".
"Что у кого?" (разглаживание
скомканных шариков листов
бумаги с изображениями
посуды).
Украшение посуды узорами из
фасоли, крупы.
Физ. Минутка «Самовар»
Пальчиковая гимнастика:
«Рыбка весело плескалась...»
Рассматривание образца.
Складывание бумаги
«кармашком»
Рисование или приклеивание
«сюрприза»: «что могла
проглотить рыбка?».
Самостоятельные игры:
«Рыбалка» с магнитами.
Отгадывание загадки про
книгу.
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
18
(конструирован
ие с
элементами
рисования)
бумагу «книжкой»,
создавать книжкумалышку, простейшие
иллюстрации на стр. книги
57.
«Подснежники
» - лепка
(барельеф)
Барельеф. Правила лепки
барельефа
«Подснежники».
Совершенствование
приёмов работы с
пластилином. Приём
рисования 2-мя руками
одновременно.
58.
«Бегут ручьи»
(графические
навыки)
Техника работы с
карандашом. Правила
нанесения ломаных и
извилистых линии (ручьи),
не выходя за контур
(берег).
59.
«Звёздное
небо» рисование
восковыми
мелками и
акварелью
Беседа по картине со
звёздным небом.
Техника рисования звёзд
восковыми мелками.
Техника рисования фона
акварелью.
60.
«Космос»
(нетрадиционна
я техника
рисования
мыльными
цветными
пузырями)
61.
«Ракеты,
звёзды и
кометы»
(рельефная
лепка)
Дать понятие о космосе,
планетах.
Способ рисования
мыльными пузырями.
Приёмы раскрашивания,
дорисовки планет, звёзд.
Совершенствовать приёмы
рельефной лепки,
развивать воображение.
Вызвать интерес к
созданию рельефных
космических
изображений.
Инициировать поиск
собственных средств и
приёмов изображения.
Техника работы с
палочками, пластилином.
Пальчиковая гимнастика
«Листаем книгу»
Рассматривание образца.
Анализ работы.
Складывание полоски бумаги
на 2 части.
Оформление работы: рисование
картинок на страничках.
Пальчиковая игра
"Подснежники", "Чудесный
мешочек"
Рассматривание иллюстраций
подснежников.
Самостоятельная деятельность:
«Подснежники» - барельеф.
Игры: «Рисуем 2-мя руками».
воспитанников
Пальчиковая гимнастика
«Весенний дождик»
Рассматривание иллюстраций
разных ручейков.
Самостоятельная деятельность:
провести ломаные и
извилистые линии (ручьи), не
выходя за контур (берег).
Дополнение работы: рисование
лодочек, деревьев...
Пальчиковая гимнастика «В
небе звёздочки горят…».
Рассматривание картины
«Звёздное небо»
Показ алгоритма выполнения
работы восковыми мелками и
акварелью. Самостоятельная
работа.
Пальчиковая гимнастика
«Планеты».
Рисование планет мыльными
пузырями.
Раскрашивание и рисование
планет, звёзд.
Физ. минутка «Летит ракета»
Рассказ о своей работе.
Пальчиковая гимнастика
«Космонавты идут к ракете»
«Собери ракету» (из палочек).
«Ракеты, звёзды и кометы»
(рельефная лепка)
"Пролетает самолет" (развитие
общей моторики)
Самостоятельная деятельность:
Размещение вылепленных
изделий на рисунке «Космос»,
созданного на прошлом
занятии.
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
19
62
«Животные
жарких стран» графические
навыки,
раскрашивание
пальчиками
Приёмы работы с мелкими
предметами: горохом,
фасолью. Техника
выкладывания контура
животных горохом и
фасолью 2-мя руками.
Приёмы раскрашивания.
Правила игр.
63.
«День Победы»
- Праздничный
салют»
(рисование
пальчиками)
Познакомить детей с
праздником 9 мая – днём
Победы.
Совершенствовать приёмы
рисования пальчиками.
64.
Рисование
двумя руками:
«Листочки»
Беседе о весне, признаках
весны.
Техника рисования двумя
руками одновременно.
Правила раскрашивания.
65.
«Рисование
двумя руками:
«Ландыши»
66.
«Живые
облака» обрывная
аппликация
67.
«Одуванчики в
траве»
(рисование
пальчиками и
ладошкой)
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Беседа о цветущих
растениях в мае.
Загадка о ландышах.
Рассматривание картинки
«Ландыши».
Техника рисования двумя
руками одновременно.
Правила раскрашивания
. Пальчиковая гимнастика "В
жарких странах"
Раскрашивание животных
жарких стран.
Физ. минутка «Слон идёт, змея
ползёт»
Выкладываем из гороха и
фасоли выбранное изображение
животного по контуру.
Д/И «Кто это?» в «чудесном
мешочке».
Пальчиковая гимнастика
«Дружно строем идём»,
«Шарики», «Салют».
Рассматривание иллюстраций с
салютом.
Физ. минутка «На параде»
Анализ образца работы.
Создание праздничной
открытки с салютом.
Пальчиковая гимнастика: «Мы
по лесенке идём»
Рисование двумя руками:
«Листочки»
Физ. Минутка «Вот мы в лес
пошли»
Коллективная работа с
липучками «Оденем деревья в
зелёный наряд»
Самостоятельная работа:
Выбираем ягоды - бусинки из
крупы, «Раскрась картинку».
Речь с движением: «Родился
ландыш в майский день...»
Разучивание загадки о
ландышах.
Рисование двумя руками:
«Ландыши».
Раскрашивание изображений,
дорисовка по желанию.
Беседа об облаках.
Правила работы с
бумагой. Аппликация
способом обрывания
бумаги на кусочки. Приём
работы с клеем.
Правила техники
безопасности при работе с
бумагой, клеем.
Учить передавать
изображение с помощью
отпечатков пальчиков и
ладошек. Развивать
интерес к новому,
необычному в рисовании.
Пальчиковая игра «Облака
бегут быстрей...»
Чтение стихотворения В.
Шипуновой «Облака». Беседа.
Рассматривание репродукций
художников.
Д/и «На что похоже облако?»
Самостоятельная деятельность:
выполнение аппликации
Пальчиковая гимнастика «Эти
нежные цветы…»
Рассматривание иллюстраций,
фотографий одуванчиков.
Беседа. Способ рисования
отпечатками ладошек и
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
20
Подбор цветовой гаммы.
Навык работы с красками.
68.
«Божья
коровка»
(аппликация и
дорисовка
пальчиками)
Совершенствование
знаний о насекомых.
Правила работы с
бумагой, клеем. Учить
собирать картинку из
частей, приклеивать к
листу, дорисовывать
недостающие детали
пальчиками.
69.
«С днём
Рождения,
милый город!»
«Ростральные
колонны»
(лепка)
Знакомство с
Ростральными колоннами.
Совершенствовать умения
в работе с пластилином.
Учить лепить Ростральные
колонны. Развивать
самостоятельность,
внимание, координацию
рук
70.
Итоговое
пальчиков по образцу. Подбор
цветовой гаммы.
Выполнение работы.
. Пальчиковая игра «Жуки...»
Чтение стихотворения В.
Шипуновой «Божья коровка».
Рассматривание фотографий,
картинок с божьими коровками.
Д/и «Сколько точек у божьей
коровки?», «У кого больше?»
Рассматривание образца.
Самостоятельная деятельность:
сборка, приклеивание и
дорисовка пальчиками.
Речь с движением «Люблю по
городу гулять...»
Беседа о городе.
Д/игра «Узнай
достопримечательность»
Рассматривание образца. Лепка.
Пальчиковая гимнастика
«бабочка».
Массаж рук с помощью
колючего мяча.
Речь с движением «Шевелились
у цветка все 4 лепестка...»
Рассматривание образца.
Самостоятельная деятельность:
рисование по точкам, по
клеткам, двумя руками
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение
изучение
деятельности
воспитанников
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников
21
Календарно - тематический план
Тема занятия.
Краткое содержание
1. «Что умеют пальчики»
2. «Солнышко» дорисовывание лучиков
3. «Под дождём» рисование штрихами
4. «Украсим наши зонтики» рисование пальчиками
5. «Весёлые мухоморы» (рисование пальчиками и ребром
ладони)
6. «Весёлые мухоморы» аппликация
7. «Осенние листья по ветру летят»
Количество
часов
очно
план факт
1
1
1
1
Дата
планируем
ая
Дата
фактическая
02.09.25
04.09.25
09.09.25
11.09.25
1
16.09.25
1
1
18.09.25
23.09.25.
8. «Ягоды на тарелочке» - лепка плоскостная.
9. «Ветка винограда с листьями»
(рисование пальчиками и ладошкой)
10. «Ветка рябины» (лепка)
11. «Осенний букет в вазе» - рисование отпечатками листьев.
12. «Осенняя фантазия» аппликация из листьев
13. «Кладовая леса» - графические навыки.
14. «Золотая осень» (аппликация, конструирование)
15-16. «Ягоды – грибы» - рисование двумя руками.
1
1
25.09.25
02.10.25
1
1
1
1
1
2
17. «Открытка ко Дню Народного Единства» (аппликация)
18. «Дикие животные. Ёжик» (рисование жёсткой кистью)
19. «Волк и лиса» - оригами.
20. «Домашние животные» - конструирование из бросового
мат-ла (футляров от киндер-сюрпризов)
21. «Цветы для мамочки» (рисование мятой бумагой).
22. «Зима. Снег идёт» - аппликация с ватой
23. «Ёжики готовятся к спячке» (рисование кругов
«наращиванием)
24. «Животные севера» - (составление картинок из частей,
раскрашивание картинок по образцу).
25. «Снежинки» - (аппликация из полосок бумаги)
26. «Медведь в берлоге» (аппликация с конструированием)
27. «Белые медведи на льдине» - аппликация
28. «Ёлочки» (рисование пальчиками обеих рук
одновременно)
29. «Украсим ёлочки гирляндами» (рисование пальчиками
обеих рук одновременно)
30. «Новогодняя открытка» - аппликация
31.
32. «Красивые фонарики» - игрушки на ёлку
33. «Наш любимый дед Мороз» (рисование ладошкой +
аппликация)
34. «Весёлый снеговик» (рисование жёсткой кистью
«тычком»)
35. «Дымковская игрушка. Кони и козлики» (роспись
игрушек пальчиками)
36. «Блокада Ленинграда» - «Разорванное кольцо» аппликация
37. Крючка, Злючка, Закорючка» - рисованиефантазирование по мотивам шуточной песенки.
1
1
1
1
07.10.25
09.10.25
14.10.25
16.10.25
21.10.25
23.10.25
28.10.25
06.11.25
07.11.25
11.11.25
13.11.25
1
1
1
18.11.25
20.11.25
25.11.25
1
27.11.25
1
1
1
1
02.12.25
04.12.25
09.12.25
11.12.25
1
16.12.25
2
1
1
18.12.25
23.12.25
25.12.25
13.01.26
1
15.01.26
1
20.01.26
1
22.01.26
1
27.01.26
(рисование ладошками)
22
38. Поможем птицам перезимовать!» - конструирование
кормушек из палочек.
39. «Снегирь» ( графические навыки)
40. «Забавные игры с ленточками, платочками, шишками,
шнуровками»
41. «Транспорт» (выкладывание по контуру картинки из
гороха и фасоли двумя руками одновременно)
42. «Такие разные машины» (дорисовка недостающих
деталей: колёс, фар)
43. «Автобус» (конструирование)
44. «Светофор» (лепка)
45. «Наша Армия. Кораблик» (конструирование из бумаги и
аппликация) Подарок к 23 февраля.
46. «Наша Армия. Кораблик» (дорисовка пальчиками).
Подарок к 23 февраля.
47. «Самолёт» - (раскрашивание, дорисовка недостающих
деталей)
48. «Танк» (лепка и конструирование)
49. «Букет для любимой мамочки» (конструирование)
50. Тюльпаны для бабушки» - (рисование 2-мя руками)
51. «Это мамочка моя» - рисование портретов мам.
52. «Тёмные проталины на полях видны...» - картинка про
весну (рисование ладошками и пальчиками)
53. «Посуда»: лепка (барельеф)
54. Роспись посуды (составление узора крупой)
55. «Рыбка с сюрпризом» (складывание бумаги
«кармашком»)
56. «Книжки-малышки» - конструирование с элементами
рисования
57. «Подснежники» - лепка (барельеф)
58. «Бегут ручьи» - графические навыки
59. «Звёздное небо» - аппликация
60. «Космос» - нетрадиционная техника рисования
мыльными цветными пузырями.
61. «Ракеты, звёзды и кометы» (рельефная лепка)
62. «Животные жарких стран» - графические навыки,
раскрашивание пальчиками
63. «День Победы» - Праздничный салют» (рисование
пальчиками)
64. Рисование двумя руками: «Листочки»
65. «Рисование двумя руками: «Ландыши»
66. «Живые облака» - обрывная аппликация
67. «Одуванчики в траве» (рисование пальчиками и
ладошкой)
68. «Божья коровка» (аппликация и дорисовка пальчиками)
69. «С днём Рождения, милый город!» «Ростральные
колонны» (лепка)
70. Итоговое
1
29.01.26
1
1
30.01.26
03.02.26
1
05.02.26
1
10.02.26
1
1
1
12.02.26
17.02.26
19.02.26
1
24.02.26
1
26.02.26
1
1
1
1
1
03.03.26
05.03.26
10.03.26
12.03.26
17.03.26
1
1
1
19.03.26
24.03.26
26.03.26
1
02.04.26
1
1
1
1
07.04.26
09.04.26
14.04.26
16.04.26
1
1
21.04.26
23.04.26
1
28.04.26
1
1
1
1
07.05.26
12.05.26
14.05.26
19.05.26
1
1
21.05.26
26.05.26
1
28.05.26
23
Методические и оценочные материалы
Учебно-методический комплекс:
-тематические подборки наглядных материалов; подборка художественного материала;
-подборка заданий развивающего характера по темам; разработки теоретических и
практических занятий.
Для реализации задач здоровьесбережения имеется подборка профилактических,
развивающих упражнений (для глаз, для рук, для снятия напряжения и профилактики
утомления и т.п.);
Интернет источники:
Онлай-школа развития правого полушария, интеллекта и умственных способностей
«Мудрая сова» https://my22.ru/
Технологии и методы, используемые при проведении занятий
Методы, используемые при проведении занятий
Методы, в основе которых лежит уровень активизации деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный: предъявление информации различными способами
(объяснение, рассказ, беседа, демонстрацияи др.);
- Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: беседа, и др.);
Высокая результативность работы по программе достигается при использовании
различных педагогических технологий:
- Технология личностно-ориентированного обучения (обучение каждого ребенка в группе,
исходя из его возможностей, способностей, перспективы);
-Игровые технологии: дидактические игры, упражнения;
игровые: игры и действия с мелкими предметами: узнавать предметы на ощупь,
выкладывание фигур из геом. фигур, палочек; мозаика; пазлы, прищепки, пуговицы;
природный материал: шишки, семена, крупы, ракушки, камешки.
-Пальчиковый игровой - тренинг: Массаж кистей рук. Пальчиковая гимнастика,
физкультминутки. Кинезиологические упражнения.
-Здоровье сберегающие: кинезиологические упражнения
-Нетрадиционные техники рисования: пеной для бритья, мыльными пузырями, клеем и
солью, отпечатками: листьев, бутылочек и т.д.
Перечень дидактических средств, ЭОР
Фотоальбомы, дидактические игры п по темам программы.
Картотека кинезиологических упражнений
Информационные источники
Список литературы для педагогов:
1.Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. 198с.
2.Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
3.Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
4.Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
5.Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”,
1991. 93 с.
6.Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль:
“Академия Холдинг”, 2002. 200с.
7.Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.
8.Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.
9.Давыдова Г. Н. “Детский дизайн. Пластилинография”. М.:Скрипторий, 2006, 80с.
10.Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
Оценочные материалы
24
Контроль проводится с целью выявления первоначального уровня знаний и умений,
возможностей детей и определения природных физических качеств.
Формы: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога.
Диагностический материал (И.А.Лыкова, Т.Г.Казакова)
Методика проведения.
Педагогическая диагностика проводится с детьми в естественных условиях. На столе
свободно размещаются разные нетрадиционные художественные материалы и
инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента.
В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при
этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и
выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать
материалы для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на
ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности,
комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была
разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации
наблюдений экспериментаторов.
Обследование проводилось по следующим направлениям:
1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
2. Рисование предметное с помощью знакомых нетрадиционных техник: ребёнок
изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета,
аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
3. Рисование сюжетное с помощью знакомых нетрадиционных техник: ребёнок
передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя
знакомые нетрадиционные техники
4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых
нетрадиционных техник
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании
с использованием нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
•
•
•
•
•
•
•
•
интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения
пользоваться ими
не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
•
•
у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки
эмоциональных состояний
25
•
•
•
•
•
знает способы изображения некоторых предметов и явлений
правильно пользуется материалами и инструментами
владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
проявляет интерес к освоению новых нетрадиционных техник
проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
•
•
•
•
•
•
•
•
ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые
его оттенки
быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о
нетрадиционных техниках
умеет создать яркий нарядный узор
может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь
нетрадиционными техниками
может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего
дошкольного возраста)
Таблица результатов
№
п/
п
ФИ
ребенка
Цветовое
восприят
ие ребёнок
видит
яркость и
нарядност
ь цвета и
его
оттенков
нг
кг
Предметное
ребёнок
изображает
предметы
путём
создания
отчётливых
форм,
подбора
цвета,
аккуратного
закрашивани
я,
использован
ия знакомых
материалов и
инструменто
в
нг
кг
Рисование
Сюжетное
Декоративн
ребёнок
ое ребёнок
передаёт
украшает
несложный
силуэт
сюжет,
игрушек с
объединяя в
помощью
рисунке
знакомых
несколько
нетрадицион
предметов,
ных техник
используя
знакомые
нетрадиционн
ые техники
нг
кг
нг
кг
Итоговый
показатель
по каждому
ребёнку
нг
кг
26