ДОП "Веселые цифры" (6-7 лет)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1

УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________

Дополнительная общеразвивающая программа
«Веселые цифры»

Срок освоения: 70 дней
Возраст обучающихся: 6-7 лет

Разработчик:
Странина Н.Г.
педагог дополнительного
образования
1

I.Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе действующих нормативно-правовых документов.
1.Основные характеристики программы.
Направленность ДОП: социально-гуманитарная
Адресат ДОП: Программа «Веселые цифры» предназначена для детей возраста 6 –
7 лет, независимо от их гендерной принадлежности.
Условия набора: без проведения дополнительного отбора.
Актуальность реализации ДОП:
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению
содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований
к познавательному развитию младших школьников, частью которого является
математическое развитие.
Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют
развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда
понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им
самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Организация математического обучения на основе использования проблемнопоисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного
наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности.
Особенность данной программы является дифференцированный подход к
индивидуальным возможностям ребёнка. Программа предусматривает использование
эвристических приёмов, поисковых вопросов, приёмов сравнения, различных способов
работы с наглядностью. Новые знания открываются с помощью педагога путем анализа,
синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения. Значительная часть занятий
носит практический характер с использованием игровой деятельности.
Уровень освоения: общекультурный
Объем и срок освоения – 70 часов, 70 дней.
Цель программы: развитие обучающихся через формирование у детей логикоматематических представлений.
Задачи:
Обучающие
- развивать представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов
окружающего мира на наглядной основе; о различных способах познания этих свойств;
- развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие
закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной
задачи
- совершенствовать умение самостоятельно решать простейшие задачи в процессе
обучения (выбор способа решения, планирование предстоящих действий, самоконтроль,
умение применять полученные знания в решении других задач;
Развивающие
-развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления,
формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и
приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и
обобщение);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование
практических умений;

2

- способствовать развитию личностных способностей: логического мышления,
пространственного воображения, творческих, интеллектуальных, коммуникативных и
организаторских способностей;
Воспитательные
- воспитать у обучающихся интерес к творчеству, желание творить самостоятельно;
- воспитать у обучающихся чувство ответственности за результаты своей деятельности;
- развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на
интересующую ребенка тему, помогать в разрешении проблемно- поисковых ситуаций.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
- появится интерес к процессу познания и творчеству, желание преодолевать трудности;
-сформируются умения планировать и реализовывать собственные замыслы, согласовывая
их с замыслами других детей;
-сформируется культура поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к
другу
Метапредметные
- разовьются познавательные процессы (внимание, память, воображение, восприятие,
речь, мелкая моторика);
- разовьется мыслительная деятельность и появится эффективное решение проблемных
ситуаций;
- разовьется детская активность, самостоятельность, творческий подход в поиске способов
решения занимательных, практических, игровых задач.
Предметные результаты:
В процессе освоения программы обучающиеся:
- сформируются представления об отношениях, зависимостях объектов по размеру,
количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;- научатся
практическим действиям сравнения, счета, вычислений, измерения, классификации,
преобразования;
- научатся пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях,
изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.
Организационно-педагогические условия реализации ДОП
Язык реализации – государственный язык РФ-русский.
Форма обучения – очная
Особенности реализации – математическая викторина
Возможность обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: не имеется.
Условия набора и формирования группы –на обучение принимаются дети от 6до
7 лет без специального отбора на основе заявления родителей (законных представителей).
Формы организации и проведения занятий:
Формы проведения занятий: учебное занятие, беседа, интеллектуальные игры,
практическая работа; работа под руководством педагога; игра-общение; самостоятельная
работа.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: групповая
Материально-техническое оснащение:
Технические средства обучения:
- персональный ноутбук
- мультимедийный проектор
3

- экран для проектора 2х2 с потолочным или настенным креплением.
Наглядные пособия: логические задания, головоломки, пооперационные карточки
выполнения заданий, логические блоки Дьенеша, счетные палочки «Кюизенер», карточки.
Информационное обеспечение: мультимедийные презентации: «Состав числа»,
«Каталог геометрических фигур и тел», «Объем», «Многоугольники», «Числа в сказках»
Материалы для обучающихся: раздаточные материалы, счётный материал,
предметные картинки, знаки – символы, простой карандаш; набор цветных
карандашей, линейка и шаблон с геометрическими фигурами, печатные листы с
заданиями.
Учебный план
Сентябрь
№

Разделы программы
( темы)

Количество часов

Формы контроля

Всего Теоретически Практически

1-2 «Весёлая математика»- добро
пожаловать в волшебную страну!»
3-4 «Путешествие Незнайки»

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

5-6 «Идём в магазин»

1

0,25

0,75

7

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

8

Пространственные отношения.
« Поможем Мише и Маше
прибраться в комнате»
«Открываем календарь…»
Пространственно- временные
отношения.

Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение

Октябрь
№

Разделы программы
( темы)
1-2 «Свойства
предметов»
3-4 «Количество и счет»
«По порядку рассчитайся!».
«Весёлые домики».
Число 11.
5-6 «Независимость числа
От пространственного
расположения предметов»

Количество часов
Формы контроля
Всего Теоретически Практически
1
0,25
0,75
Текущий контроль
Наблюдение
1
0,25
0,75
Текущий контроль
Наблюдение
1

0,25

0,75

Текущий контроль
Наблюдение
задания, игры.
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение

7

«Сравнение групп предметов

1

0,25

0,75

8

Викторина «Что, где, когда?»

1

0,25

0,75

Ноябрь
№

Разделы программы
( темы)

1-2 « Веселый день рождения! Число
12»
3-4 «Загадай желание. Число 13»

Всего

Количество часов
Теоретически Практически

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

4

Формы контроля
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение

5-6 «Пространственные
отношения: на, над,
под». Число 14
7
Предлоги на, под, в, из-за слева,
справа
8
«Весёлая страна Числомания»
Закрепление.

1

0,25

0,75

Текущий контроль
Наблюдение

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение

Декабрь
№

Разделы программы
( темы)

1-2

Количество часов
Всего

Формы контроля

Теоретически Практически

«Зимний калейдоскоп. Число
15»
3-4 « Вкусный праздник.
Вычитание»
5
«Пространственные
отношения: между,
посередине»
6
Загадки-шутки

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

7

Лабиринты

1

0,25

0,75

8

«Путешествия Точки»
Совершенствование
графических навыков

1

0,25

0,75

Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение

Январь
№

Разделы программы
( темы)

Количество часов
Всего

Формы контроля

Теоретически Практически

1-2 « Встречаем гостей. Число
16»
3-4 «Внутри,
снаружи»
5-6 «Познавайка»

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

7

1

0,25

0,75

«Лабиринты»

Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение

Февраль
№

Разделы программы
( темы)

Количество часов
Всего

Формы контроля

Теоретически Практически

1-2 «Точка. Линия»
«Прямая и кривая линии»
«Отрезок»
3-4 Море подарков.
Цифра 18
5
Ребусы

1

0,25

0,75

Текущий контроль
Наблюдение

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

6-7 «Луч»

1

0,25

0,75

8

1

0,25

0,75

Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль

Интегрированное занятие

5

«Весёлая олимпиада»

Наблюдение

Март
№

Разделы программы
( темы)

Количество часов
Всего

1

Формы контроля

Теоретически Практически

« Математические ступеньки.
Число и цифра19»
2-3 «Замкнутые и
незамкнутые линии»
4
«Мы много уже знаем. Число 20»

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

5

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

«Угол»

6-7 «Повторение чисел от 1
до 20»
8
«Я хочу спросить у вас- который
час?..»Знакомство с часами,
циферблатом, мерами времени.

Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение

Апрель
№

Разделы программы
( темы)

Количество часов

Формы контроля

Всего Теоретически Практически

1-2 «Числовой
отрезок»
3-4 «Лабиринты, логические
задачки»
5-6 «Столько же. Знаки =и /=»

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

7

«Больше, меньше.Знаки >и<»

1

0,25

0,75

8

Закрепление пройденного материала
«В супермаркет за игрушками

1

0,25

0,75

Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение

Май
№

Разделы программы
( темы)

Количество часов

Формы контроля

Всего Теоретически Практически

1-2 Составление арифметических задач
Разгадывание ребусов
на развитие мышления.
Задания на развитие
памяти»
3-4 «Свойства предметов»

1

0,25

0,75

Текущий
контроль
Наблюдение

1

0,25

0,75

5-6 Веселые числа

1

0,25

0,75

7

1

0,25

0,75

Текущий
контроль
Наблюдение
Текущий
контроль
Наблюдение
Текущий
контроль
Наблюдение

Итоговое «Математический КВН»

6

ПРИНЯТ
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1

УТВЕРЖДЕН
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________

Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной
программы « Веселые цифры» на 2025 – 2026 учебный год
Педагог: Cтранина Н.Г.
Дата начала
Дата
Всего Количество
обучения по окончания учебных учебных
программе
обучения
недель
дней
по
02.09.2025 программе
29.05.2026
36
70

7

Количество
учебных дней

Режим занятий

70

2 раз в неделю
по 1 часу

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
Протокол от
28.08.2025 № 1

УТВЕРЖДЕНА
Приказом ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт - Петербурга
от
28.08.2025
№ 67-од
Заведующий ________________

Дополнительная общеразвивающая программа
«Веселые цифры»

Срок освоения: 70 дней
Возраст обучающихся: 6-7 лет

Разработчик:
Странина Н.Г.
педагог дополнительного
образования
8

Задачи:
Обучающие
- развивать представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов
окружающего мира на наглядной основе; о различных способах познания этих свойств;
- развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие
закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной
задачи
- совершенствовать умение самостоятельно решать простейшие задачи в процессе
обучения (выбор способа решения, планирование предстоящих действий, самоконтроль,
умение применять полученные знания в решении других задач;
Развивающие
-развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления,
формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и
приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и
обобщение);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование
практических умений;
- способствовать развитию личностных способностей: логического мышления,
пространственного воображения, творческих, интеллектуальных, коммуникативных и
организаторских способностей;
Воспитательные
- воспитать у обучающихся интерес к творчеству, желание творить самостоятельно;
- воспитать у обучающихся чувство ответственности за результаты своей деятельности;
- развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на
интересующую ребенка тему, помогать в разрешении проблемно- поисковых ситуаций.
Содержание программы
Сентябрь
№
12

34

Наименование тем
занятий

Содержание

Теория
«Весёлая математика»- Выявить уровень знаний и умений прямого
и обратного счёта, решения примеров на + и
добро пожаловать в
– в пределах 10.
волшебную страну!»
Практика
Дидактические игры
1. «Поделись конфетами»
2. «Расставь по порядку»
3. «Что за чем?»
4. «Кто быстрее»
Физминутка
5. «Весёлые задачки»
«Путешествие
Теория
Незнайки»
-выявить уровень знаний об основных
геом.фигурах ( круге, квадрате,
треугольнике, прямоугольнике и овале), их
признаках
-учить находить решение проблемных задач
9

Контроль
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

56

7

8

и выполнять логические задания,
-формировать навыки сотрудничества.
Практика
Дидактические игры
1. «Найди такую же»
2. «Найди ошибку»
3. Задачи в стихах
4. «Что перепутал художник»
«Идём в магазин»
Теория
-упражнять в умении считать в пределах
10,составлять и решать арифметические
задачи.»
Закреплять представление о сложении как
объединении групп предметов, о записи
сложения с пом. знака +
Актуализировать умение составлять целое
из частей.
Практика
Дидактические игры
1. «Веселые покупки»
2. «Лесная почта»
3. «Задачки в стихах»
Физминутка
4. «Супермаркет»
5. «Сравнилки»
6. «Увеличь или уменьши»
Пространственные
Теория
отношения.
Формирование пространственных
« Поможем Мише и
представлений: на - над - под, слева Маше прибраться в
справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за
комнате»
– перед, между и др. Ориентировка в
пространстве
Практика
Дидактические игры
1. «Динамические картинки»
2. «План комнаты»
3. «Расставь знаки»
Физминутка
4. «Горячо, холодно»
5. «Робот»
«Открываем
Теория
календарь…»
Закреплять знания понятий «части суток»,
Пространственно«дни недели», месяцы в году, времена года,
временные отношения. умение ориентироваться в днях недели (
позавчера, завтра и т.д.),
Практика
Дидактические игры
1. «Живая неделька»
2. «Веселый календарь»
3. «Расставь по порядку»
Физминутка
10

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

4. «Долго, быстро»
5. «Когда это бывает»
Октябрь
№
Наименование тем
занятий

Содержание

Теория
-Закрепить знания о свойствах
1- «Свойства
предметов, умение находить признаки их
2 предметов»
сходства и различия, объединять
предметы в группы по
общему признаку.
-Познакомить с понятиями
таблицы, строки и столбца таблицы.
Практика
Дидактические игры
1. «День рождения Кота Леопольда»
2. «Расставь музыкальные инструменты»
3. «Что изменилось?»
4. «Кто быстрее»
Физминутка
5. «Весёлые загадки»
3- «Количество и счет»
Теория
4 «По
порядку -Познакомить детей с числом 11.
рассчитайся!».
-Закрепить представления о взаимосвязи
«Весёлые
домики. целого и частей, действиях сложения и
Число 11».
вычитания.
.
Соотнесение цифры и количества
Предметов
Практика
Дидактические игры
1. «Динамические картинки»
2. «Нарисуй правильно»
3. Задачи в стихах
4. «Расставь цветы в вазы»
5- «Независимость числа
Теория
6 от пространственного
-Развитие логического мышления путем
расположения
решения математических загадок
предметов»
-Закрепить умение составлять числа из
двух
меньших
Практика
Дидактические игры
1. «На зарядку по порядку»
2. «Весёлая почта»
3. «Задачки в стихах»
Физминутка «Лень отбросим»
4. «Подбери пару»
5. «Расставь знаки»
6. «Увеличь или уменьши»
7 «Сравнение групп
Теория
предметов
-Закрепить понятие «равенство» –
11

Контроль
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение

8 Викторина «Что, где,
когда?»

« неравенство» и умение правильно
использовать знаки «=» и «\=».
-Закрепить знание свойства
предметов, повторить знакомые
геометрические формы.
Практика
Дидактические игры
1. «Динамические картинки»
2.» Собери букет из осенних листьев»
3. «Расставь знаки»
Физминутка «Дождь»
4. «Раскрась листья, изменяя цвет»
5. «Измени у листьев размер и форму»
Теория
-закреплять понятие действия сложения
вычитания
- актуализировать представления о целом
и его частях
совершенствовать навыки счёта
-учить проигрывать, играть, соблюдая
правила.
Практика
Дидактические игры
1. «Динамические картинки»
2.» Собери быстрее всех»
3. «Помоги Буратино найти ключик»
Физминутка
4. «Раскрась фигуры, изменяя цвет,
форму»
5. «Судоку»

деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Ноябрь

№

Наименование тем
занятий

1- «Веселый День
2 Рождения! Число 12»

3- «Загадай желание.

Содержание
Теория
-Познакомить с составом числа 12
-Решение примеров
- Развитие внимания путем решения
занимательных заданий на сравнение -Занимательные задания на развитие
памяти.
Практика
Дидактические игры
1. «День- ночь»
2. «Расставь знаки»
3. «Хоровод дружбы»
Физкультминутка
« Зеркало»
4. «Расположи предметы в таблице»
5. «Расставь цветы в вазы»
6. «Весёлые стихи»
Теория
12

Контроль

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,

4 Число 13»

5- «Пространственные
6 отношения: на, над,
под». Число 14

7 Предлоги на, под, в, изза слева, справа

-Познакомить с составом числа 13
-Счет по образцу и названному числу.
-Развитие зрительного восприятия,
внимания,
мелкой моторики руки.
-Развитие сообразительности,
логического мышления.
Практика
Дидактические игры
1. «Расскажи Незнайке кто его соседи»
2. «Вспомни и назови»
3. «Сосчитай вежливые слова»
4. «Помоги Незнайке попасть в город
вежливости»
Физкультминутка «Как живёшь?»
5.Логическая задача «Клоуны в цирке»
Теория
-Познакомить с составом числа 14
-Уточнить пространственные
отношения: на, над, под.
-Закрепить представления о
сложении как объединении
предметов.
Практика
Дидактические игры
1. «Как получилось число?»
2. Занимательные задания на развитие
памяти.
3. «Запомни фигуры и числа, повтори
их»
4. Занимательные задания на сравнение
- развитие внимания.
5. «Найди два одинаковых предмета в
каждом ряду»
Теория
-Развивать пространственные
представления, уточнить
отношения: слева, справа.
-Закрепить понимание смысла
действия сложения.
Практика
Дидактические игры
1.«Помоги белочке достать шишку на
елке»
2. Логические задачки
3. Занимательные задания на сравнение развитие внимания.
«Сделай все кораблики одинаковыми»
4.Занимательные задания на развитие
памяти.
«Сосчитай предметы – вспомни их
13

изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

количество»
5.«Лабиринты»
8 «Весёлая страна
Числомания»
Закрепление.

Теория
-закрепить представления о сложении и
вычитании
- закреплять счетные умения
-закреплять навыки количественного и
порядкового счета
-повторить приём -сравнения групп
предметов по количеству с помощью
составления пар
Практика
Дидактические игры
1.«Заниматика»
2. Логические задачки
3. Занимательные задания на сравнение развитие внимания.
4.Занимательные задания на развитие
памяти.
«Сосчитай и найди пару»
5.«Лабиринты»

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Декабрь

№

Наименование тем
занятий

1- «Зимний калейдоскоп.
2 Число 15»

3- «Вкусный
4 праздник.Вычитание»

Содержание
Теория
-Познакомить с составом числа 15
-Закрепить пространственные
отношения: слева, справа.
-Закрепить смысл сложения,
взаимосвязи целого и частей.
Практика
Дидактические игры
1. «В магазине игрушек»
2. Физминутка «Буратино»
3. «Мы покупатели»
3. «Помоги игрушкам найти варежку с
нужной руки»
Физминутка « Мяч»
4. «Найди знакомые фигуры в
предметах обстановки»
Теория
-Формировать представление о
вычитании как удалении из группы
предметов её части.
-Познакомить со знаком «-«
-Закреплять знание свойств
предметов, пространственные
отношения.
Практика
14

Контроль

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

5 «Пространственные
отношения: между,
посередине»

6 Загадки-шутки

Дидактические игры
1.Логические задачки на развитие
мышления.
«Догадайся, в каких домиках жили
звери?»
2.Занимательные задания на умение
обобщать,
классифицировать
«Дорисуй в каждом квадрате нужный
предмет, назови их
одним словом»
3.Задания на развитие памяти.
«Запомни слова и повтори их
.Задания на знакомство с цифрами.
«Сколько предметов на рисунке?
Напиши»
4. «Я считаю,
складываю и вычитаю»
Теория
-Уточнить пространственные
отношения: между, посередине.
-Развитие умения ориентироваться в
пространстве; последовательно
располагать в ряд полоски разной
величины на глаз.
Практика
Дидактические игры
1.Логические задачки на развитие
мышления.
«На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья,
остальные вороны.
Сколько ворон?» (2)
Три рыбки плавали
В разных аквариумах.
Красная рыбка плавала не в круглом
И не в прямоугольном аквариуме.
Золотая рыбка – не в квадратном
И не в круглом.
В каком аквариуме плавала зеленая
рыбка?
1. «Пройди по инструкции»
2. «Найди игрушку»
3. «Где спрятан клад?»
Теория
Дать представление понятия отрицания
некоторого свойства геометрической
фигуры с помощью частицы «не»
Развитие логического мышления
посредствам решения задач.
Практика
Дидактические игры
15

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

1. 1.Логические задачки« Сколько собак
за
воротами?», «Кого как зовут?»
2. 2.«Найди по описанию»
3. 3.«Что изменилось?»
4. 4.«Морской бой»
7 Лабиринты
Теория
-Упражнять в ориентировке на листе
бумаги; учить задавать вопросы,
используя слова: «сколько», «слева»,
«справа», «внизу», «вверху»;
-Развивать умение ориентироваться на
ограниченной плоскости, пользоваться
словами: «слева», «справа», «вверху»,
«внизу», «между»;
-Формировать умение употреблять
слова: «ближе», «дальше»; упражнять
в счёте.
Практика
Дидактические игры
1.Занимательные задания на умение
обобщать,
Классифицировать «Внутри, снаружи»
2. «Кто где живет?
3. «Поменяй местами»
4.»Отправляемся в путешествие»
8 «Путешествия Точки»
Теория
Совершенствование
-учить выполнять графический диктант
графических навыков
- закреплять умения по ориентировке
на листе бумаги
- актуализировать знания о понятиях
«точка»,
Практика
Дидактические игры
1. «Следи за точкой»
2. «Кто где живет?»
3. «Волшебная линейка»
4. «Путешествие колобка»

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Январь

№

Наименование тем
занятий

1-2 «Встречаем гостей.
Число 16»

Содержание
Теория
-Познакомить детей с числом 16
-Закрепить представления о взаимосвязи
целого и частей, действиях сложения и
вычитания.
-Развитие компонентов устной речи
Практика
Дидактические игры
1.Логические задачки на развитие
мышления
16

Контроль
Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

3-4 «Внутри,
снаружи»

5-6 «Познавай-ка»

7

«Лабиринты»

« Сколько ног у животного?»
« В какой тарелке лежат сливы?»
2. «Найди число»
3. «Продолжи ряд»
4. «Что изменилось?»
5 «Цепочка примеров»
Теория
-Уточнить пространственные отношения:
внутри, снаружи.
-Закрепить понимание смысла сложения
и вычитания, взаимосвязь целого и
частей
Практика
Дидактические игры
1.Задания на умение сравнивать.
2.«Найди два одинаковых предмета в
каждом ряду»
3.Задания на знакомство с цифрами.
4. Ориентировка в пространстве.
«Сосчитай цветы слева направо.
Раскрась второй цветоккрасным, 4-желтым, 5-синим, 7оранжевым»
Теория
-Уточнить пространственные отношения:
внутри, снаружи.
-Закрепить понимание смысла сложения
и вычитания, взаимосвязь целого и
частей.
Практика
Дидактические игры
1.«По какой дорожке собачка сможет
добраться до дома?»
2. Логические задачки на развитие
мышления.
«Сколько яблок на столе?»
«Что повезет Мишка в каждой из
тележек?
3. Задания на развитие памяти.
«Кто нарисован на картинке?
Перечисли»
5. 4.Реши примеры и прочитай слово»
Теория
-Развитие сообразительности,
логического мышления.
-Развитие зрительного восприятия,
внимания,
мелкой моторики руки.
Практика
Дидактические игры
1. «Кто в каком домике живет?»
17

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

2.
3.
4.
5.

«Догони цифру»
«Кто спрятался?»
«Найди место»
«Пройди по лабиринту»

Февраль

№

Наименование тем
занятий

Содержание

1-2 «Точка. Линия»
«Прямая и кривая
линии»
«Отрезок»
1)

1.
2.
3.
3-4 «Море подарков.
Цифра 18»

5

Ребусы

Теория
-Закрепить
понятие
«точка»,
«геометрическая
фигура»,
«геометрическое место точек», «линия»,
«отрезок».
-Упражнять детей в воссоздании
указанных размерных соотношений
между предметами по длине и ширине.
Практика
Дидактические игры
1. «Лабиринты» на развитие внимания.
«По какой дороге гусята должны идти к
своей маме, чтобы
не встретить лису?»
2. Логические задачки на развитие
мышления.
Практические задания
«Измерь отрезок»
«Начерти по образцу»
«Соедини по точкам»
Теория
-Познакомить детей с числом 18.
-Закрепить представления о взаимосвязи
целого и частей, действиях сложения и
вычитания.
-Развитие компонентов устной речи
Практика
1.Задания на развитие памяти.
«Найди место для цифры»
«Чего не стало»
2.Задания на умение систематизировать.
«Дорисуй гирлянды, не нарушая
закономерности»
«Посчитай и запиши ответ»
«Найди по описанию»
Теория
-Развивать умение разгадывать
математические ребусы, используя
полученные знания.
-Учить соотносить цифры с количеством,
составлять рассказы, в которых
описываются сложение и вычитание.
18

Контроль

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

6-7 «Луч»

8

Интегрированное
занятие «Весёлая
олимпиада»

Практика
1.Задания на развитие памяти
«Послушай и запомни пары слов. А
теперь по первому слову
вспомни его пару»
2. «Лабиринты» на развитие внимания.
«Найди дорогу к замку»
3.Разгадывание ребусов на развитие
мышления.
4. Задания на знакомство с цифрами.
«Сколько предметов на картинке?
Напиши в
клетках нужную цифру»
Теория
-Закрепить представление о луче.
-Упражнять в измерении протяжённости
с помощью условной мерки;
-Упражнять в прямом и обратном счёте;
-Развивать умение сравнивать предметы
по длине путём наложения, приложения.
Практика
1 «Рассказы-задачки»
Логические задачки на развитие
сообразительности.
2.Задания на развитие памяти.
«Постарайся запомнить узоры на
крыльях бабочек. Нарисуй их»
«Найди луч»
«Измерь с помощью мерки»
« Расставь по порядку»
Теория
-закрепить изученные понятия.
совершенствовать умения счёта,
определения состава чисел 2-10
- упражнять в решении задач из 1 и более
действий.
Практика
1.Составление арифметических задач
2.Разгадывание ребусов на развитие
мышления.
3.Задания на развитие памяти.

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Март

№

1

Наименование тем
занятий
«Математические
ступеньки.
Число и цифра19»

Содержание
Контроль
Теория
-Познакомить с образованием и составом
числа19.
-Закрепить представления о сложении и
вычитании, умение сравнивать предметы
19

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

2-3 «Замкнутые и
незамкнутые линии»

4

«Мы много уже знем.
Число 20»

5

«Угол»

по свойствам
- Закрепить порядковый и
количественный счет в пределах 19.
Практика
1.Логические задачки на развитие
сообразительности.
«Мама разрезала шоколадный батончик
на три части.
Сколько разрезов она сделала?» (2)
Антон и Денис решили поиграть.
Один с кубиками, а другой машинками.
Антон машинку не взял.
Чем играл Антон и Денис?
2.Лабиринты» на развитие мелкой
моторики руки.
«По какой дорожке кот сможет
добраться до дома №?»
3.Решение арифметических задач в
стихах.
4.Задания на развитие памяти.
«Запомни слова, цифры. Назови их»
Теория
-Формировать представления о
замкнутой и незамкнутой линии.
-Закрепить умение соотносить цифры с
количеством предметов, навыки счёта в
пределах 19, взаимосвязь целого и
частей.
Практика
Дидактические игры
1. «Выложи из палочек, веревочки»
2. «Соедини по точкам»
3. «Что лишнее?»
4. «Найди ошибку»
5. «Что перепутал художник?»
Теория
-Познакомить с образованием числа 20
- Закрепить умение разбивать группу
фигур на части по разным признакам
-Закрепить порядковый и
количественный счет в пределах 10.
Практика
1.Составление арифметических задач
2. «Числовые домики»
3.Задания на развитие памяти.
4 «Реши примеры и разгадай слово»
Теория
-Сформировать представления о
различных видах углов – прямом, тупом
и остром.
- Закрепить представление о взаимосвязи
20

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

6-7 «Повторение чисел от
1
до 20»

8

«Я хочу спросить у
вас- который час?..»
Знакомство с часами,
циферблатом, мерами
времени.

между частью и целым, понятие
многоугольника
-Развитие речи
Практика
1. «Дорога к дому» (лабиринт)
2. «Знакомство с различными видами
углов»
3. Физминутка « Поезд»
4. «Найди разные углы»
5. «Дополни до 20»
Теория
-Закрепить представления об
образовании и составе чисел от 1 до 20.
-Закрепить знание цифр 1-20, понятии
многоугольника
-Формировать умение составлять
числовые равенства по рисункам.
Практика
1.Составление арифметических задач
2.Разгадывание ребусов на развитие
мышления.
3.Задания на развитие памяти.
«Запомни расположение точек. Расставь
их в таком же
порядке»
Теория
познакомить с часами и циферблатом, с
мерами времени: час, минута, секунда.
-учить выставлять на макете заданное
время
Практика
Дидактические игры
1. «Дорога к дому»
2. «Не опаздай»
3. Физминутка «Путешествие»
4. «Который час»
5. «Найди целое или часть»
6. « Расскажи, кто куда едет?»

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Апрель

№

Наименование тем
занятий

1-2 «Числовой
отрезок»

Содержание
Контроль
Теория
-Сформировать представления о
числовом отрезке, приёмах
присчитывания и отсчитывания единиц с
помощью числового отрезка.
-Закрепить смысл сложения и вычитания,
взаимосвязь целого и частей, счётные
умения и состав чисел в пределах 20,
21

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

3-4 «Лабиринты,
логические
задачки»

5-6 «Столько же. Знаки =
и /=»

7

«Больше, меньше.
Знаки >и<»

пространственные отношения.
Практика
Дидактические игры
1. «Дорога к дому»
2. «Путешествие друзей»
3. Физминутка «Путешествие»
4. «Поставь знак»
5. «Найди целое или часть»
6. « Расскажи, кто куда едет?»
Теория
-Уточнить пространственные отношения:
впереди, сзади.
-Закрепить взаимосвязь целого и частей,
присчитывания и отсчитывания единиц
по числовому отрезку, количественный и
порядковый счёт в пределах 20.
Практика
Дидактические игры
1. «На лесной полянке»
2. «Сравни и покажи ,где больше , а где
меньше»
3.Физминутка «Зарядка»
4. «Запусти змея»
5. «Помоги Печкину сосчитать письма»
6. «Разбей на группы
Теория
-Формировать представления о
сравнении групп предметов по
количеству с помощью составления пар.
-Закрепить взаимосвязь целого и частей.
-Закрепить представления о
присчитывании и отсчитывании единиц с
помощью числового отрезка в пределах
20.
Практика
Дидактические игры
1. «Тили бом, тили бом ,загорелся
Кошкин дом»
2. «Помоги потушить пожар (расставь
картинки, что было
раньше к тому, что стало позже)»
3. «Когда это бывает?»
4.Физминутка «Движения»
5. «Перепутаница»
(раньше – позже)
6. «Весёлые задачки»
6. «Сравни с помощью знаков < или >.
7. «Сосчитай пожарников и поставь
нужную цифру
Теория
-Закрепить сравнение групп предметов
22

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение

8

по количеству с помощью составления
пар .
-Закреплять знания о знаках > и <
-Закрепить понимание взаимосвязи
целого и частей, счётные умения
Практика
Дидактические игры
1. «На лесной полянке»
2. «Сравни и покажи ,где больше , а где
меньше»
3.Физминутка «Зарядка»
4. «Запусти змея»
5. «Помоги астроному сосчитать звезды»
6. «Разбей на группы
Закрепление
Теория
пройденного материала -Уточнить пространственные отношения:
«В супермаркет за
впереди, сзади.
игрушками
-Закрепить взаимосвязь целого и частей,
присчитывания и отсчитывания единиц
по числовому отрезку, количественный и
порядковый счёт в пределах 20.
Практика
Дидактические игры
1. «За покупками»
2. «Сравни и покажи ,где больше , а где
меньше»
3.Физминутка
4. «Кто что купит»
5. «Помоги Незнайке»
6. «Разбей на группы»

деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Май

№

Наименование тем
занятий

1-2 Составление
арифметических задач
Разгадывание ребусов
на развитие мышления.
Задания на развитие
памяти»

Содержание
Контроль
Теория
-Развитие логического мнения
посредствам решения задач.
-Расширить представления детей о
времени, отношения раньше, позже.
-Закрепить представления о сравнении,
сложения и вычитании групп предметов,
числовом отрезке, количественном и
порядковом счёте.
Практика
Дидактические игры
1. «Рассеянный художник»
2. «Мальчики»
3. «Ловись рыбка, большая и маленькая»
4. Физминутка «Альпинисты»
5. «Домино»
23

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

3-4 «Свойства
предметов»

5-6 Веселые числа

7

Итоговое
«Математический
КВН»

6. «Реши задачки»
7. «Четвёртый лишний»
Составление арифметических задач
Разгадывание ребусов на развитие
мышления.
Задания на развитие памяти.
«Запомни расположение точек. Расставь
их в таком же порядке»
Теория
-Формировать представления о
признаках сходства и различия между
предметами.
-Развивать умение объединять предметы
в группы (по сходным признакам) и
выделять из группы отдельные
предметы, отличающиеся каким–либо
признаком.
- Совершенствовать умения
ориентироваться на листе бумаги.
Практика
Дидактические игры
«Фигуры в окружающих предметах»
«Что, где находится?»
«Назови четырёхугольники»
«Числовые домики
Логическая игра «Что лишнее»
Теория
-Закрепить представления о сравнении,
сложении и вычитании групп предметов,
числовом отрезке, количественном и
порядковом счёте предметов.
Практика
1.Составление арифметических задач
2.Разгадывание ребусов на развитие
мышления.
3.Задания на развитие памяти.
«Посмотри на рисунок(10сек). А теперь
вспомни и назови все
предметы»
Практика
Дидактические игры
«Прямой счёт»
«Кто где живет?»
«Муха»
«Измерь длину»
«Измени фигуру»
Логическая игра «Сравни »

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Наблюдение,
изучение
деятельности
воспитанников

Календарно - тематический план
Раздел

Тема занятия.
Краткое содержание

24

Количество
часов

Дата
планируемая

Дата
фактичес

кая

очно
план факт
«Весёлая математика»- добро
пожаловать в волшебную
страну!»
«Путешествие Незнайки»

1
1
1
1
1
1

3.09.2025
8.09.2025
10.09.2025
15.09.2025
17.09.2025
22.09.2025

1

24.09.2025

1
1
1

1.10.2025
6.10.2025
8.10.2025

1

13.10.2025

«Независимость числа
От пространственного
расположения предметов»
«Независимость числа
От пространственного
расположения предметов»
«Сравнение групп предметов»
Викторина «Что, где, когда?»
« Веселый день рождения! Число
12»
« Веселый день рождения!
Число 12»

1

15.10.2025

1

20.10.2025

1
1
1

22.10.2025
27.10.2025
5.11.2025

1

10.11.2025

«Загадай желание. Число 13»
«Загадай желание. Число 13»

1
1
1

12.11.2025
14.11.2025
17.11.2025

1

19.11.2025

1

24.11.2025

1

26.11.2025

1
1

1.12.2025
3.12.2025

1

8.12.2025

«Путешествие Незнайки»
Пространственные
отношения

1.09.2025
1

«Идём в магазин»
«Идём в магазин»
«Пространственные отношения»
« Поможем Мише и Маше
прибраться в комнате»
«Открываем календарь…»
Пространственно- временные
отношения.
«Свойства предметов»
«Свойства предметов»
«Количество и счет»
«По порядку рассчитайся!».
«Весёлые домики».

Число 11.
«Количество и счет»
«По порядку рассчитайся!».
«Весёлые домики».

Число 11.

Количество и счет
Способ
образования чисел

Закрепление
Знакомство с
понятием
вычитание.
Совершенствовани
е графических
навыков

«Пространственные отношения:
на, над,под». Число 14
«Пространственные отношения:
на, над, под». Число 14
Предлоги на, под, в, из-за слева,
справа
«Весёлая страна Числомания»
Закрепление.
«Зимний калейдоскоп. Число15»

«Зимний калейдоскоп. Число
15»
« Вкусный праздник.
Вычитание»

25

Ориентировка в
пространстве
Измерение
Способ
образования чисел
второго десятка

« Вкусный праздник.
Вычитание»
«Пространственные
отношения: между,
посередине»

1

10.12.2025

1

15.12.2025

«Лабиринты»

1
1
1

17.12.2025
22.12.2025
24.12.2025

1
1
1

12.01.2026
14.01.2026
16.01.2026

1

19.01.2026

1
1
1
1

21.01.2026
26.01.2026
28.01.2026
2.02.2026

1

4.02.2026

1

9.02.2026

1

11.02.2026

1
1
1
1

16.02.2026
18.02.2026
20.02.2026
25.02.2026

1

2.03.2026

1

4.03.2026

1

11.03.2026

1
1
1

16.03.2026
18.03.2026
23.03.2026

1

25.03.2026

1

30.03.2026

1

1.04.2026

1

6.04.2026

«Загадки-шутки»
«Путешествия Точки»
Совершенствование графических
навыков
« Встречаем гостей. Число 16»
« Встречаем гостей. Число 16»
«Внутри,
снаружи»
«Внутри,
снаружи»
«Познавайка»
«Познавайка»
«Лабиринты»
«Точка. Линия»
«Прямая и кривая линии»
«Отрезок»
«Точка. Линия»
«Прямая и кривая линии»
«Отрезок»
Море подарков.
Цифра 18
Море подарков.
Цифра 18
Ребусы
«Луч»
«Луч»

Интегрированное занятие
«Весёлая олимпиада»
Знакомство с
понятием «линия»

Число20 и
Цифра20

Знакомство с
часами,
циферблатом,
мерами времени
Числовой отрезок

« Математические ступеньки.
Число и цифра19»
«Замкнутые и
незамкнутые линии»
«Замкнутые и
незамкнутые линии»
«Мы много уже знаем. Число 20»
«Угол»
«Повторение чисел от 1
до 20»
«Повторение чисел от 1
до 20»
«Я хочу спросить у вас- который
час?..»
Знакомство с часами,
циферблатом, мерами времени
«Числовой
отрезок»
«Числовой

26

отрезок»

Логические
задачки
Сравнение

Закрепление
Решение
арифметических
задач

«Лабиринты, логические
задачки»
«Лабиринты, логические
задачки»
«Столько же. Знаки = и /=»
«Столько же. Знаки = и /=»
«Больше, меньше.
Знаки >и<»
Закрепление пройденного
материала
«В супермаркет за игрушками»
Составление
арифметических задач
Разгадывание ребусов
на развитие мышления.
Задания на развитие
памяти»
Составление арифметических
задач Разгадывание ребусов
на развитие мышления.
Задания на развитие

1

8.04.2026

1

13.04.2026

1
1
1

15.04.2026
20.04.2026
22.04.2026

1

27.04.2026

1

6.05.2026

1

13.05.2026

2

15.05.2026
18.05.2026-

памяти»
«Свойства предметов»
Свойства
предметов

Веселые числа

Итоговое

Составление арифметических
задач Разгадывание ребусов
на развитие мышления.
Задания на развитие

памяти»
«Математический КВН»

20.05.2026
2

25.05.2026

1

27.05.2026

Методические и оценочные материалы
Учебно-методический комплекс:

-Тематические подборки наглядных материалов; подборка художественного материала;
- подборка заданий развивающего характера по темам; разработки теоретических и
практических занятий.
Для реализации задач здоровьесбережения имеется подборка профилактических,
развивающих упражнений (для глаз, для рук, для снятия напряжения и профилактики
утомления и т.п.);
Интернет источники: https://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-izo
http://doshkolnik.ru/risovanie.html?ysclid=m9msbqmoct184983918
https://ped-kopilka.ru/
Технологии и методы, используемые при проведении занятий
Методы, используемые при проведении занятий
Методы, в основе которых лежит уровень активизации деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный: предъявление информации различными способами
(объяснение, рассказ, беседа, демонстрация и др.);
- Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск еѐ решения детьми;
27

- Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: беседа, и
др.);
Высокая результативность работы по программе достигается при использовании
различных педагогических технологий:
- Технология личностно-ориентированного обучения (обучение каждого ребенка в группе,
исходя из его возможностей, способностей, перспективы);
-Игровые технологии: дидактические игры, викторины, упражнения;
Перечень дидактических средств, ЭОР
Тематическая подборка иллюстративного материала
- Дидактические пособия:Игровое панно «Забавные картинки», Лэпбук «Веселая
математика», «Логика для ребят» «Составь узор», «Живая картина», «Живые числа»,
«Волшебные Фигуры», «Праздник радуги», «Точка, линия, отрезок», «Упражнения с
задачками».
Методические материалы
Список литературы для педагогов:
1. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у
детей дошкольного возраста. - М., 1989.
2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра. - М.,
1991.
3. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. - М.,
1997.
4. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985.
5. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических
представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015.
6. Колесникова. Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет, М., 2007.
7. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000
8. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство –
Пресс», 2001г.
9. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012.
10. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.:
Детство-Пресс, 2015.
11. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. Сост. З.А.
Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс,
2000.
12. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М: Просвещение. –
1990
13. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: Формирование у дошкольников
элементарных математических представлений. – 2-е изд., доп. – М., 1985
14. Математика до школы. Авт.-сост. А.А.Смоленцева, О.В.Суворова. СПб., 2000.
15. Носова Е.А. «Использование игровых методов при формировании у дошкольников
математических представлений». - Л.: 1990г. стр.47-62.

28

16. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у
старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013.
17. Носова Е.А. «Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование
игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». Л. : 1990.
18. Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте.
Совершенствование процесса формирования элементарных математических
представлений в детском саду». -Л. : 1990.
19. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс
математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-7 лет. Москва,
Ювента, 2014г.
20. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей
5-7 лет. Москва, Ювента, 2014г.
21. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста:
Пособие для воспитателей. - М.:Просвещение,1982.
22. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.:Просвещение,1987.
23. Стасова Л.П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ, Воронеж,2008г.
24. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
25. Математические игры: http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskieigry; http://игрыдлядетей24.рф/matematicheskie-igry

Количество и счет

Величина

Форма

Ориентиров Ориентировка
ка в
пространст

ребенка

Фамилия, имя

Оценочные материалы
Контроль проводится с целью выявления первоначального уровня знаний и умений,
возможностей детей и определения природных физических качеств.
Формы: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.

ве

29

во времени

Знает название текущего месяца,
последовательность всех дней недели,
времен года.

Умеет ориентироваться в окружающем
пространстве (с помощью плана) и на
плоскости.

Умеет сравнивать предметы по форме;
узнавать знакомые фигуры в предметах
реального мира.

Умеет измерять с помощью условных мер.

Делит предметы на несколько равных
частей.

Умеет составлять и решать задачи в одно
действие на сложение и вычитание,
пользоваться цифрами и знаками.

Имеет представления о закономерностях
образования чисел числового ряда.

Знает состав чисел до 10, и состав чисел
первого пятка из двух меньших, монеты их
набор и размен.

Есть навыки прямого и обратного счета

Уровни развития:
1 балл - данная характеристика не сформирована, а ее проявление носит случайный
характер. Ребенок имеет «размытые», поверхностные представления, применяет их
наугад, не объясняет их использование, отвечает наугад или с ошибками, объяснить свой
ответ затрудняется, ошибки исправляет неуверенно, отказывается от ответа (низкий
уровень).
2 балла - характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от
особенностей ситуации, наличие контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и
т.д. Ребенок имеет математические представления, репродуктивно владеет ими, не умеет
аргументировано обосновать их использование. Ребенок отвечает верно, но односложно,
пытается объяснить ответ, используя формальное или поверхностное объяснение,
самостоятельно и уверенно исправляет ошибки (средний уровень).
3 балла - проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит
от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей,
настроения, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. ребенок
имеет высокий уровень математических представлений, способность мыслить,
рассуждать, понимать причинно-следственные связи. Ребенок отвечает правильно и
полно, аргументирует свой ответ, заметив ошибку или неточность, исправляет ее сам,
объясняет, почему именно так надо ответить (высокий уровень).
Методика обследования уровня развития математических представлений
детей (инструментарий)
1. Умение пересчитывать предметы.
Цель: выявить уровень овладения счетными навыками.
Фиксируется способ, который ребенок использует при пересчете: глазами, дотрагивается
рукой, используется движение головой, переставляет матрешки в ряд. Перед ребенком по
кругу расставлены 8 матрешек. Сколько матрешек? Сосчитай.
2. Сравнение двух групп предметов.
Цель: выявить способ сравнения двух групп предметов (множеств).
Перед ребенком 9 уточек и 9 уточек в виде числовой фигуры буквы «Т». Сравни, где
уточек больше, меньше. Почему ты так думаешь? Докажи. Ребенок может пересчитать
уточки. Как еще можно определить, что их поровну? Ребенок может продемонстрировать
способ наложения или приложения.
3. Отсчитывание предметов.
Цель: выявить технику счета и умение отсчитывать по заданному числу.
30

4.

5.

6.

7.

Перед ребенком на столе 5 матрешек и 10 кружков. 5 Отсчитай на 1 кружок меньше, чем
здесь матрешек и т. д.
Сложение и вычитание.
Цель: выявить умение складывать и вычитать числа в пределах 10.
Найди ошибку и исправь ее. 7+2=9 8-2=10 6-1=7 6+2=7 7-2=5
10-1=9 8+1=10 4-4=1. Дети производят вычислительные действия, найди ошибку,
исправляют ее. В установке детям отмечается, что ошибки можно исправлять разными
способами.
Представления о цифрах.
Цель: выявить представления о цифрах.
Перед ребенком цифры от 0 до 10 в случайном порядке. Разложи цифры по порядку.
Назови цифры, которые тебе показываю. Покажи цифры: 2,7,4,9,3.
Умение оперировать представлениями о записи двузначных чисел.
Цель: выявить представления об обозначении десятков и единиц в записи чисел
Перед ребенком на листе изображено число 12 – синим цветом, а число 22 – красным.
Здесь записаны два числа. Найди в них различие и сходство.
Умение определять соседей числа
Цель: выявить знание числового ряда
Детям предлагается определить соседей числа и вписать цифры.
8.Умение сравнивать пары чисел и записывать с помощью знаков: больше,
меньше, равно. 5….7; 6…2; 3…4; 5…8; 0…6.
Цель: оценить умения детей сравнивать числа и обозначать с помощью знаков
9.Умение ориентироваться в математической задаче.
Цель: выявить сложившиеся умения ориентироваться в арифметической задаче и решать
ее.
Рабочие красили забор. Сначала они израсходовали две банки краски, а потом еще одна.
Сколько банок краски потребовалось на покраску забора? (фиксируется ответ и
рассуждения ребенка).
10. Умение решать логические задачи.
Цель: выявить умение решать логические задачи.
По столбу ползла божья коровка. Проползла два метра и остановилась отдохнуть как раз
в середине столба. Сколько еще метров осталось проползти божьей коровке до самого
верха?
11. Установление последовательности: событий, времен года, месяцев, дней
недели.
Цель: выявить умения ориентироваться во времени
Разложи согласно последовательности событий и т д. (ребенку предлагается набор
картинок).
12. Умение соотносить полоски по величине.
Цель: выявить умения детей использовать способ соизмерения при построении ряда,
знание терминов при словесном определении сравнительной величины элементов ряда.
Перед ребенком в случайном порядке 5 полосок, отличающихся на 0,5 см. Разложи
полоски по порядку от самой длинной (фиксируется способ соизмерения: приложение,
наложение, глазомер, измерительные навыки).
13. Умение классифицировать геометрические фигуры.
Цель: выявить умение классифицировать геометрические фигуры по заданному признаку.
На листе бумаги наклеены или нарисованы геометрические фигуры разные по размеру,
цвету, конфигурации: большой и маленький круг; прямоугольный, равнобедренный,
равносторонний треугольник; два квадрата; два прямоугольника, ромб, трапеция,
пятиугольник. Рассмотри фигуры. Сколько их всего? Сколько разных цветов? Сколько
31

разных типов фигур? (высший уровень, если ребенок объединяет в одну группу
многоугольники или четырехугольники; низкий уровень, если перечисляет все фигуры.)
14. Представления о геометрических формах.
Цель: выявить представления ребенка о геометрических фигурах и умение определять
признаки геометрических фигур (наличие углов).
Перед ребенком на карточке в ряд изображены шестиугольник, пятиугольник,
четырехугольник. Художник, рисуя эти фигуры, загадал одну хитрость. Разгадай ее и
скажи, какую фигуру здесь надо нарисовать? Если ребенок не смог ответить на этот
вопрос, тогда ему предлагается несколько карточек с разными фигурами, среди которых
есть треугольник. Попробуй из этих фигур выбрать ту, которую надо нарисовать
(треугольник). Попросить ребенка объяснить свой выбор.
15. Представление об условной мерке. Измерение длины.
Цель: оценить умение использовать мерку и обозначать результат измерения
Перед ребенком картонная мерка длиной 2см. Предлагается с помощью мерки сравнить
две линии по длине и результат записать цифрами и сравнить. Фиксируется способ
сравнения, измерительные навыки.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».