ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
Решением Общего собрания работников
ГБДОУ детский сад № 88 Приморского
района Санкт – Петербурга
Протокол от 31.08.2020 № 06
Заведующим ГБДОУ детский
сад № 88 Приморского района
Санкт – Петербурга
____________ Н.С. Торопова
«____»__________ 2020 г.
СОГЛАСОВАНО
Советом родителей ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт – Петербурга
Протокол от 31.08.2020 № 06
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ
БЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ ДЕТСКИЙ САД № 88 КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Санкт – Петербург
2020
1.
Общие положения
1.1.
Настоящее Положение о логопедической помощи в Государственном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 88 комбинированного
вида Приморского района Санкт-Петербурга (далее – Положение) является локальным актом
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 88
комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга (далее – ДОУ), определяет
порядок организации логопедического пункта ДОУ (далее – логопункт), определяет цели,
задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые
нарушения, в ДОУ.
1.2.
Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с
действующими правовыми и нормативными документами системы образования:
− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012;
− Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования»;
− Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
ДОУ и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования»;
− Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
− Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и
инклюзивном образовании детей»;
− Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медикопедагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»;
− Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
− Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
− Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 № 03-51-5 ИП/23-03 «Об интегрированном
воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных
учреждениях»;
− Устав ДОУ.
2. Цели и задачи
2.1.
Логопедический пункт создается в целях оказания коррекционной помощи
воспитанникам ДОУ, имеющим нарушения в развитии устной речи, в освоении ими основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
2.2.
Основными задачами логопедического пункта являются:
− обеспечение коррекции нарушений в развитии устной речи воспитанников ДОУ;
− своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников ДОУ,
обусловленных недостатками в их речевом развитии;
− обеспечение индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи
воспитанникам с нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития и
индивидуальных возможностей;
− обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении
воспитанниками с нарушениями речи основной образовательной программы ДОУ;
− обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательно-образовательного
процесса с воспитанниками, имеющими нарушения речи;
− профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников ДОУ;
− профилактика нарушений в развитии устной речи воспитанников раннего возраста;
− обеспечение взаимодействия педагогических работников ДОУ в разработке и
реализации коррекционных мероприятий;
− проведение разъяснительной работы по логопедическим вопросам среди
педагогических работников, родителей (законных представителей) ДОУ;
− обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников ДОУ по преодолению речевых нарушений;
− повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
3.
Организация деятельности логопедического пункта
3.1.
Логопедический пункт в ДОУ создается для оказания помощи воспитанникам 57 лет, имеющим нарушения в развитии устной речи.
3.2. Основные направления деятельности:
3.2.1.
Логопедическая диагностика - выявление детей, имеющих речевые нарушения
различного генеза в возрасте от 3-х до 7 лет. Проведение углубленного логопедического
обследования для определения уровня речевого развития, выявления специфических речевых
нарушений и структуры дефекта детей, зачисленных на логопункт. Оформление документации
установленного образца по результатам обследования детей.
3.2.2. Коррекционная работа - проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по
исправлению устной речи воспитанников.
3.2.3. Логопедическое консультирование и просвещение – формирование у педагогов и
родителей потребности в логопедических знаниях, желания использовать их в интересах
развития ребенка. Оказание помощи педагогическим работникам и родителям в вопросах
развития и коррекции устной речи детей.
3.3. Комплектование логопедического пункта осуществляется как по одновозрастному,
так и по разновозрастному принципу из числа детей с нарушениями речи (НПОЗ, ФФНР),
посещающих ДОУ.
3.4. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основании обследования
речи, которое проводит учитель-логопед с 01 по 15 сентября и с согласия родителей (законных
представителей) воспитанников.
3.5.
На логопедический пункт ДОУ зачисляются дети дошкольного возраста,
имеющие следующие нарушения в речевом развитии:
− нарушения произношения отдельных звуков (НПОЗ) или фонетическое нарушение
(ФН);
− фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);
3.6.
При зачислении детей учитываются характер и степень тяжести речевых
нарушений, возраст дошкольников. К логопедическим занятиям привлекаются дети старших и
подготовительных к школе групп.
3.7.
Количество детей, занимающихся в логопедическом пункте, определяется в
соответствии с количеством ставок учителей — логопедов, закрепленных за логопедическим
пунктом, и составляет 25 человек на 1 ставку учителя - логопеда.
3.8.
Длительность обучения ребенка на логопедическом пункте зависит от степени
тяжести речевого дефекта и может составлять от 3-х месяцев до 1,5 лет.
3.9.
Выпуск детей из логопедического пункта производится в течение всего
учебного года по мере устранения у них речевых нарушений.
3.10.
На логопедическом пункте предусматривается следующая организация
коррекционного процесса:
− диагностическое обследование детей с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая;
− оформление результатов диагностического обследования (отчет, речевая карта);
− планирование подгрупповой работы и индивидуальной работы;
− оснащение логопедического пункта необходимым оборудованием и наглядными
пособиями;
− совместная работа учителя-логопеда с родителями (законными представителями)
воспитанников, педагогами ДОУ.
3.11.
Учитель-логопед заполняет речевую карту на каждого воспитанника,
зачисленного на логопедический пункт; составляет календарный план коррекционной работы.
3.12.
Формами организации коррекционно-образовательной работы являются
индивидуальные и подгрупповые занятия, которые проводятся по программам коррекционного
обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
3.13.
Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий определяется
степенью нарушения речевого развития:
− фонетико-фонематическое недоразвитие речи - не менее двух раз в неделю;
− фонетический дефект (нарушения произношения отдельных звуков) - не менее одного двух раз в неделю.
3.14.
Продолжительность индивидуального занятия может составлять 15-20 минут,
подгруппового занятия 20-25 минут. Между занятиями допускаются перерывы в 5-10 минут.
Посещаемость детей фиксируется в журнале учета посещаемости логопедических
занятий. Занятия с детьми проводятся преимущественно в первой половине дня.
3.15.
Занятия на логопедическом пункте проводятся с учётом режима работы
организации.
3.16. Ответственность за обязательное посещение занятий в логопедическом пункте несут
родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель группы, которую посещает
ребенок.
3.17. В случае необходимости уточнения диагноза воспитанники с нарушениями речи с
согласия родителей (законных представителей) могут направляться учителем - логопедом в
лечебно-профилактическое учреждение для обследования специалистами (невропатологом,
детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медикопедагогическую комиссию.
4.
Учитель-логопед
4.1.
На должность учителя-логопеда принимаются лица, имеющие высшее
профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу
работы.
4.2.
Учитель-логопед назначается или увольняется в порядке, предусмотренном
действующим законодательством РФ.
4.3.
Учитель-логопед несет ответственность за организацию обследования и
своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное
комплектование группы, качество коррекционного обучения детей с нарушениями устной
речи. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь воспитателям и родителям
воспитанников в определении причин нарушений устной речи и дает рекомендации по их
преодолению.
4.4.
Учитель-логопед:
− обследует речь детей старшей, подготовительной к школе группы ДОУ;
− обследует речь детей младшей и средней групп по запросу воспитателей или родителей
(законных представителей);
− проводит индивидуальные (подгрупповые) занятия с воспитанниками по исправлению
нарушений устной речи, с учетом психофизического состояния воспитанников;
− изучает индивидуальные особенности воспитанников с целью создания условий для
обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, используя разнообразные
формы, методы, приемы и средства обучения, современные образовательные технологии,
включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень
подготовки воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного
образовательного стандарта;
− проводит коррекционные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической наук, возрастной психологии, а также современных информационных
технологий;
− осуществляет систематическую связь с воспитателями воспитанников, занимающихся в
логопедическом пункте, посещает занятия, отслеживает динамику развития воспитанников;
− информирует педагогические советы ДОУ о задачах, содержании, результатах работы
логопункта;
− консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по
применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья;
− реализует образовательные программы;
− участвует в работе педагогических, методических советов, постоянно действующих
семинаров учителей-логопедов, в работе по проведению родительских собраний,
оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной
программой;
− соблюдает права и свободы воспитанников; обеспечивает охрану жизни и здоровья в
период образовательного процесса;
− выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
− повышает свою квалификацию и аттестуется в порядке, установленном для
педагогических работников;
− учитель-логопед логопедического пункта ДОУ пользуется всеми льготами и
преимуществами (продолжительность очередного
отпуска,
порядок
пенсионного
обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством РФ;
− продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы)
учителя-логопеда, работающего на логопедическом пункте ДОУ, установлена в 20 часов
педагогической работы в неделю (16 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи, 4 часа
- на организационно-методическую и консультативную работу с педагогами ДОУ и родителями
воспитанников).
4.5.
Учитель-логопед ведет на логопедическом пункте следующую документацию
(приложение № 1,2,3):
− Годовой план работы на учебный год
− Программа логопедической работы
− Расписание занятий
− Журнал учёта посещаемости логопедических занятий
− Речевая карта
− Индивидуально-перспективный план работы с ребенком
− График работы логопедического пункта
− Отчётная документация по результатам логопедической работы
5.
Руководство работой логопедического пункта
5.1.
Непосредственное руководство работой логопедического пункта осуществляется
администрацией дошкольного образовательного учреждения, в котором находится
логопедический пункт.
6.
Материально-техническая база и финансовое обеспечение
6.1. Логопедический пункт размещается в помещении ДОУ.
6.2.
Ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное
содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию ДОУ.
Приложение №1
Форма Речевой карты
Логопедическое обследование
Состояние речевого аппарата
Губы (толстые, тонкие)
____________________________________________________________________
Зубы (мелкие, крупные, вне дуги, отсутствуют, наклон)
_____________________________________________
Прикус (открытый, боковой, перекрёстный, прямой, прогения,
прогнотия)________________________________
Нёбо (высокое, уплощённое,
готическое)________________________________________________________
Язык (микро-, макроглоссия, состояние подъязычной связки)
_________________________________________
Голос (тихий, громкий, высокий, низкий,
сиплый)__________________________________________________
Мимическая артикуляционная мускулатура
Движение
Поднять брови
Нахмуриться
Закрыть правый глаз
Закрыть левый глаз
Щёки «пухленькие»
Щёки «худышки»
«Улыбка»
«Хоботок»
«Лопаточка»
«Иголочка»
«Чашечка»
«Горка»
«улыбка» - «хоботок»
Есть ли движение, замена, объем, точность, активность, заторможенность, мышечный
тонус, синкинезии, тремор, девиация, переключаемость, истощаемость, неправильное
воспроизведение
«катушечка» - «горка»
Звукопроизношение
Звук
Санки, оса, ананас, коса, нос,
сапоги
Сито, осёл, гусь, сеть, косилка
Зонт, зубы, коза, возы, заноза
Зебра, земля, корзина, резина
Цыплёнок, мельница, огурец,
певец
Шкаф, шина, машина, мыши, душ
Жаба, жук, кожа, ножи
Щенок, щётка, вещи, клещи, лещ,
плащ
Чай, чашка, ключи, печь, меч
Лом, лодка, клумба, клоун, стол,
ствол
Лиса, лебедь, колесо, блюдо,
мель
Рука, рот, нора, карандаш, забор,
набор
Рейка, река, карета, якорь
Другие звуки
Изолированно, в словах
В речи
Дифференциация звуков
Рак
Марина
Коза
Жевать
Том
Уточка
Пашня
Кот
Кора
Лак
Малина
Коса
Зевать
Дом
Удочка
Башня
Год
Гора
Вечер
Мишка
Мыло
Мажет
Каска
Бочка
Мишка
Зайка
Рожки
Языковой анализ и синтез
Есть ли звук Р в словах: мак, кора, домик,
крот__________________________________________
Какой первый звук в слове: АНЯ, ОЛЯ, УТКА, ИГЛЫ
__________________________________________
Ветер
Миска
Мила
Машет
Кашка
Почка
Мышка
Сайка
Ложки
Какой звук в конце слова, в начале, в середине: ДОМ, МАК, ЛУК
_______________________________
Сколько звуков в слове: дом _________ лиса________________ сумка
________________
Составь слово из слогов: зи – ма,
О-Т,
Л-У-К,
Л-У-Н-А,
ко – ле – со, кук – ла. Составь слово из звуков:
С-Т-О-Л,
К-О-Т-И-К.
Заключение
______________________________________________________
К-
Приложение № 2
Заведующему ГБДОУ детский сад № 88
Приморского района Санкт-Петербурга
Тороповой Н.С.
от______________________________
ФИО родителя (законного представителя)
Заявление
Я, ________________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
___________________________________________________________________________________
Являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)
______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
(ФИО, группа обучающегося, дата рождения)
прошу организовать для моего ребёнка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психологопедагогического консилиума/ учителя – логопеда (нужное подчеркнуть).
«___» ____________ 20 _____ г. /___________/ __________________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение № 3
Отчет об эффективности работы учителя – логопеда логопедического пункта
Кол-во
поступи
вших
детей
Количество выпушенных детей
Речь в пределах
возрастной
нормы
Со
значительным
улучшением
Рекомендовано
направить
Количество детей,
направленных на
повторное обучение
С улучшением
Школа
ГБДОУ
НПОЗ
ФФНР
По
болезни
Кол-во детей,
выбывших
по различным
причинам